(0)
Аренда имущества у нерезидента: валютное и таможенное регулирование

Аренда имущества у нерезидента: валютное и таможенное регулирование

9 Октября 2017

Аренда имущества у нерезидента: валютное и таможенное регулирование

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Нерезидент может передать в аренду недвижимое или движимое имущество. Одним из проблемных моментов, возникающих при аренде движимого имущества у нерезидента, является выбор таможенного режима. Кроме того, имеются нюансы, связанные с валютным регулированием. Об этом и пойдет речь в статье.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Документальное оформление

При заключении договора аренды движимого имущества с нерезидентом, прежде всего, необходимо выбрать право, которым будет регулироваться договор. В общем случае к таким договорам применяется право, избранное сторонами (ст. ст. 5, 43 Закона № 2709). Условие о выборе материального и процессуального права, которое будет применяться судом в случае возникновения спора по внешнеэкономическому контракту, относится к его обязательным условиям (п. 1.12 Положения № 201).

В ситуации, когда во внешнеэкономическом договоре отсутствует оговорка относительно применяемого к договору права, будут действовать следующие правила:

– если действует международный договор, заключенный между государствами сторон контракта, будут применяться его нормы (ч. 1 ст. 3 Закона № 2709);

– если такого договора не имеется, будет применяться право страны наймодателя-нерезидента (пп. 5 ч. 1 ст. 44 Закона № 2709).

Согласно ч. 3 ст. 31 Закона № 2709 внешнеэкономический договор, если хотя бы одной стороной является гражданин Украины или юридическое лицо Украины, заключается в форме, предусмотренной законом, независимо от места его заключения, если иное не установлено международным договором Украины.

По нормам ст. 6 Закона № 959 внешнеэкономический договор (контракт) заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной или в электронной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом. В случае экспорта услуг (кроме транспортных) внешнеэкономический договор (контракт) может заключаться путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или путем обмена электронными сообщениями, или другим способом, в частности путем выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде, за предоставленные услуги.

При получении имущества от нерезидента речь может идти об импорте, а не об экспорте услуг. К тому же по гражданскому украинскому законодательству договоры аренды не относятся к услугам и регламентируются отдельной главой 58 "Наем (аренда)" ГКУ. Хотя для целей налогового учета аренда попадает под понятие услуг (пп. 14.1.185, пп. 14.1.203 НКУ).

Учитывая изложенное, имеет смысл все же заключить отдельный договор аренды в письменной или электронной форме. Такой документ необходимо будет представить в уполномоченный банк, который в соответствии с п. 4.2 Инструкции № 136 обязан в случае перечисления резидентом средств в пользу нерезидента требовать (в зависимости от вида операции) копии договора с нерезидентом, актов, счетов (инвойсов) или других документов, подтверждающих осуществление экспорта (импорта) продукции, экспорта работ, транспортных, страховых услуг, импорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности, других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи), и других документов, необходимых банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям его клиентов.

Особенности заключения договоров во внешнеэкономической деятельности регламентируются Положением № 201. При этом необходимо иметь в виду Типовые платежные условия внешнеэкономических договоров (контрактов), установленные постановлением Кабмина и НБУ от 21.06.95 г. № 444.

Помимо договора, факт получения услуги следует подтвердить первичным документом. Обычно для этих целей используется акт оказания услуг. Впрочем, относительно договоров аренды подтверждающим документом может выступать и счет-фактура в случае его оплаты (см. письма Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339, от 22.08.2017 г. № 35210-07/23-3364/2658). В то же время такой документ должен содержать все реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 996.

Кроме того, желательно оформить факт получения имущества в аренду отдельным документом – актом его приема-передачи.

Валютное регулирование

Расчеты через уполномоченные банки

В соответствии со ст. 7 Декрета № 15-93 расчеты в пределах торгового оборота осуществляются только через уполномоченные банки в порядке, установленном НБУ.

Нацбанк, комментируя данную норму, ранее причислял к торговым операциям все операции экспорта (импорта) товаров, к которым согласно ст. 1 Закона № 959 относится любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права (см. письма НБУ от 30.06.2009 г. № 25-115/1081-12427, от 11.06.2010 г. № 25-113/1295-9891). Аргументируя эту позицию, Нацбанк ссылался на нормы п. 1.3 ныне отмененного Положения № 484. Однако и сейчас из п. 3 Постановления № 209 следует, что под торговыми операциями понимаются расчеты за экспорт/импорт товаров.

Исходя из этой позиции, расчеты в рамках договоров аренды (лизинга) также попадают под действие указанной нормы из ст. 7 Декрета № 15-93.

Их лучше соблюдать, поскольку за нарушение данных правил могут применить штраф в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, пересчитанной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких расчетов (абз. 6 п. 2 ст. 16 Декрета № 15-93).

Сроки проведения расчетов

Импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития (ст. 2 Закона № 185).

Между тем указанные ограничения распространяются только на экспортно-импортные операции, то есть на текущие торговые операции в иностранной валюте (п. 10 разд. I Положения № 281). В то же время операции, связанные с выполнением обязательств по лизингу, относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала (п. 12 разд. I Положения № 281). А валютные операции, связанные с движением капитала, могут проводиться без ограничения их обозначенными сроками, что подтверждают и налоговики (см. разъяснение из раздела 114.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Аренда движимого имущества: таможенный режим

При аренде движимого имущества у нерезидента имущество обычно ввозится арендатором на таможенную территорию Украины. Выбор режима ввоза имущества, в том числе и на условиях договора оперативного лизинга (аренды), осуществляется декларантом (ч. 1 ст. 71 ТКУ). В частности, он может выбрать один из следующих вариантов.

Вариант 1

Режим временного ввоза – это таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары, транспортные средства коммерческого назначения ввозятся для конкретных целей на таможенную территорию Украины с условным полным или частичным освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и подлежат реэкспорту до завершения установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования (ч. 1 ст. 103 ТКУ).

Этот режим имеет ограничение по срокам. Согласно ч. 1 ст. 108 ТКУ срок временного ввоза товаров устанавливается органом доходов и сборов в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты помещения товаров в таможенный режим временного ввоза.

Временный ввоз выгоден арендатору, поскольку предусматривает условное полное или частичное освобождение от таможенных платежей.

Полное условное освобождение от обложения таможенными платежами применяется исключительно к следующему имуществу (ч. 1 ст. 105 ТКУ):

1) товарам, транспортным средствам коммерческого назначения, указанным в ст. 189 ТКУ и в Приложениях B.1 – B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе от 26.06.90 г., на условиях, определенных этими приложениями;

2) воздушным судам, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга.

Частичное условное освобождение от обложения таможенными платежами применяется к товарам (за исключением подакцизных) (ч. 1 ст. 106 ТКУ):

1) не указанным в ст. ст. 105 и 189 ТКУ, а также в Приложениях B.1 – B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе от 26.06.90 г.;

2) не соответствующим требованиям указанных Приложений.

В данном случае за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока нахождения имущества на таможенной территории Украины уплачивается 3 % суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае выпуска этих товаров в свободное обращение в Украине, рассчитанной на дату помещения их в таможенный режим временного ввоза (ч. 2 ст. 106 ТКУ).

Общая сумма таможенных платежей, уплачиваемая в рамках условного частичного освобождения, не может превышать сумму, подлежащую уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение (ч. 5 ст. 106 ТКУ).

В общем случае имущество, задекларированное в режиме временного ввоза, вывозится в режиме реэкспорта (п. 2 ч. 1 ст. 86, ч. 1 ст. 112 ТКУ).

Реэкспорт – это таможенный режим, в соответствии с которым товары, которые были ранее ввезены на таможенную территорию Украины или на территорию свободной таможенной зоны, вывозятся за пределы таможенной территории Украины без уплаты вывозной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ч. 1 ст. 85 ТКУ).

Операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта освобождаются от обложения НДС (п. 206.5 НКУ).

Между тем на практике встречаются ситуации, когда имущество в силу каких-либо обстоятельств не может быть оформлено в режиме временного ввоза. Например, срок договора аренды превышает 3 года или по окончании договора имущество не будет вывозиться за пределы Украины. В таких случаях ввезенное имущество оформляется в режиме импорта.

Вариант 2

Режим импорта – это таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины, и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины (ч. 1 ст. 74 ТКУ). При ввозе имущества в этом режиме на общих основаниях уплачивается ввозной НДС и таможенная пошлина.

По окончании действия договора аренды вывоз такого имущества осуществляется в режиме экспорта – таможенного режима, в соответствии с которым украинские товары выпускаются для свободного обращения за пределами таможенной территории Украины без обязательств относительно их обратного ввоза (ч. 1 ст. 82 ТКУ).

Операции по вывозу имущества за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта облагаются НДС по нулевой ставке (абз. "а" пп. 195.1.1, п. 206.4 НКУ).

Итак, от выбранного варианта таможенного режима зависит налогообложение операций. Эти вопросы подробно рассмотрены в статьях "Аренда недвижимого имущества у нерезидента: налоговый и бухгалтерский учет", "Аренда движимого имущества у нерезидента: особенности налогового и бухгалтерского учета".



Влада Карпова,
к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН  




1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. ТКУ – Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

4. Закон № 185 – Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

5. Закон № 959 – Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII.

6. Закон № 996 – Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

7. Закон № 2709 – Закон Украины "О международном частном праве" от 23.06.2005 г. № 2709-IV.

8. Декрет № 15-93 – Декрет Кабмина "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 г. № 15-93.

9. Постановление № 209 – постановление Правления НБУ "Об урегулировании вопросов относительно использования гривни в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота" от 28.05.2012 г. № 209.

10. Положение № 281 – Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденное постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281.

11. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики от 06.09.2001 г. № 201.

12. Положение № 484 – Положение о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на расчеты между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота в валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 14.10.2004 г. № 484 (утратило силу согласно постановлению Правления НБУ от 28.05.2012 г. № 209).

13. Инструкция № 136 – Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация