(0)
Услуги во внешнеэкономической деятельности: документальное оформление и валютное регулирование

Услуги во внешнеэкономической деятельности: документальное оформление и валютное регулирование

25 Августа 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





При предоставлении услуг во внешнеэкономической деятельности необходимо учесть много важных особенностей, в том числе связанных с документальным оформлением и валютным регулированием. О них пойдет речь в данной статье.

Документальное оформление

Порядок заключения договоров услуг во внешнеэкономической деятельности регламентируется Законом № 2709. В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 32 Закона № 2709 участники правоотношений могут самостоятельно выбрать право, которое подлежит применению к содержанию правовых отношений.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Условие о выборе материального и процессуального права, которое будет применяться судом в случае возникновения спора по внешнеэкономическому контракту, относится к его обязательным условиям (п. 1.12 Положения № 201).

В ситуации, когда во внешнеэкономическом договоре отсутствует оговорка относительно применяемого к договору права, будут действовать следующие правила:

– если действует международный договор, заключенный между государствами сторон контракта, будут применяться его нормы (ч. 1 ст. 3 Закона № 2709);

– если такого договора нет, будут применяться особые правила (ч. 3 ст. 32, ст. 43, ст. 44 Закона № 2709).

В частности, по умолчанию к договорам о предоставлении услуг будет применяться право государства исполнителя (п. 8 ч. 1 ст. 44 Закона № 2709). В указанной норме также оговорены особенности правового регулирования отдельных договоров предоставления услуг (комиссии, поручения, страхования и т. п.).

Следует учесть, что внешнеэкономический договор, стороной которого является юридическое лицо Украины, заключается в письменной форме вне зависимости от места его заключения, если иное не установлено законом или международным договором Украины (ч. 3 ст. 31 Закона № 2709).

Особенности заключения договоров во внешнеэкономической деятельности регламентирует Положение № 201. При этом следует учесть Типовые платежные условия, установленные постановлением КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444.

Некоторые услуги нерезиденты предоставляют на основании публичного договора (оферты), текст которого размещается на сайте. Такой договор представляет собой договор присоединения и о его заключении свидетельствуют определенные действия заказчика, в частности оплата услуг по согласованному тарифу, что приравнивается к акцепту (ч. 2 ст. 638, ст. 641 ГКУ).

Между тем сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписана ее сторонами (ч. 2 ст. 207 ГКУ). И заказчику-резиденту крайне важно иметь письменный договор с позиции налогового учета. Судебная практика свидетельствует о том, что факт наличия такого договора исследуют налоговики и суды. Поэтому стоит воспользоваться предложениями нерезидентов, которые обычно предлагают заключить договор в письменной форме по отдельному требованию заказчика.

Помимо договора факт получения услуги следует подтвердить первичным документом. Обычно для этих целей используется акт предоставления услуг, который также следует составить в письменной форме.

По мнению налоговиков, подтверждающим документом при предоставлении услуг может выступать счет-фактура (письмо ГНСУ от 06.02.2012 г. № 2282/6/15-1415). Однако имеет смысл помимо счета составить также акт предоставленных услуг, поскольку даже Минфин не признает счет-фактуру первичным документом (письма МФУ от 27.11.2006 г. № 31-34000-20-23/25136, от 09.07.2007 г. № 31-34000-20/23-4579/4800, от 30.05.2011 г. № 31-08410-07-27/13794).

Официальные органы, как правило, анализируют акты предоставления услуг на предмет наличия в них всех реквизитов первичного документа, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 996. При этом особое внимание уделяют указанию перечня предоставленных услуг.

Валютное регулирование

Расчеты через уполномоченные банки
В соответствии со ст. 7 Декрета № 15-93 расчеты в пределах торгового оборота осуществляются только через уполномоченные банки в порядке, установленном НБУ. Из п. 3 Постановления № 209 следует, что под торговыми операциями подразумеваются расчеты за экспорт/импорт товаров. А согласно ст. 1 Закона № 959 товаром является любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи). Поэтому передача услуг по любому договору попадает под вышеуказанные ограничения.

На обязательность соблюдения этой нормы неоднократно обращали внимание официальные органы (письмо НБУ от 16.08.2004 г. № 46-009/285-8297, письма МФУ от 03.08.2004 г. № 31-06230-12-21/14001, от 12.10.2010 г. № 31-26030-12-29/27606).

За нарушение указанных правил могут применить штраф в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких расчетов (абз. 6 п. 2 ст. 16 Декрета № 15-93).

Сроки проведения расчетов
Импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае когда такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа в пользу поставщика продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития (ст. 2 Закона № 185, п. 1 Постановления № 354).

Отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня осуществления обозначенных операций, в частности после дня перечисления авансового платежа (п. 3.2 Инструкции № 136).

Согласно п. 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи), – в иных случаях.

За нарушение резидентами указанного срока возврата предоплаты взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от стоимости недопоставленных услуг в иностранной валюте, перечисленной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (ст. 4 Закона № 185).

Причем отсчет пени проводится до дня оформления документа, подтверждающего факт предоставления таких услуг, включая этот день (вопрос-ответ из раздела 114.10 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

! Указанные ограничения распространяются только на экспортно-импортные операции, то есть на текущие торговые операции в иностранной валюте (п. 10 раздела I Положения № 281).

В то же время текущие неторговые операции, перечисленные в п. 11 раздела I Положения № 281, а также валютные операции, связанные с движением капитала (п. 12 раздела I Положения № 281), могут проводиться без ограничения их указанными сроками.

В частности, из разъяснений налоговиков следует, что не распространяются ВЭД-сроки на операции:

– лизинга (вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР"));

– перечисления роялти (вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР"));

– перечисления средств нерезиденту на условиях предварительной оплаты за участие резидентов в конференции, тендере и т. п. (вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Экспорт
Выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности (ст. 1 Закона № 185 с учетом п. 1 Постановления № 354).

В соответствии с п. 2.2 Инструкции № 136 отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня подписания акта (другого документа).

! Банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции именно на текущий счет, а не на распределительный счет банка (п. 2.3 Инструкции № 136, вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Причем налоговики указывают, что в случае нарушения законодательно установленного срока расчетов по экспортному договору начисление пени начинается с первого дня после окончания такого срока расчетов и осуществляется за каждый день просрочки, включая день зачисления выручки на текущий счет резидента (вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

В то же время сумма валютной выручки может быть уменьшена на сумму уплаченных налогов, исчисленных за рубежом с предоставленных резидентами для нерезидентов услуг, подтвержденных в письменном виде контролирующими органами страны нерезидента (вопрос-ответ из раздела 114.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Особенности импорта услуг

Положениями п. 1 Постановления № 597 предусмотрены особые нормы применительно к оплате работ, услуг, в том числе следующих:

– по продаже товара в кредит;

– по передаче имущества в аренду, в лизинг;

– по предоставлению в пользование прав интеллектуальной собственности;

– по предоставлению прав интеллектуальной собственности по договорам, которые предусматривают их выполнение, предоставление, передачу нерезидентам.

Основанием для оплаты таких услуг являются следующие документы (п. 1 Постановления № 597):

– договор с нерезидентом, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, или иной документ, который согласно действующему законодательству Украины имеет силу договора;

– документы, которые свидетельствуют о фактически предоставленных услугах, выполненных работах или переданных правах интеллектуальной собственности.

Причем если общая стоимость услуг, работ, прав интеллектуальной собственности по договору превышает 50000 евро, или эквивалент этой суммы в другой валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на день заключения договора, необходимо предоставить также акт ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков (п. 4 Постановления № 597). Этот акт удостоверяет соответствие контрактных цен на работы, услуги, права интеллектуальной собственности, которые являются предметом договора, конъюнктуре рынка.

Акт потребуется и в случае неуказания во внешнеэкономическом договоре общей стоимости услуг, если общая сумма переводов (на выполнение обязательств перед нерезидентом) превышает 50000 евро или эквивалент этой суммы в другой валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам.

В случае письменного отказа Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков в проведении ценовой экспертизы осуществление указанных операций разрешается только при наличии согласования Национального банка Украины, которое выдается в соответствии с Положением № 597.

Стоит также учесть, что сейчас НБУ имеет право требовать от банков приостановления проведения операций, которые имеют повышенный риск их использования с противоправной целью, и получать документы, подтверждающие добросовестный характер осуществления таких операций (п. 3 Постановления № 354).

Договоры получения услуг от нерезидентов всегда выступали объектом повышенного контроля, поэтому следует быть готовым к тщательной проверке обоснованности проведения таких операций независимо от их суммы.

Об учетных особенностях экспорта и импорта услуг, а также особенностях заполнения налоговой накладной узнайте из материалов:
  • "Экспорт услуг: особенности учета" ("БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" № 33 за 2015 год);
  • "Импорт услуг: учетные нюансы" ("БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" № 33 за 2015 год);
  • "Услуги во внешнеэкономической деятельности: особенности оформления налоговой накладной" ("БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" № 33 за 2015 год).



Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. Закон № 2709 – Закон Украины "О международном частном праве" от 23.06.2005 г. № 2709-IV.

3. Закон № 959 – Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII .

4. Закон № 185 – Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

5. Закон № 996 – Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

6. Декрет № 15-93 – Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 г. № 15-93.

7. Постановление № 209 – постановление Правления НБУ от 28.05.2012 г. № 209 "Об урегулировании вопросов относительно использования гривни в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота".

8. Постановление № 597 – постановление Правления НБУ от 30.12.2003 г. № 597 "О переводе средств в национальной и иностранной валюте в пользу нерезидентов по некоторым операциям".

9. Постановление № 354 – постановление Правления НБУ от 03.06.2015 г. № 354 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины".

10. Положение № 597 – Положение о порядке выдачи резидентам согласования Национального банка Украины на проведение отдельных операций, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 30.12.2003 г. № 597.

11. Положение № 281 – Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденное постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281.

12. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики Украины от 06.09.2001 г. № 201.

13. Инструкция № 136 – Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН