(0)
Повторная налоговая проверка: есть ли основания для проведения

Повторная налоговая проверка: есть ли основания для проведения

19 Октября 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Поводом для написания статьи послужил вопрос в редакцию: имеет ли право орган ГФС дважды и больше раз проводить проверку налогоплательщика за уже проверенный период?

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Прямо в НКУ о повторной проверке за период, который уже проверялся, речь не идет.

Поэтому для ответа на вопрос, с какой проверкой налоговики могут повторно прийти на предприятие, проанализируем нормы НКУ.

Так, плановую документальную проверку налоговые органы осуществляют согласно плану-графику, который формируется и утверждается в соответствии с п. 77.2 НКУ и Методрекомендациями № 190 и в основе формирования которого лежит принцип охвата налоговой проверкой непроверенных периодов деятельности предприятия.

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем раз на три календарных года, средней – не чаще чем раз на два календарных года, высокой – не чаще одного раза на календарный год.

(п. 77.2 НКУ)

Детальнее с этим можно ознакомиться в материале "Документальная плановая проверка органами ГФСУ" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 9 за 2015 год).

Поэтому повторно могут быть проведены фактические проверки или документальные внеплановые.

Выясним правомерность их проведения.

Документальная внеплановая проверка

Относительно правомерности проведения повторной документальной внеплановой проверки официального разъяснения нет. Следовательно, обратимся к нормам НКУ.

В п. 78.1 НКУ, регулирующем проведение внеплановых проверок, приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, на основании которых орган ГФС имеет право назначать документальные внеплановые проверки налогоплательщиков.

При этом следует учесть, что в п. 78.2 НКУ указано, что контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

! Подробно о проведении внеплановых проверок читайте в материале "Документальные внеплановые проверки органами ГФСУ" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 9 за 2015 год).

В связи с этим налоговики в письме от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 отметили, что с целью предотвращения случаев ограничения возможности проведения в дальнейшем внеплановых проверок налогоплательщика за тот же отчетный период по другим вопросам, при организации и проведении внеплановых документальных проверок на соответствующих основаниях целесообразно в документах контролирующего органа (приказах, направлениях на проверку, актах (справках) проверок) обеспечить четкое определение (ограничение круга) вопросов, подлежащих проверке соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в ходе конкретной проверки.

Итак, в п. 78.1 НКУ за ранее проверенные периоды может быть проведена внеплановая проверка, в случае если:

• налогоплательщиком представлен уточняющий расчет по конкретному налогу за ранее проверенный период (пп. 78.1.3 НКУ);

• налогоплательщиком представлены в контролирующий орган возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования (пп. 78.1.5 НКУ);

• органом ГФС высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездеятельностью должностных лиц органа ГФС низшего уровня проверены документы отчетности налогоплательщика или материалы документальной проверки и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение вопросов, которые были предметом проверки. При этом приказ о назначении такой проверки должен быть выдан исключительно органом ГФС высшего уровня в случае, если относительно должностных лиц органа ГФС низшего уровня, проводивших документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или они уведомлены о подозрении в совершении криминального правонарушения (пп. 78.1.12 НКУ).

В то же время, если орган ГФСУ провел повторную внеплановую проверку предприятия в связи с другими основаниями, то есть смысл обратиться в суд.

Так, в частности, ВАСУ в определении от 18.12.2012 г. № К/9991/29978/12(2а-12421/11/2670) была признана неправомерной повторная документальная внеплановая проверка налогоплательщика относительно формирования налогового кредита по НДС, поскольку в оспариваемом случае среди оснований документальной невыездной проверки предприятия за период, который проверялся, ссылка на служебное расследование или уголовное дело отсутствует и отсутствует приказ ГНА Украины.

Кроме того, поскольку в законах Украины не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить повторные проверки за тот же период, то определение налоговых обязательств по результатам такой проверки является неправомерным.

Фактические проверки

О повторных фактических проверках налоговики высказали свою позицию в вопросе-ответе ресурса База налоговых знаний ("ЗІР"). И эта позиция не в пользу налогоплательщика.

Так, в вопросе-ответе налоговики указывают, что при осуществлении фактических проверок контролирующие органы имеют право проверять периоды, которые уже были проверены при наличии законодательно определенных оснований для такой проверки.

! При этом, поскольку согласно ст. 61 Конституции никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же самое правонарушение, то налогоплательщики не могут быть привлечены к юридической ответственности одного вида за одно и то же самое правонарушение, которое уже было отражено в акте предыдущей проверки.

Основания для проведения фактической проверки указаны в п. 80.2 НКУ.

Так, п. 80.2 НКУ установлено, что фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств:

– в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов (пп. 80.2.1 НКУ);

– в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и оборота подакцизных товаров (пп. 80.2.2 НКУ);

– письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования (пп. 80.2.3 НКУ);

– непредставления субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями (пп. 80.2.4 НКУ);

– в случае получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного, сжиженного газа (пп. 80.2.5 НКУ);

– в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 НКУ (пп. 80.2.6 НКУ);

– в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации (пп. 80.2.7 НКУ).

Детальней о проведении фактической проверки читайте в материале "Фактическая проверка, или Не ждали? А мы пришли" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 9 за 2015 год).

! При этом обращаем внимание, что п. 80.2 НКУ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить повторные проверки за тот же период, поэтому вопрос повторных проверок является спорным и может быть обжалован в судебном порядке.

О сроках давности для проведения проверок, начисления штрафов и хранения первичных документов читайте в материале "Сроки давности для проведения проверок и начисления штрафов и пени" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 36 за 2015 год).




Людмила Гайдукевич,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН




1. Конституция – Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

2. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. Методрекомендации № 190 – Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГФСУ от 01.04.2011 г. № 190.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН