(0)
Необоротные активы у бюджетников: индексируют ли в 2015 году?

Необоротные активы у бюджетников: индексируют ли в 2015 году?

14 Февраля 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





У нас бюджетное учреждение. В прошлом году индексацию необоротных активов мы не проводили, поскольку не было соответствующих оснований. Нужно ли ее проводить в 2015 году?

(Людмила Г.)


Проводить индексацию первоначальной (переоцененной) стоимости групп необоротных активов в 2015 году нужды однозначно нет. Но все ли так просто, разберемся далее.

Во-первых, Положение № 611, которое регламентировало учет необоротных активов бюджетников, на основании Приказа № 1163 утратило силу, а вместе с ним требование относительно проведения их индексации. Здесь напомним, что согласно п. 7.3 Положения № 611 индексация первоначальной (переоцененной) стоимости групп необоротных активов (кроме объектов жилищного фонда) проводилась по самостоятельному решению руководителя учреждения на протяжении I квартала следующего отчетного года в порядке, определенном п. 146.21 НКУ.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Так, п. 146.21 НКУ устанавливал формулу Кі = [І(а-1) - 10] : 100, где І(а-1) – индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация. Если значение Кі не превысит единицу, индексация не проводится. В 2014 году индексация не проводилась, поскольку І(а-1) = 100,5 %, а соответственно Кі = ((100,5 - 10)/100) = 0,905. По этой логике в 2015 году І(а-1) = 124,9 %, поэтому Кі = ((124,9 - 10)/100) = 1,149, итак, вроде бы появляются основания для проведения индексации необоротных активов.

Но приведем аргумент иной: согласно Закону № 71 п. 146.21 НКУ с вышеприведенной формулой 1 января 2015 года из Налогового кодекса тоже исчез. То есть сегодня, даже при условии, что коэффициент индексации в 2015 году вышел бы больше единицы, законодательных требований относительно проведения индексации необоротных активов нет вообще.

Теперь вернемся к сегодняшним реалиям, которые диктуют нам вместо Положения № 611, утратившего силу, действующие НП(С)БУ 121 "Основные средства" и 122 "Нематериальные активы". Каковы же их требования по индексации необоротных активов? А никаких. Об индексации там ни слова. Впрочем, вышеупомянутые нацстандарты тоже связаны с индексом, только уже с индексом переоценки первоначальной стоимости. Отметим, что такой индекс переоценки имеет другую природу и формулу. Его природа абсолютно не зависит от индекса инфляции, а формула определяется делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

Іп = Св/Зв

где Іп – индекс переоценки;

Св – справедливая стоимость;

Зв – остаточная стоимость.

Если Іп > 1, то проводят дооценку необоротных активов, если же Іп < 1 – осуществляют уценку.

Остаточная стоимость – разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленного износа;

Справедливая стоимость – сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату.

п. 4 р. 1 НП(С)БУ 121 "Основные средства"

Итак, чтобы получить переоцененную первоначальную стоимость необоротных активов и износ (накопленную амортизацию), необходимо перемножить первоначальную стоимость и суммы износа (амортизации) на индекс переоценки (п. 5 р. 3 НП(С)БУ 121 "Основные средства" и п. 7 р. 3 НП(С)БУ 122 "Нематериальные активы").

Вместе с тем, согласно п. 4 р. 3 НП(С)БУ 121 "Основные средства" и п. 4 р. 3 НП(С)БУ 122 "Нематериальные активы" порогом существенности (Пс) для проведения переоценки необоротных активов принимается величина, равная 10 %-му отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости. Иначе говоря, если Пс > = 10 % такого отклонения, наступает право для проведения переоценки необоротных активов, если же Пс < 10 %, то порог не достигнут; соответственно, и переоценку необоротных активов проводить нет оснований.

Для переоценки как основных средств (ОС), так и нематериальных активов (НА) решение принимает руководитель учреждения. Но для объекта ОС решение может быть принято при условии, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. Сразу заметим: если будет переоценен один объект ОС, одновременно осуществляется переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект. Для нематериальных активов переоценка возможна при условии, что для них существует активный рынок. В случае же переоценки отдельного объекта НА необходимо будет переоценить все прочие активы группы, к которой относится этот нематериальный актив.

Не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется по "непрямолинейному" методу, и нематериальные активы, относительно которых не существует активного рынка.

Но и это еще не все. Решение о проведении переоценки необоротных активов, принятое руководителем учреждения, должно быть согласовано с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен (п. 3 р. 3 НП(С)БУ 121 "Основные средства" и п. 3 р. 3 НП(С)БУ 122 "Нематериальные активы"). Итак, как видим, для проведения переоценки необоротных активов самостоятельного решения руководителя бюджетного учреждения мало, его необходимо обязательно согласовать с учреждением высшего уровня или с тем, которое утверждает смету.

О переоценке необоротных активов "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" также рассказывал в материалах:
  • "Готовимся к НП(С)БУ в госсекторе: бухучет основных средств" (№ 49 за 2014 г.);
  • "Нематериальные активы бюджетного учреждения: учитываем по НП(С)БУ" (№ 06 за 2015 г.).

Резюме статьи

Подводя итоги, приходим к следующему выводу: в 2015 году индексация необоротных активов действующим законодательством не предусмотрена. Вместо того, в бюджетных нацстандартах мы получили обновленные правила переоценки первоначальной стоимости необоротных активов. В отличие от индексации, для проведения которой был отведен І квартал следующего отчетного года, период для проведения переоценки активов не установлен, ведь проводится такая переоценка только при условиях, определенных в НП(С)БУ 121 "Основные средства" и НП(С)БУ 122 "Нематериальные активы".

Александр Зеленый,
эксперт,
ЛІГА:ЗАКОН


1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 71 – Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 г. № 71-VІІІ.

3. НП(С)БУ 121 "Основные средства" – НП(С)БУ в госсекторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

4. НП(С)БУ 122 "Нематериальные активы" – НП(С)БУ в госсекторе 122 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

5. Положение № 611 – Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

6. Приказ № 1163 – приказ Минфина "Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету" от 25.11.2014 г. № 1163.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

 

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН