(0)
Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: основные моменты

Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: основные моменты

7 Февраля 2016

Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: основные моменты

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Несмотря на то, что последние изменения законодательства существенно урезали спецрежимные "льготы" по НДС, оставшиеся из них все равно выгодны для сельхозпредприятий. В статье мы расскажем о том, кто может претендовать на спецрежим обложения НДС.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Кто может выбрать спецрежим

Согласно п. 209.1 НКУ резидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и соответствующий критериям, установленным в п. 209.6 НКУ (далее – сельхозпредприятие), может выбрать специальный режим налогообложения.

Деятельность в сфере сельского хозяйства включает (пп. 209.15.2 НКУ):

а) производство продукции растениеводства, а именно растительных культур, а также выращивание фруктов и овощей, цветов и декоративных растений (в открытых или закрытых почвах), грибов, семян, пряностей, саженцев и водорослей, а также их обработку, переработку и/или консервирование;

б) производство продукции животноводства, а именно домашних сельскохозяйственных животных, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, а также разведение шелкопрядов, змей и других пресмыкающихся или улиток и других наземных млекопитающих, бесхребетных и насекомых, а также их обработку, переработку и/или консервирование;

в) предоставление услуг другим сельхозтоваропроизводителям (юридическим лицам) и/или физическим лицам с использованием сельскохозяйственной техники, кроме предоставления ее в финансовую аренду (лизинг).

Сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка изготовленных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных основных фондах, а также на давальческих условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 % стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (п. 209.6 НКУ).

Производство продукции на давальческих условиях из сырья, которое выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно налогоплательщиком, – это операция поставки сельскохозяйственного сырья заказчиком (собственником) – субъектом спецрежима производителю (переработчику) и принятие последним для переработки (обработки, обогащения или использования) на готовую продукцию на производственных мощностях такого производителя (переработчика) за соответствующую плату без получения права собственности на такую продукцию (пп. 209.15.5 НКУ). Что именно считается производством продукции на давальческих условиях, разъяснили налоговики в вопросе-ответе из раздела 101.29.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР").

Нормы п. 209.6 НКУ действуют с учетом того, что:

а) для вновь созданного сельхозпредприятия, зарегистрированного субъектом хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность менее 12 календарных месяцев, такой удельный вес сельскохозяйственных товаров/услуг рассчитывается по результатам каждого отдельного отчетного налогового периода;

б) с целью расчета такого удельного веса в состав основной деятельности сельхозпредприятия не включают облагаемые налогом операции поставки основных фондов, которые находились в составе его основных фондов не меньше чем 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно, если такие операции не были постоянными и не составляли отдельную предпринимательскую деятельность. Сейчас термина "основные фонды" в НКУ уже нет, но этот "архаизм" (и не только этот) в НКУ так и не исправили.

Смысл этой нормы заключается в том, что операции поставки основных средств, проработавших не менее 12 календарных месяцев, не участвуют в расчете 75 %-го критерия. Это подтверждают и контролеры (см. вопрос-ответ из раздела 101.29.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Исходя из этого, расчет критерия для соответствия спецрежиму обложения НДС можно представить так:


где Ос/х – объем поставок сельскохозяйственных товаров/услуг за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (без НДС), грн.;

Ообщ – общий объем поставок за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (без НДС), без учета операций поставок основных средств, проработавших не менее 12 календарных месяцев, а также "компенсирующих" налоговых обязательств по НДС, начисленных по п. 184.7 НКУ и п. 198.5 НКУ, грн.

Заметим, что в новой налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом МФУ от 28.01.2016 № 21, расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг приведен в приложении ДС9.

В отличие от ранее действующего Порядка в новом не уточняется, какие именно строки декларации участвуют в расчете. По всей видимости, рассчитать долю, исходя из строк новой декларации, можно так:


* Из строки 7 не берутся показатели корректировки налоговых обязательств, начисленных в соответствии с п. 198.5 и п. 199.1 НКУ.

Если субъект спецрежима налогообложения поставляет в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары/услуги, удельный вес которых превышает 25 % стоимости всех поставленных товаров/услуг, на него не распространяется спецрежим налогообложения. Такое сельхозпредприятие обязано определить налоговое обязательство по НДС по итогам отчетного налогового периода, в котором было допущено такое превышение, и уплатить налог в бюджет в общем порядке (п. 209.11 НКУ).

Контролирующий орган исключает такое сельхозпредприятие из реестра субъектов спецрежима налогообложения и может повторно включить его в такой реестр после окончания следующих 12 последовательных отчетных налоговых периодов при наличии оснований, определенных ст. 209 НКУ.

bulb.png
Исключением из этого правила является ситуация, когда субъекты спецрежима налогообложения не могут самостоятельно покрыть убытки, возникшие в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.

Такие субъекты имеют право продлить срок применения спецрежима налогообложения без соблюдения размера удельного веса, установленного п. 209.6 НКУ. Это правило не применяется, если риски потери товаров (запасов) были надлежащим образом застрахованы. В таком случае суммы полученных страховых выплат учитываются при определении удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общем объеме поставки за соответствующий отчетный период.

Решение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, перечне субъектов, пострадавших в результате таких обстоятельств, и сроках применения спецрежима налогообложения без соблюдения размера удельного веса принимают областные советы.

Итак, для расчета указанного критерия прежде всего необходимо выяснить, какие товары/услуги считаются сельскохозяйственными.

Сельскохозяйственные товары и услуги

По нормам п. 209.7 НКУ сельскохозяйственными считаются:

• товары, указанные в товарных группах 1 – 24, товарных позициях 4101, 4102, 4103, 4301 согласно УКТ ВЭД,

• услуги, полученные в результате осуществления деятельности, на которую в соответствии с п. 209.17 НКУ распространяется действие спецрежима налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства.

При этом такие товары должны выращиваться, откармливаться, вылавливаться или собираться (заготавливаться), а услуги оказываться непосредственно налогоплательщиком – субъектом спецрежима налогообложения (кроме приобретения таких товаров/услуг у других лиц), которые поставляются указанным налогоплательщиком – их производителем.

В соответствии с п. 209.8 НКУ спецрежим не распространяется на производителей подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, поставляющих виноматериалы (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 – 2204 30).

С классификацией сельскохозяйственных услуг у плательщиков возникают сложности, поскольку в п. 209.17 НКУ они приведены еще с учетом старых кодов КВЭД, указанных в КВЭД-2005 (утратил силу с 01.01.2014).

В связи с этим для определения состава таких услуг приходится пользоваться Структурой классификации видов экономической деятельности, приведенной в КВЭД-2010, а также Методосновах № 396. Причем подобрать в КВЭД-2010 коды, соответствующие КВЭД-2005 по некоторым позициям достаточно сложно, поскольку не всегда есть их полное соответствие. К примеру, по такому виду деятельности, как выращивание зерновых и технических культур, коду КВЭД-2005 (01.11.0) соответствуют коды КВЭД-2010: 01.11, 01.13, 01.15, 01.16, 01.19, 01.28, 01.29.

Регистрационные процедуры

Сельхозпредприятие регистрируется как субъект спецрежима налогообложения с соблюдением правил в сроки, установленные ст. 183 НКУ для регистрации плательщиков НДС (п. 209.10 НКУ, п. 6.2 Положения № 1130).

Заявление о регистрации сельхозпредприятия как субъекта спецрежима налогообложения НДС подается по форме № 1-РС (приложение 8 к Положению № 1130) в контролирующий орган не позже чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо желает перейти на применение спецрежима налогообложения, и в месяце, предшествующем началу такого налогового периода (п. 6.3 Положения № 1130).

Если месяцу, в котором подается заявление по форме № 1-РС, предшествует месяц, в котором сельхозпредприятием, не зарегистрированным плательщиком НДС, впервые достигнут объем облагаемых налогом операций, определенный ст. 181 НКУ, такое предприятие сначала регистрируется плательщиком НДС на общих условиях, после чего переходит на применение спецрежима налогообложения.

По результатам рассмотрения заявления о регистрации контролирующий орган в течение 3 рабочих дней с даты его поступления обязан внести в реестр субъектов спецрежима налогообложения запись о регистрации сельхозпредприятия как субъекта спецрежима налогообложения или предоставить письменный отказ в такой регистрации в случае представления недостоверных данных или в случаях, определенных п. 6.10 Положения № 1130.

Если сельхозпредприятие уже зарегистрировано плательщиком НДС на общих условиях, дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой регистрации субъектом спецрежима налогообложения является дата, соответствующая первому дню налогового периода, с которого предприятие выразило желание перейти на применение спецрежима налогообложения (п. 6.7 Положения № 1130).

Сельхозпредприятие исключается из реестра субъектов спецрежима налогообложения, если (п. 209.12 НКУ):

а) предприятие подает заявление о снятии его с регистрации как субъекта спецрежима налогообложения и/или о его регистрации как плательщика НДС на общих основаниях;

б) предприятие подлежит регистрации плательщиком НДС на общих основаниях;

в) в отношении предприятия принято решение о прекращении путем ликвидации или реорганизации.

Если субъект спецрежима налогообложения поставляет в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары/услуги, удельный вес которых превышает 25 % стоимости всех поставленных товаров/услуг, не позже 20 календарного дня с момента достижения такого превышения он обязан подать в контролирующий орган:

• заявление о снятии с регистрации как субъекта спецрежима налогообложения по форме № 3-РС (приложение 9 к Положению № 1130);

• заявление о регистрации как плательщика НДС на общих условиях по форме № 1-ПДВ.

Если такое заявление не будет подано и контролирующий орган по результатам проверки установит факт превышения, то независимо от срока, прошедшего с момента достижения превышения, он принимает решение об исключении сельхозпредприятия из реестра субъектов спецрежима налогообложения по форме № 6-РРС (приложение 10 к Положению № 1130). На основании этого решения контролирующий орган проводит регистрацию такого предприятия как плательщика НДС на общих условиях по процедурам перерегистрации.

! В этом случае датой, с которой сельхозпредприятие считается плательщиком НДС на общих основаниях, является первое число месяца, в котором было допущено превышение (п. 6.14 Положения № 1130). Поэтому предприятию следует тщательно следить за тем, чтобы удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг был не менее чем 75 % стоимости всех поставленных товаров/услуг.

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 06 за 2016 год):
  • "Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: порядок расчета НДС";
  • "Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: порядок заполнения декларации";
  • "Спецрежим обложения НДС для сельского хозяйства: заполнение декларации на примере".





Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

2. Методосновы № 396
– Методологические основы и пояснения к позициям Классификации видов экономической деятельности (КВЭД-2010), утвержденные приказом Государственного комитета статистики Украины от 23.12.2011 № 396.

3. КВЭД-2010
– Национальный классификатор Украины. Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 № 457.

4. КВЭД-2005
– Национальный классификатор Украины. Классификация видов экономической деятельности, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 № 375.

5. Положение № 1130
– Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 14.11.2014 № 1130.









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН