(0)
Можно ли обжаловать акт проверки

Можно ли обжаловать акт проверки

4 Октября 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Предприятие не соглашается с актом проверки. Имеет ли право предприятие обжаловать акт проверки в органе ГФС и в судебном порядке, если по результатам акта налоговое уведомление-решение не выносилось?

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Результаты проверок (кроме камеральных и электронных) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями. В случае установления во время проверки нарушений составляется акт, а в случае отсутствия нарушений – справка (ст. 86 НКУ и п. 3 р. І Порядка № 984).

По результатам электронной проверки составляется справка (п. 86.11 НКУ).

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт о результатах камеральной проверки (п. 86.2 НКУ). Если нарушений при камеральной проверке не выявлено, то согласно п. 2.5.1 Методрекомендаций № 165 инспектор делает соответствующую отметку на отчетности или составляет справку для налогоплательщиков, отправляющих отчетность средствами электронной связи.

При этом п. 86.7 НКУ и п. 6 р. ІV Порядка № 984 предусмотрено, что в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право предоставить свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки).

Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику отправляется ответ в порядке, определенном ст. 58 НКУ для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений.

 ! Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем контролирующего органа (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (при их наличии). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать во время принятия такого решения.

Если по результатам акта проверки налоговое уведомление-решение не принимается, то дальше (после рассмотрения контролирующим органом возражений) подавать жалобу на акт проверки нельзя ни в административном (в органах ГФСУ), ни в судебном порядке.

Так, по поводу судебного обжалования акта проверки ВСУ напоминает, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий в понимании ст. 17 КАСУ, не влечет за собой возникновение каких-либо прав и обязанностей для лиц, работа (деятельность) которых проверялась, поэтому его выводы не могут быть предметом спора. Отсутствие спорных отношений, в свою очередь, исключает возможность обращения в суд, поскольку отсутствует право, подлежащее судебной защите (постановление ВСУ от 10.09.2013 г. по делу № 21-237а13).

ВАСУ, поддерживая указанную позицию, отмечает, что выводы, изложенные в акте налоговой проверки, не являются предметом обжалования в административном суде, поскольку они не обязательны ни для налогоплательщика, ни для руководителя контролирующего органа (определение ВАСУ от 18.08.2014 г. № К/800/55634/13, от 09.07.2014 г. № К/800/19335/13).

А вот если на основании акта проверки будет вынесено налоговое уведомление-решение о доначислении налогового обязательства и/или применении штрафных санкций, то в этом случае предприятие имеет право на обжалование такого налогового уведомления-решения в административном порядке в органах ГФСУ на основании ст. 56 НКУ, а также в судебном порядке.

 ! В случае обжалования налогового уведомления-решения в судебном порядке такое уведомление-решение не подлежит обжалованию в органах ГФС (п. 56.18 НКУ).




Людмила Гайдукевич,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН




1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от от 02.12.2010 г. №2755-VI.

2. КАСУ – Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

3. Порядок № 984 – Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 984.

4. Методрекомендации № 165 – Методические рекомендации по организации и проведению камеральных проверок налоговой отчетности плательщиков налогов, кроме проверок налоговой декларации об имущественном положении и доходах и налоговой декларации плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя, утвержденные приказом Миндоходов от 14.06.2013 г. № 165.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН