|
(Роман)
|
Какой может быть тара
Тара – основной элемент упаковки, которая является изделием для размещения товара. В свою очередь упаковкой считают техническое средство или комплекс средств с размещенным в нем товаром, обеспечивающий защиту товара от повреждений и потерь в процессе транспортировки, хранения и продажи, а окружающую среду – от загрязнений (п. 2 Порядка № 224).Тару классифицируют по нескольким признакам, в частности, по кратности использования (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):
• тара одноразового использования – тара, которая используется только один раз, не подлежит возврату и не принимается от покупателей (бумажная, картонная, полиэтиленовая, мешки, коробки бумажные и из полимерных материалов, которые используются для упаковки продукции). Такая тара считается невозвратной, поскольку она остается у покупателя;
• многооборотная – тара, предназначенная для многократного использования. Она может классифицироваться по видам продукции, для упаковки которых она предназначена (средства пакетирования и специализированные контейнеры, тара-оборудование, средства упаковки черных металлов и металлоконструкций, средства упаковки продукции цветной металлургии, средства упаковки газовой продукции, средства упаковки химических реактивов и т. п.).
Многооборотная тара, в свою очередь, может быть классифицирована так:
1) в зависимости от срока использования (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):
• необоротная – тара, срок использования которой превышает 1 год;
• оборотная – тара, которая используется в течение срока, не превышающего 1 год;
2) по характеру договорных отношений с покупателем:
• возвратная тара – тара многократного использования, которая относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию (п. 2 Порядка № 224). Возвратная тара может быть залоговой – тара, в обеспечение своевременного возврата за которую поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него тары (п. 1.6 Инструкции № 93);
• невозвратная тара – тара, которая остается у покупателя;
3) в зависимости от участия тары в производственном процессе:
• тара, используемая в технологическом процессе производства продукции;
• тара для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах предприятия;
• тара, используемая для упаковки и транспортировки готовой продукции (товаров).
Кроме того, выделяют следующие группы тары (п. 1.5 Инструкции № 93):
• деревянная (ящики, бочки, лотки и т. д.);
• картонная и бумажная (ящики, мешки, пачки и т. д.);
• тканевая (мешки льняные, джутовые и т. д.);
• металлическая (бочки, ящики, лотки и т. д.);
• стеклянная (бутылки, бутыли, банки и т. д.);
• полимерная (ящики, канистры, фляги и т. д.).
Особым видом тары является тара-оборудование, выполняющая функции обычной тары и торгового оборудования (п. 1.5 Инструкции № 93). Под тарой-оборудованием понимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него продовольственных и непродовольственных товаров (контейнеры, поддоны и др.).
Детальное описание тары также приведено в Правилах использования упаковки № 15 и Правилах использования картонной тары № 15.
Правовые особенности, связанные с оборотом тары
Законодательство выдвигает ряд требований по упаковке товара в тару. Основные из них изложены в ГКУ. В частности, согласно ч. 1 ст. 685 ГКУ продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, если иное не установлено договором купли-продажи или не следует из сути обязательства. Обязанность передачи товара в таре и (или) в упаковке не распространяется на товары, которые по своему характеру не требуют применения тары и (или) упаковки.Товар должен быть передан в таре и (или) упакован обычным для него способом в упаковку, а при их отсутствии – способом, который обеспечивает сохранность товара этого рода при обычных условиях хранения и транспортировки, если договором купли-продажи не установлено требований относительно тары и (или) упаковки (ч. 2 ст. 685 ГКУ).
Дополнительно в ч. 3 ст. 685 ГКУ предусмотрено, что продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, которые соответствуют требованиям, установленным актами гражданского законодательства.
В ГКУ приведены и правовые последствия передачи товара с нарушением условий о таре и (или) упаковке.
Так, если продавец передал покупателю товар без тары и (или) упаковки или в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель имеет право (ч. 1 ст. 686 ГКУ):
• требовать от продавца передачи товара в надлежащих таре и (или) упаковке или замены ненадлежащих тары и (или) упаковки, если иное не следует из сути обязательства или характера товара;
• предъявить к продавцу другие требования, которые следуют из передачи товара ненадлежащего качества (указаны в ст. 678 ГКУ).
Иными словами, нарушения в упаковке товара могут привести к тем же последствиям, что и отнесение самого товара к товарам ненадлежащего качества.
Причем обязанность проверять количество, ассортимент, качество, комплектность, тару и (или) упаковку товара (испытание, анализ, осмотр и т. п.) может быть возложена на продавца в соответствии с договором купли-продажи, актами гражданского законодательства и нормативно-правовыми актами по вопросам стандартизации. В этом случае продавец должен по требованию покупателя предоставить ему доказательства проведения такой проверки (ч. 3 ст. 687 ГКУ).
Требования о наличии упаковки на товаре предусмотрены и в подзаконных нормативных актах, в частности, в Правилах № 104 и в Правилах № 185.
Итак, продавец может поставить товар без тары (упаковки) только в том случае, если это прямо предусмотрено договором купли-продажи или следует из сути обязательства (к примеру, ясно, что такой товар, как автомобиль, поставляется клиенту без упаковки).
В свое время ВАСУ в п. 1 Разъяснения № 01-6/368 обращал внимание на то, что все вопросы применения, обращения и возврата средств упаковки, в том числе имущественной ответственности за нарушение обязательства относительно этих средств, должны найти свое регулирование в договоре (контракте).
Стоит учесть, что в соответствии с п. 4 Правил использования упаковки № 15 средства упаковки многократного использования подлежат возврату в 30-дневный срок, если другой срок не предусмотрен специальными нормами этих Правил. Причем на этот срок ориентируются и суды при разрешении спорных вопросов, связанных с возвратом тары (см., к примеру, решения хозяйственного суда г. Киева от 10.12.2012 г. по делу № 5011-6/16290-2012, хозяйственного суда Житомирской области от 02.06.2015 г. по делу № 906/409/15).
Поэтому если стороны желают применить другие сроки для возврата тары, их следует указать в договоре.
Следует также иметь в виду, что Правилами использования упаковки № 15 установлены штрафные санкции за нарушения в предоставлении средств упаковки многократного использования, в частности:
· за просрочку возврата (сдачи) этих средств до 15 дней покупатель (получатель) уплачивает поставщику штраф в размере 150 % цены приобретения таких средств, а свыше 15 дней – 300 % с учетом ранее уплаченного штрафа. В случаях потери средств упаковки многократного использования, кроме штрафа, уплачивается и их стоимость (п. 95 Правил использования упаковки № 15);
• за отказ от приема средств упаковки многократного использования, возвращенных покупателем (получателем) в соответствии с этими Правилами, поставщик продукции (товаров) уплачивает таросдателю штраф в размере 300 % их стоимости (п. 96 Правил использования упаковки № 15);
• за поставку в нарушение требований стандартов, технических условий или договора продукции без тары или упаковки или без применения средств пакетирования, предусмотренных этими Правилами, поставщик платит покупателю штраф в размере 5 % от стоимости такой продукции (п. 97 Правил использования упаковки № 15).
ВАСУ в п. 5 Разъяснения № 01-6/368 заметил, что при отсутствии в договоре условий относительно обязательного возврата средств упаковки и имущественной ответственности за нарушение такого обязательства у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения требований, связанных с уплатой указанных штрафов.
К тому же согласно ч. 1 ст. 216 ХКУ участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных ХКУ, другими законами и договором. И поскольку рассматриваемые санкции установлены подзаконным актом, то их применение не вызывает сомнения только при условии указания в договоре.
В то же время в судебной практике встречались случаи, когда суды принимали решение о взыскании указанных штрафов и при отсутствии штрафного условия в договоре (см. в частности, решение хозяйственного суда г. Киева от 10.12.2012 г. № 5011-6/16290-2012).
Поэтому условие о размере штрафов, связанных с оборотом тары, или их отсутствии крайне важно указать в договоре.
В договоре желательно предусмотреть и другие условия, в частности, о порядке определения стоимости тары (в том числе залоговой), переходе права собственности на тару (переходит такое право к покупателю или нет). Эти нюансы позволят в будущем избежать возможных проблем с контрагентами.
Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 41 за 2015 год):
- "Многооборотная тара: учет у продавца";
- "Учет тары у покупателя";
- "Одноразовая тара: учет у продавца".
Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения
1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
3. Порядок № 224 – Порядок сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 02.10.2001 г. № 224.
4. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.
5. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.
6. Правила использования упаковки № 15 – Правила применения, оборота и возврата средств упаковки многократного использования на Украине, утвержденные приказом Министерства государственных ресурсов Украины от 16.06.92 г. № 15.
7. Правила использования картонной тары № 15 – Правила повторного использования деревянной, картонной тары и бумажных мешков на Украине, утвержденные приказом Министерства государственных ресурсов Украины от 16.06.92 г. № 15.
8. Инструкция № 93 – Инструкция по бухгалтерскому учету тары на предприятиях и в организациях государственной торговли и общественного питания, утвержденная приказом Министерства торговли СССР от 28.04.86 г. № 93.
9. Методрекомендации № 2 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.
10. Разъяснение № 01-6/368 – разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 30.03.93 г. № 01-6/368 "О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с возвратом средств упаковки и повторным использованием деревянной и картонной тары и бумажных мешков".
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |