(0)
Убытки от форс-мажора: общая часть

Убытки от форс-мажора: общая часть

16 Марта 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В такие тревожные времена никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Они могут быть как природного характера, так и техногенного. Причиной форс-мажорных обстоятельств бывают и человеческие факторы (кража, небрежность, приведшая к уничтожению активов, военные действия и т. п.). Сегодня мы поговорим об отражении убытков, а именно – потери ТМЦ в случае форс-мажорных обстоятельств, в бухгалтерском и налоговом учете.

Форс-мажорные обстоятельства определение

На сегодня действующим законодательством не установлено обобщенное определение форс-мажорных обстоятельств. В отдельных нормативных актах, для отдельных случаев определение, что же такое форс-мажорные обстоятельства, приведено.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Для практического использования в целях бухгалтерского и налогового учета предлагаем определение с части 2 ст. 141 Закона о ТПП. Так, форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам, а именно: угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь, вражескими атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и непровозглашенная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжения, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, продолжительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т. п., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийным бедствием, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, буря, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг почвы, другие стихийные бедствия и т. п.

Как видите, перечень всех возможных форс-мажорных обстоятельств достаточно значителен.

В нормативке часто встречается понятие чрезвычайных ситуаций (ситуаций непреодолимой силы), что по своей сути принадлежат к форс-мажорным обстоятельствам.

Так, согласно п. 3.1 Национального классификатора чрезвычайных ситуаций ДК 019:2010 чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в частности эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, пожаром, что привело (может привести) к возникновению большого количества пострадавших, угрозы жизни и здоровью людей, их гибели, значительных материальных потерь, а также к невозможности проживания населения на территории или объекте, осуществления там хозяйственной деятельности.

Чрезвычайные ситуации классифицируют по характеру происхождения, степени распространения, размеру человеческих потерь и материального ущерба.

В зависимости от характера происхождения событий, что могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Украины, определяют такие виды чрезвычайных ситуаций:

– техногенного характера;

– естественного характера;

– социального характера;

– военного характера.

Следствиями форс-мажорных обстоятельств для предприятия в большинстве случаев являются убытки. Для того, чтобы их отобразить в учете, данную операцию нужно задокументировать.

Документирование факта убытков от форс-мажора

На начальном этапе фиксирования убытков от форс-мажорных обстоятельств нужно побеспокоиться о наличии официальных документов. Так, причиненные убытки в случае кражи или поджога должны быть зафиксированы в соответствующем заявлении в органы МВД. Если же дело имеем с обстоятельствами непреодолимой силы в виде пожара (поджога) или естественного, техногенного, военного происхождения, следует получить акты установления чрезвычайных событий МЧС, удостоверяющие пожар, стихийное бедствие, техногенную аварию и т. п.

Если основные средства уничтожены в связи с боевыми действиями на территории АТО, то чтобы списать с учета такой объект, следует получить сертификат Торгово-промышленной палаты Украины. Об этом, в частности, идет речь в письме ГФСУ от 07.11.2014 г. № 6437/6/99-99-19-02-02-15. Собственно, там указано, что единым надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имеющих место на территории проведения антитеррористической операции, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Вообще все вышеприведенные документы будут фиксировать форс-мажорные события. Но суммы причиненных убытков нужно определять самостоятельно.

Для этого сначала следует припомнить, что обязательное проведение инвентаризации происходит в случае (п. 7 раздела І Положения № 879):

– установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия;

– техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) в объеме, определенном руководителем предприятия;

– в других случаях, предусмотренных законодательством.

Если на предприятии обнаружили кражу или порчу (уничтожение) активов в связи с форс-мажорными обстоятельствами, то в таком случае инвентаризацию проводят в день выявления этих обстоятельств. Если же состоялась техногенная авария, пожар или стихийное бедствие, то инвентаризацию причиненного вреда проводят на следующий день после окончания этих чрезвычайных событий. По итогам инвентаризации вы и установите количество поврежденного или уничтоженного имущества.

!
В соответствии с п. 8 р. І Положения № 879 предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда появится возможность обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Данные инвентаризации указывают в инвентаризационных описях (можно использовать Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме № М-21, утвержденной приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. № 193).

Кроме того, инвентаризационная комиссия формирует протокол, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия (п. 1 раздела ІV Положения № 879). В протоколе указываются, в частности, причины порчи и уничтожения матценностей. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 раздела ІV Положения № 879).

Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (см. п. 3 раздела ІV Положения № 879).

Порядок бухгалтерского и налогового учета убытков, причиненных предприятию от форс-мажорных обстоятельств в отдельных случаях, раскрыт в материалах издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":

"Убытки от форс-мажора: оформление и отражение в учете потери ТМЦ"  (№ 08 за 2015 год);

"Убытки от форс-мажора: уничтожение или частичное уничтожение основных средств" (№ 11 за 2015 год);

"Убытки от форс-мажора: уценка поврежденных товаров" (№ 11 за 2015 год).

Об особенностях учета в случае получения бюджетного возмещения узнайте из материала "Убытки от форс-мажора: получаем страховое возмещение" (№ 11 за 2015 год).


Дмитрий Боровенко,
консультант по налоговому и бухгалтерскому учету



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 года № 2755-VІ.

2. Закон о ТПП – Закон Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 02.12.97 года № 671/97-ВР.

3. Положение № 879 – Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 года № 879.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

 

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН