(0)
Особенности учета тары: основные моменты

Особенности учета тары: основные моменты

12 Октября 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Тара является неотъемлемым атрибутом любых продаж, ведь без нее невозможно доставить товар покупателю в надлежащем виде. На практике используются различные виды тары, что, несомненно, влияет на ее учет. В данной статье мы остановимся на основных моментах, от которых зависит учет тары.

(Роман)

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Какой может быть тара

Тара – основной элемент упаковки, которая является изделием для размещения товара. В свою очередь упаковкой считают техническое средство или комплекс средств с размещенным в нем товаром, обеспечивающий защиту товара от повреждений и потерь в процессе транспортировки, хранения и продажи, а окружающую среду – от загрязнений (п. 2 Порядка № 224).

Тару классифицируют по нескольким признакам, в частности, по кратности использования (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):

• тара одноразового использования – тара, которая используется только один раз, не подлежит возврату и не принимается от покупателей (бумажная, картонная, полиэтиленовая, мешки, коробки бумажные и из полимерных материалов, которые используются для упаковки продукции). Такая тара считается невозвратной, поскольку она остается у покупателя;

многооборотная – тара, предназначенная для многократного использования. Она может классифицироваться по видам продукции, для упаковки которых она предназначена (средства пакетирования и специализированные контейнеры, тара-оборудование, средства упаковки черных металлов и металлоконструкций, средства упаковки продукции цветной металлургии, средства упаковки газовой продукции, средства упаковки химических реактивов и т. п.).

Многооборотная тара, в свою очередь, может быть классифицирована так:

1) в зависимости от срока использования  (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):

необоротная – тара, срок использования которой превышает 1 год;

оборотная – тара, которая используется в течение срока, не превышающего 1 год;

2) по характеру договорных отношений с покупателем:

возвратная тара – тара многократного использования, которая относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию (п. 2 Порядка № 224). Возвратная тара может быть залоговой – тара, в обеспечение своевременного возврата за которую поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него тары (п. 1.6 Инструкции № 93);

невозвратная тара – тара, которая остается у покупателя;

3) в зависимости от участия тары в производственном процессе:

• тара, используемая в технологическом процессе производства продукции;

• тара для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах предприятия;

• тара, используемая для упаковки и транспортировки готовой продукции (товаров).

Кроме того, выделяют следующие группы тары (п. 1.5 Инструкции № 93):

• деревянная (ящики, бочки, лотки и т. д.);

• картонная и бумажная (ящики, мешки, пачки и т. д.);

• тканевая (мешки льняные, джутовые и т. д.);

• металлическая (бочки, ящики, лотки и т. д.);

• стеклянная (бутылки, бутыли, банки и т. д.);

• полимерная (ящики, канистры, фляги и т. д.).

Особым видом тары является тара-оборудование, выполняющая функции обычной тары и торгового оборудования (п. 1.5 Инструкции № 93). Под тарой-оборудованием понимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него продовольственных и непродовольственных товаров (контейнеры, поддоны и др.).

Детальное описание тары также приведено в Правилах использования упаковки № 15 и Правилах использования картонной тары № 15.

Правовые особенности, связанные с оборотом тары

Законодательство выдвигает ряд требований по упаковке товара в тару. Основные из них изложены в ГКУ. В частности, согласно ч. 1 ст. 685 ГКУ продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, если иное не установлено договором купли-продажи или не следует из сути обязательства. Обязанность передачи товара в таре и (или) в упаковке не распространяется на товары, которые по своему характеру не требуют применения тары и (или) упаковки.

Товар должен быть передан в таре и (или) упакован обычным для него способом в упаковку, а при их отсутствии – способом, который обеспечивает сохранность товара этого рода при обычных условиях хранения и транспортировки, если договором купли-продажи не установлено требований относительно тары и (или) упаковки (ч. 2 ст. 685 ГКУ).

Дополнительно в ч. 3 ст. 685 ГКУ предусмотрено, что продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, которые соответствуют требованиям, установленным актами гражданского законодательства.

В ГКУ приведены и правовые последствия передачи товара с нарушением условий о таре и (или) упаковке.

Так, если продавец передал покупателю товар без тары и (или) упаковки или в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель имеет право (ч. 1 ст. 686 ГКУ):

• требовать от продавца передачи товара в надлежащих таре и (или) упаковке или замены ненадлежащих тары и (или) упаковки, если иное не следует из сути обязательства  или характера товара;

• предъявить к продавцу другие требования, которые следуют из передачи товара ненадлежащего качества (указаны в ст. 678 ГКУ).

Иными словами, нарушения в упаковке товара могут привести к тем же последствиям, что и отнесение самого товара к товарам ненадлежащего качества.

Причем обязанность проверять количество, ассортимент, качество, комплектность, тару и (или) упаковку товара (испытание, анализ, осмотр и т. п.) может быть возложена на продавца в соответствии с договором купли-продажи, актами гражданского законодательства и нормативно-правовыми актами по вопросам стандартизации. В этом случае продавец должен по требованию покупателя предоставить ему доказательства проведения такой проверки (ч. 3 ст. 687 ГКУ).

Требования о наличии упаковки на товаре предусмотрены и в подзаконных нормативных актах, в частности, в Правилах № 104 и в Правилах № 185.

Итак, продавец может поставить товар без тары (упаковки) только в том случае, если это прямо предусмотрено договором купли-продажи или следует из сути обязательства (к примеру, ясно, что такой товар, как автомобиль, поставляется клиенту без упаковки).

В свое время ВАСУ в п. 1 Разъяснения № 01-6/368 обращал внимание на то, что все вопросы применения, обращения и возврата средств упаковки, в том числе имущественной ответственности за нарушение обязательства относительно этих средств, должны найти свое регулирование в договоре (контракте).

Стоит учесть, что в соответствии с п. 4 Правил использования упаковки № 15 средства упаковки многократного использования подлежат возврату в 30-дневный срок, если другой срок не предусмотрен специальными нормами этих Правил. Причем на этот срок ориентируются и суды при разрешении спорных вопросов, связанных с возвратом тары (см., к примеру, решения хозяйственного суда г. Киева от 10.12.2012 г. по делу № 5011-6/16290-2012, хозяйственного суда Житомирской области от 02.06.2015 г. по делу № 906/409/15).

Поэтому если стороны желают применить другие сроки для возврата тары, их следует указать в договоре.

Следует также иметь в виду, что Правилами использования упаковки № 15 установлены штрафные санкции за нарушения в предоставлении средств упаковки многократного использования, в частности:

· за просрочку возврата (сдачи) этих средств до 15 дней покупатель (получатель) уплачивает поставщику штраф в размере 150 % цены приобретения таких средств, а свыше 15 дней – 300 % с учетом ранее уплаченного штрафа. В случаях потери средств упаковки многократного использования, кроме штрафа, уплачивается и их стоимость (п. 95 Правил использования упаковки № 15);

• за отказ от приема средств упаковки многократного использования, возвращенных покупателем (получателем) в соответствии с этими Правилами, поставщик продукции (товаров) уплачивает таросдателю штраф в размере 300 % их стоимости (п. 96 Правил использования упаковки № 15);

• за поставку в нарушение требований стандартов, технических условий или договора продукции без тары или упаковки или без применения средств пакетирования, предусмотренных этими Правилами, поставщик платит покупателю штраф в размере 5 % от стоимости такой продукции (п. 97 Правил использования упаковки № 15).

ВАСУ в п. 5 Разъяснения № 01-6/368 заметил, что при отсутствии в договоре условий относительно обязательного возврата средств упаковки и имущественной ответственности за нарушение такого обязательства у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения требований, связанных с уплатой указанных штрафов.

К тому же согласно ч. 1 ст. 216 ХКУ участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных ХКУ, другими законами и договором. И поскольку рассматриваемые санкции установлены подзаконным актом, то их применение не вызывает сомнения только при условии указания в договоре.

В то же время в судебной практике встречались случаи, когда суды принимали решение о взыскании указанных штрафов и при отсутствии штрафного условия в договоре (см. в частности, решение хозяйственного суда г. Киева от 10.12.2012 г. № 5011-6/16290-2012).

Поэтому условие о размере штрафов, связанных с оборотом тары, или их отсутствии крайне важно указать в договоре.

В договоре желательно предусмотреть и другие условия, в частности, о порядке определения стоимости тары (в том числе залоговой),  переходе права собственности на тару (переходит такое право к покупателю или нет). Эти нюансы позволят в будущем избежать возможных проблем с контрагентами.

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 41 за 2015 год):
  • "Многооборотная тара: учет у продавца";
  • "Учет тары у покупателя";
  • "Одноразовая тара: учет у продавца".




Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения 




1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Порядок № 224 – Порядок сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 02.10.2001 г. № 224.

4. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

5. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

6. Правила использования упаковки № 15 – Правила применения, оборота и возврата средств упаковки многократного использования на Украине, утвержденные приказом Министерства государственных ресурсов Украины от 16.06.92 г. № 15.

7. Правила использования картонной тары № 15 – Правила повторного использования деревянной, картонной тары и бумажных мешков на Украине, утвержденные приказом Министерства государственных ресурсов Украины от 16.06.92 г. № 15.

8. Инструкция № 93 – Инструкция по бухгалтерскому учету тары на предприятиях и в организациях государственной торговли и общественного питания, утвержденная приказом Министерства торговли СССР от 28.04.86 г. № 93.

9. Методрекомендации № 2 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

10. Разъяснение № 01-6/368 – разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 30.03.93 г. № 01-6/368 "О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с возвратом средств упаковки и повторным использованием деревянной и картонной тары и бумажных мешков".





Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН