(0)
Выездная и выносная сезонная торговля: как организовать и осуществлять

Выездная и выносная сезонная торговля: как организовать и осуществлять

27 Апреля 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





С приближением летнего сезона активизируется выездная (выносная) сезонная торговля овощами, фруктами, напитками, мороженым и др. Эта форма торговли предусматривает осуществление продажи товаров через пункты некапитальной застройки, в частности палатки, киоски, лотки, а также через средства передвижной сети (автомагазины, авторазвозки и т. п.). Как организовать и осуществлять такую торговлю, расскажем в статье.


Организация выездной и выносной торговли

Выездная и выносная торговля относится к розничной торговле через мелкооптовую сеть и является одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Требования к организации мелкорозничной торговой сети, ее помещениям и оборудованию установлены Правилами № 369.

Продажа товаров осуществляется через:

пункты некапитальной застройки – киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

средства передвижной сети – автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Выездная (выносная) торговля может осуществляться на рынках, ярмарках или в других разрешенных для этого местах.

Размещение объектов выездной (выносной) торговли

Пункты мелкорозничной торговли размещаются на основании письменного разрешения местного органа государственной исполнительной власти (органа местного самоуправления). Выдаются такие разрешения согласно требованиям:

• Земельного кодекса Украины;

• законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территории, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуре (п. 16 Правил № 369).

Так, согласно п. 30 Порядка № 833 выездная и выносная торговля продовольственными товарами, готовыми к употреблению, а также продажа скоропортящихся продтоваров осуществляется в отведенных для этого местах при условии наличия разрешения передвижных малых архитектурных форм (далее – МАФ).

При этом п. 35 р. V Правил № 198 установлен запрет на размещение МАФов:

– вблизи фасадов административных и культовых зданий, в непосредственной близости от памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов украшения домов и декоративного благоустройства территории;

– ближе 20 метров к перекресткам улиц;

– в охранных зонах инженерных коммуникаций;

– на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который ее обозначает (кроме МАФов, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);

– на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

– ближе 100 метров к железнодорожным переездам.

Обращаем внимание, что в разных нормативных актах определения МАФов различаются.

Так, ст. 21 Закона № 2807 определяет малую архитектурную форму (МАФ) как элемент декоративного или иного оснащения объекта благоустройства. К МАФам относятся, в частности, беседки, павильоны, навесы, уличная мебель (скамейки, лавки, столы) и др.

Вместе с тем согласно п. 2 р. І Правил № 198, р. V которых определяет правила размещения МАФов и наружной рекламы, МАФ для осуществления предпринимательской деятельности – это небольшое (площадью до 30 кв. метров) сооружение торгово-бытового назначения, изготовляемое из облегченных конструкций и устанавливаемое временно без построения фундамента.

Однако все объекты выездной (выносной) торговли согласно ст. 28 Закона № 3038 подпадают под определение временных сооружений.

Временное сооружение торгового назначения для осуществления предпринимательской деятельности – одноэтажное сооружение, изготовленное из облегченных конструкций с учетом основных требований к зданиям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и установленное временно, без устройства фундамента.

(ст. 28 Закона № 3038)

Такое сооружение может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 квадратных метров по внешнему контуру) или не иметь такого помещения (ч. 2 ст. 28 Закона № 3038).

При этом вне зависимости от того, является объект выездной (выносной) торговли МАФом, временным сооружением или просто автофургоном, на размещение такого объекта торговли требуется разрешение, которое выдается органом местного самоуправления.

Предоставление документов на получение разрешения на размещение объекта выездной (выносной) торговли

Отметим, что законодательство относительно выдачи таких разрешений очень непрозрачно. Полный перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения разрешения на размещение объектов выездной (выносной) торговли, в отдельном законодательном акте не указан. Такие перечни устанавливаются органами местного самоуправления в их решениях на основании ряда законодательных актов, а поэтому могут отличаться в зависимости от региона.

Так, приблизительный перечень документов, которые необходимо предоставить органу местного самоуправления для получения разрешения на размещение объектов выездной (выносной) торговли, следующий:

– заявление на разрешение выездной (выносной) торговли;

– согласованная органами ГАИ и отделом градостроительства и архитектуры городского (сельского, поселкового) совета схема размещения объекта;

– копия правоучредительных документов на земельный участок для размещения стационарного объекта, в пределах которого будет осуществляться выносная торговля;

– ассортиментный перечень продукции для реализации, согласованный территориальным органом Госсанэпидслужбы;

– копия договора на вывоз твердых бытовых отходов по объекту, заключенного со специализированным предприятием;

– выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР);

– копия санитарного паспорта автомобиля (при торговле из автотранспортных средств продовольственными товарами).

При этом орган местного самоуправления может отказать в предоставлении разрешения, в частности, по следующим причинам:

– представление установленного пакета документов не в полном объеме;

– выявление недостоверной информации в представленных документах;

– целевое назначение имеющегося у заявителя земельного участка (в случае выносной торговли) не соответствует предмету разрешения;

– отсутствие в перечне основных видов деятельности субъекта хозяйствования согласно данным ЕГР вида деятельности, связанного с предметом разрешения.

В случае отказа в предоставлении разрешения орган местного самоуправления должен принять решение об отказе в выдаче разрешения и предоставить заявителю обоснованный ответ с указанием причин отказа.

Отказ в предоставлении разрешения может быть обжалован согласно Закону № 393 или в судебном порядке.

Кроме того, нормы законодательства не запрещают заявителю после получения отказа и устранения его причин представить заявление повторно.

Применение РК и КУРО или РРО

При осуществлении выездной и выносной торговли разрешается не использовать регистратор расчетных операций (РРО) при обязательном использовании расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО) при условии, что предельный размер годового объема операций по продаже товаров не превышает 200 тыс. грн. Это предусмотрено п. 2 Перечня № 1336.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 265 субъекты хозяйствования не обязаны применять РРО, РК и КУРО при осуществлении выездной торговли в следующих случаях:

• при продаже товаров физлицами-единщиками, которые относятся к группам плательщиков единого налога, не применяющим РРО согласно требованиям НКУ;

• при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами за наличные средства на рынках;

• при продаже в киосках, из лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота (при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров);

• при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов;

• если в месте получения товаров операции по расчетам в наличной форме не осуществляются.

Об этом "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" рассказывал также в статье "РРО: сфера применения" (№ 15 за 2015 год).

Получение лицензии

Для осуществления выездной (выносной) торговли промышленными и продуктовыми товарами лицензия не требуется, кроме торговли товарами, которые подлежат лицензированию, в частности алкогольными напитками и табачными изделиями.

Детально о правилах продажи алкогольной продукции "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" рассказывал в статье "Продажа алкоголя на предприятиях розничной торговли и общественного питания" (№ 41 за 2014 год).

Ответственность за нарушения выездной торговли

При осуществлении выездной или выносной торговли без разрешения органа местного самоуправления предусмотрена ответственность согласно ст. 164 КоАП Украины.

Кроме того, при осуществлении выездной (выносной) торговли, как и в случае осуществления обычной торговли в помещении, предусмотрена ответственность за нарушения прав потребителей согласно ст. 23 Закона № 1023, за нарушения санитарного законодательства, качества стандартов продукции – согласно ст. 42 и ст. 46 Закона № 4004 и ст. ст. 42, 164, 188 КЗоТ Украины. За нарушения правил торговли субъекту хозяйствования грозит ответственность согласно ст. 155, ст. 156 КЗоТ Украины.

Также в случае нарушений субъектом хозяйствования правил благоустройства, санитарных и противопожарных норм, правил торговли орган местного самоуправления может отменить разрешение на размещение объектов торговли. О таких нарушениях органу местного самоуправления сообщают органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Госпожарнадзора, другие правоохранительные и контролирующие органы.

Об организации сезонной торговли на открытых летних площадках и требованиях к объектам продажи и продавцам в случае выездной (выносной) торговли можно узнать из материалов издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":

"Открытые летние площадки стационарных заведений ресторанного бизнеса" (№ № 17 – 18 за 2015 год);

"Особые требования к объектам продажи, продукции и продавцам в случае выездной (выносной) торговли" (№ № 17 – 18 за 2015 год).


Резюме статьи
Для осуществления сезонной выездной (выносной) торговли требуется специальное разрешение органа местного самоуправления. Перечень документов, необходимых для получения такого разрешения, определяется органом местного самоуправления, в котором это разрешение придется получать. В случае осуществления выездной (выносной) торговли следует соблюдать общие правила торговли и, кроме того, специальные правила, определенные для выездной (выносной) торговли.


Людмила Гайдукевич,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. КоАП Украины – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

3. Закон № 2807 – Закон Украины "О благоустройстве населенных пунктов" от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

4. Закон № 3038 – Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

5. Закон № 1023
– Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

6. Закон № 4004 – Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" от 24.02.94 г. № 4004-XII.

7. Закон № 393 – Закон Украины "Об обращениях граждан" от 02.10.96 г. № 393/ 96-ВР.

8. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

9. Правила № 369 – Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

10. Правила № 198 – Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.94 г. № 198.

11. Перечень № 1336 – Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН