|
Основным нормативным актом, очерчивающим специфику деятельности благотворительных организаций, является Закон № 5073.
|
Из этого следует, что благотворительной организацией может быть только юридическое лицо, основной целью деятельности которого является предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, определенных Законом № 5073, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах (ч. 1 ст. 3 Закона № 5073).
Целью благотворительных организаций не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций (ч. 1 ст. 11 Закона № 5073). При этом благотворительные организации имеют право осуществлять хозяйственную деятельность без цели получения прибыли, которая способствует достижению их уставных целей (ч. 4 ст. 16 Закона № 5073).
Это соответствует определению благотворительной деятельности, под которой понимается добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных Законом № 5073 целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также уплаты любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).
Благотворителем считается дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), добровольно осуществляющее один или несколько видов благотворительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).
Учредителями благотворительных организаций могут быть дееспособные физические и юридические лица, кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, других юридических лиц публичного права (ч. 1 ст. 12 Закона № 5073).
Благотворительные организации не имеют права оказывать благотворительную помощь политическим партиям или от имени политических партий, а также участвовать в избирательной агитации (ч. 3 ст. 3 Закона № 5073).
В то же время субъекты благотворительной деятельности имеют право осуществлять благотворительные программы, совместную благотворительную деятельность и другие виды благотворительной деятельности совместно с нерезидентами с учетом особенностей, определенных законами или международными договорами Украины (ч. 3 ст. 4 Закона № 5073).
Благотворительные организации имеют право создавать обособленные подразделения, быть учредителем и участником других благотворительных организаций, а также союзов, ассоциаций, других добровольных объединений, осуществлять совместную благотворительную деятельность, а также иметь другие права по закону (ч. 4 ст. 11 Закона № 5073).
Благотворительная организация может быть создана в виде:
- благотворительного общества – благотворительная организация, которая создана не менее чем двумя учредителями и действует на основании устава (ч. 2 ст. 13 Закона № 5073);
- благотворительного учреждения – благотворительная организация, учредительный акт которой определяет активы, которые один или несколько учредителей передают для достижения целей благотворительной деятельности за счет таких активов и/или доходов от таких активов. Учредительный акт благотворительного учреждения может содержаться в завещании. Учредитель или учредители благотворительного учреждения не берут участия в управлении благотворительным учреждением. Благотворительное учреждение действует на основании учредительного акта (ч. 3 ст. 13 Закона № 5073);
- благотворительного фонда – благотворительная организация, которая действует на основании устава, имеет участников и управляется участниками, не обязанными передавать этой организации любые активы для достижения целей благотворительной деятельности. Благотворительный фонд может быть создан одним или несколькими учредителями. Активы благотворительного фонда могут формироваться участниками и/или другими благотворителями (ч. 4 ст. 13 Закона № 5073).
Для проведения госрегистрации юридического лица учредитель или уполномоченное лицо подают государственному регистратору такие документы (ч. 1 ст. 24 Закона № 755):
1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица (форма № 1, утвержденная приказом № 3178/5);
2) экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально засвидетельствованную копию) решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом. Применительно к благотворительной организации обязанности составления такого документа в нормативных актах нет;
3) два экземпляра учредительных документов (в случае представления электронных документов – один экземпляр). Учредительным документом благотворительного общества и благотворительного фонда является устав. Учредительным документом благотворительного учреждения является учредительный акт. Учредительные документы благотворительной организации утверждаются учредителем (учредителями) благотворительной организации или уполномоченными ими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 755 к регистрационной карточке может быть добавлено как приложение заявление об избрании юридическим лицом упрощенной системы налогообложения и/или регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС.
Упрощенную систему налогообложения благотворительные организации не применяют, поскольку в соответствии с пп. 291.5.5 НКУ не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 %. Кроме того, налоговики отказывают в применении упрощенной системы налогообложения любым неприбыльным организациям (см. вопрос-ответ из раздела 108.01.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).
Плательщиком НДС является, в частности, юридическое лицо, созданное согласно закону в любой организационно-правовой форме (абз. "а" пп. 14.1.139 НКУ). Поэтому благотворительная организация, в принципе, может подать заявление о регистрации плательщиком НДС в добровольной форме, однако это невыгодно – большинство операций у них освобождаются от обложения НДС.
Государственный регистратор проверяет представленные документы на соответствие установленным требованиям и в случае их нарушения возвращает заявителю (ч. 11 ст. 24 Закона № 755).
! | Одним из оснований для возврата документов с госрегистрации является несоответствие написания наименования благотворительной организации установленным требованиям. Согласно с п. 1.3 Требований № 368 название юридического лица не может содержать ссылку на организационно-правовую форму. |
Благотворительная организация числится под одноименным кодом 845 в Статистическом классификаторе организационных форм субъектов экономики. Поэтому в наименовании таких юрлиц не может быть указано "благотворительная организация", "общественная организация" и т. п. Впрочем, некоторым лицам удавалось в судебном порядке отстаивать правомерность указания в названии благотворительной организации, в частности, термина "общественная организация" (см. постановление Одесского апелляционного административного суда от 12.12.2014 г. по делу № 815/3885/14), но лучше дело до суда не доводить.
Заметим также, что юридическому лицу, которому в установленном Законом № 3236 порядке не предоставлен статус волонтерской организации, запрещается любое использование слов "волонтерская организация" в своем наименовании и деятельности (п. 2.23 Требований № 368). Предоставляет такой статус Минсоцполитики после проведения госрегистрации организации (пп. 581 п. 4 Положения № 389).
После проведения государственной регистрации благотворительная организация регистрируется в Реестре неприбыльных учреждений и организаций. Это следует сделать для того, чтобы не являться плательщиком налога на прибыль (пп. 133.1.1 НКУ). На данный момент действует еще Положение № 37, принятое под старую редакцию НКУ (см. письмо ГФСУ от 02.03.2015 г. № 7023/7/99-99-19-02-02-17).
В соответствии с п. 2 р. II Положения № 37 благотворительная организация должна подать в территориальный налоговый орган по своему местонахождению:
- регистрационное заявление по форме 1-РН (приложение 1 к Положению № 37);
- копии учредительных документов.
Кроме того, благотворительная организация может быть зарегистрирована как получатель гуманитарной помощи в соответствии с Порядком № 39. Это необходимо для получения налоговых льгот по операциям с гуманитарной помощью, предоставляемой согласно Закону № 1192.
Регистрация получателей гуманитарной помощи проводится путем включения их в Единый реестр получателей гуманитарной помощи (см. вопрос-ответ из раздела 221.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).
Для регистрации юридическое лицо подает Минсоцполитики (п. 3 Порядка № 39):
– заявление;
– ориентировочный перечень приобретателей гуманитарной помощи – юридических лиц и/или информацию об ориентировочном количестве населения, нуждающегося в помощи;
– документы, необходимые для признания грузов, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, выполненных работ, оказанных услуг гуманитарной помощью:
– заявление о признании груза гуманитарной помощью;
– письменное предложение донора о предоставлении гуманитарной помощи;
– план распределения груза приобретателям;
– информацию министерств и других центральных органов исполнительной власти относительно целесообразности признания грузов, средств, в том числе в иностранной валюте, выполненных работ, оказанных услуг гуманитарной помощью (при наличии);
– нотариально засвидетельствованную копию учредительных документов.
При принятии решения о создании благотворительных организаций следует также учесть, что активы, которые остаются во время их ликвидации после удовлетворения требований кредиторов, должны быть переданы одной или нескольким благотворительным организациям в порядке, установленном учредительными документами, или по решению суда (ч. 5 ст. 18 Закона № 5073).
Кроме того о налогообложении благотворительных организаций и учете узнайте в издании "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН" из материалов:
- Налогообложение благотворительных организаций (№16 за 2015 год);
- Благотворительные организации: документальное оформление и бухгалтерский учет (№16 за 2015 год);
- Благотворительные организации: налогообложение доходов физлиц-бенефициаров (№16 за 2015 год).
Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. Закон № 755 – Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" от 15.05.2003 г. № 755-IV.
3. Закон № 5073 – Закон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 05.07.2012 г. № 5073-VI.
4. Закон № 3236 – Закон Украины "О волонтерской деятельности" от 19.04.2011 г. № 3236-VI.
5. Закон № 1192 – Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 г. № 1192-XIV.
6. Требования № 368 – Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 05.03.2012 г. № 368/5.
7. Положение № 37 – Положение о реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37.
8. Порядок № 39 – Порядок регистрации получателей гуманитарной помощи, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.2013 г. № 39.
9. Положение № 389 – Положение о Министерстве социальной политики Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389/2011.
10. Приказ № 3178/5 – приказ Министерства юстиции Украины "Об утверждении форм регистрационных карточек" от 14.10.2011 г. № 3178/5.
11. Статистический классификатор организационных форм субъектов экономики – Статистический классификатор организационных форм субъектов экономики, утвержденный приказом Государственной службы статистики Украины от 29.09.2014 г. № 271.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |