(0)
Благотворительные организации: порядок создания

Благотворительные организации: порядок создания

20 Апреля 2015

Благотворительные организации: порядок создания

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В наши непростые времена благотворительные организации имеют особое значение. Ведь через эти структуры оказывается помощь всем нуждающимся, которых сейчас немало. При этом государство предоставляет налоговые преференции таким благотворителям. О том, как правильно создать благотворительную организацию с целью получения налоговых льгот, "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" расскажет в статье.

Основным нормативным актом, очерчивающим специфику деятельности благотворительных организаций, является Закон № 5073.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073 благотворительная организация – юридическое лицо частного права, учредительные документы которого определяют благотворительную деятельность в одной или нескольких сферах, определенных данным Законом, как основную цель ее деятельности.

Из этого следует, что благотворительной организацией может быть только юридическое лицо, основной целью деятельности которого является предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, определенных Законом № 5073, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах (ч. 1 ст. 3 Закона № 5073).

Целью благотворительных организаций не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций (ч. 1 ст. 11 Закона № 5073). При этом благотворительные организации имеют право осуществлять хозяйственную деятельность без цели получения прибыли, которая способствует достижению их уставных целей (ч. 4 ст. 16 Закона № 5073).

Это соответствует определению благотворительной деятельности, под которой понимается добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных Законом № 5073 целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также уплаты любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).

Благотворителем считается дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), добровольно осуществляющее один или несколько видов благотворительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).

Учредителями благотворительных организаций могут быть дееспособные физические и юридические лица, кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, других юридических лиц публичного права (ч. 1 ст. 12 Закона № 5073).

Благотворительные организации не имеют права оказывать благотворительную помощь политическим партиям или от имени политических партий, а также участвовать в избирательной агитации (ч. 3 ст. 3 Закона № 5073).

В то же время субъекты благотворительной деятельности имеют право осуществлять благотворительные программы, совместную благотворительную деятельность и другие виды благотворительной деятельности совместно с нерезидентами с учетом особенностей, определенных законами или международными договорами Украины (ч. 3 ст. 4 Закона № 5073).

Благотворительные организации имеют право создавать обособленные подразделения, быть учредителем и участником других благотворительных организаций, а также союзов, ассоциаций, других добровольных объединений, осуществлять совместную благотворительную деятельность, а также иметь другие права по закону (ч. 4 ст. 11 Закона № 5073).

Благотворительная организация может быть создана в виде:
  • благотворительного общества – благотворительная организация, которая создана не менее чем двумя учредителями и действует на основании устава (ч. 2 ст. 13 Закона № 5073);
  • благотворительного учреждения – благотворительная организация, учредительный акт которой определяет активы, которые один или несколько учредителей передают для достижения целей благотворительной деятельности за счет таких активов и/или доходов от таких активов. Учредительный акт благотворительного учреждения может содержаться в завещании. Учредитель или учредители благотворительного учреждения не берут участия в управлении благотворительным учреждением. Благотворительное учреждение действует на основании учредительного акта (ч. 3 ст. 13 Закона № 5073);
  • благотворительного фонда – благотворительная организация, которая действует на основании устава, имеет участников и управляется участниками, не обязанными передавать этой организации любые активы для достижения целей благотворительной деятельности. Благотворительный фонд может быть создан одним или несколькими учредителями. Активы благотворительного фонда могут формироваться участниками и/или другими благотворителями (ч. 4 ст. 13 Закона № 5073).
Благотворительные организации приобретают права и обязанности юридического лица с момента их государственной регистрации, которая проводится в соответствии с Законом № 755. Госрегистрация проводится государственным регистратором по местонахождению юридического лица (ч. 1 ст. 5 Закона № 755).

Для проведения госрегистрации юридического лица учредитель или уполномоченное лицо подают государственному регистратору такие документы (ч. 1 ст. 24 Закона № 755):

1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица (форма № 1, утвержденная приказом № 3178/5);

2) экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально засвидетельствованную копию) решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом. Применительно к благотворительной организации обязанности составления такого документа в нормативных актах нет;

3) два экземпляра учредительных документов (в случае представления электронных документов – один экземпляр). Учредительным документом благотворительного общества и благотворительного фонда является устав. Учредительным документом благотворительного учреждения является учредительный акт. Учредительные документы благотворительной организации утверждаются учредителем (учредителями) благотворительной организации или уполномоченными ими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 755 к регистрационной карточке может быть добавлено как приложение заявление об избрании юридическим лицом упрощенной системы налогообложения и/или регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС.

Упрощенную систему налогообложения благотворительные организации не применяют, поскольку в соответствии с пп. 291.5.5 НКУ не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 %. Кроме того, налоговики отказывают в применении упрощенной системы налогообложения любым неприбыльным организациям (см. вопрос-ответ из раздела 108.01.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Плательщиком НДС является, в частности, юридическое лицо, созданное согласно закону в любой организационно-правовой форме (абз. "а" пп. 14.1.139 НКУ). Поэтому благотворительная организация, в принципе, может подать заявление о регистрации плательщиком НДС в добровольной форме, однако это невыгодно – большинство операций у них освобождаются от обложения НДС.

Государственный регистратор проверяет представленные документы на соответствие установленным требованиям и в случае их нарушения возвращает заявителю (ч. 11 ст. 24 Закона № 755).

! Одним из оснований для возврата документов с госрегистрации является несоответствие написания наименования благотворительной организации установленным требованиям. Согласно с п. 1.3 Требований № 368 название юридического лица не может содержать ссылку на организационно-правовую форму.

Благотворительная организация числится под одноименным кодом 845 в Статистическом классификаторе организационных форм субъектов экономики. Поэтому в наименовании таких юрлиц не может быть указано "благотворительная организация", "общественная организация" и т. п. Впрочем, некоторым лицам удавалось в судебном порядке отстаивать правомерность указания в названии благотворительной организации, в частности, термина "общественная организация" (см. постановление Одесского апелляционного административного суда от 12.12.2014 г. по делу № 815/3885/14), но лучше дело до суда не доводить.

Заметим также, что юридическому лицу, которому в установленном Законом № 3236 порядке не предоставлен статус волонтерской организации, запрещается любое использование слов "волонтерская организация" в своем наименовании и деятельности (п. 2.23 Требований № 368). Предоставляет такой статус Минсоцполитики после проведения госрегистрации организации (пп. 581 п. 4 Положения № 389).

После проведения государственной регистрации благотворительная организация регистрируется в Реестре неприбыльных учреждений и организаций. Это следует сделать для того, чтобы не являться плательщиком налога на прибыль (пп. 133.1.1 НКУ). На данный момент действует еще Положение № 37, принятое под старую редакцию НКУ (см. письмо ГФСУ от 02.03.2015 г. № 7023/7/99-99-19-02-02-17).

В соответствии с п. 2 р. II Положения № 37 благотворительная организация должна подать в территориальный налоговый орган по своему местонахождению:
  • регистрационное заявление по форме 1-РН (приложение 1 к Положению № 37);
  • копии учредительных документов.
При включении неприбыльного учреждения и организации в базу Реестра неприбыльных учреждений и организаций ей по коду из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины присваивается признак неприбыльности. Для благотворительной организации это признак "0005" – благотворительные фонды (организации), созданные в порядке, определенном законом для осуществления благотворительной деятельности.

Кроме того, благотворительная организация может быть зарегистрирована как получатель гуманитарной помощи в соответствии с Порядком № 39. Это необходимо для получения налоговых льгот по операциям с гуманитарной помощью, предоставляемой согласно Закону № 1192.

Регистрация получателей гуманитарной помощи проводится путем включения их в Единый реестр получателей гуманитарной помощи (см. вопрос-ответ из раздела 221.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Для регистрации юридическое лицо подает Минсоцполитики (п. 3 Порядка № 39):

– заявление;

– ориентировочный перечень приобретателей гуманитарной помощи – юридических лиц и/или информацию об ориентировочном количестве населения, нуждающегося в помощи;

– документы, необходимые для признания грузов, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, выполненных работ, оказанных услуг гуманитарной помощью:

– заявление о признании груза гуманитарной помощью;

– письменное предложение донора о предоставлении гуманитарной помощи;

– план распределения груза приобретателям;

– информацию министерств и других центральных органов исполнительной власти относительно целесообразности признания грузов, средств, в том числе в иностранной валюте, выполненных работ, оказанных услуг гуманитарной помощью (при наличии);

– нотариально засвидетельствованную копию учредительных документов.

При принятии решения о создании благотворительных организаций следует также учесть, что активы, которые остаются во время их ликвидации после удовлетворения требований кредиторов, должны быть переданы одной или нескольким благотворительным организациям в порядке, установленном учредительными документами, или по решению суда (ч. 5 ст. 18 Закона № 5073).

Кроме того о налогообложении благотворительных организаций и учете узнайте в издании "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН" из материалов:
  • Налогообложение благотворительных организаций (№16 за 2015 год);
  • Благотворительные организации: документальное оформление и бухгалтерский учет (№16 за 2015 год);
  • Благотворительные организации: налогообложение доходов физлиц-бенефициаров (№16 за 2015 год).




Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. НКУ
– Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 755 – Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" от 15.05.2003 г. № 755-IV.

3. Закон № 5073 – Закон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

4. Закон № 3236 – Закон Украины "О волонтерской деятельности" от 19.04.2011 г. № 3236-VI.

5. Закон № 1192 – Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 г. № 1192-XIV.

6. Требования № 368 – Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 05.03.2012 г. № 368/5.

7. Положение № 37 – Положение о реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37.

8. Порядок № 39 – Порядок регистрации получателей гуманитарной помощи, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.2013 г. № 39.

9. Положение № 389
– Положение о Министерстве социальной политики Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389/2011.

10. Приказ № 3178/5 – приказ Министерства юстиции Украины "Об утверждении форм регистрационных карточек" от 14.10.2011 г. № 3178/5.

11. Статистический классификатор организационных форм субъектов экономики – Статистический классификатор организационных форм субъектов экономики, утвержденный приказом Государственной службы статистики Украины от 29.09.2014 г. № 271.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН