(0)
Налогообложение среднего заработка мобилизованного работника: государство не компенсирует – как быть работодателю

Налогообложение среднего заработка мобилизованного работника: государство не компенсирует – как быть работодателю

22 Февраля 2016
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Начисляется ли военный сбор на средний заработок мобилизованного работника? И какие налоги начисляются, ведь из бюджета возвращать средства не будут?

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
С 1 января 2016 года Законом № 911 изложены в новой редакции ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ. Напомним, что именно этими нормами установлены гарантии мобилизованным работникам.

Так, основные гарантии остаются без изменений. А именно на срок до завершения особого периода или до дня фактической демобилизации сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При этом такие гарантии мобилизованным работникам распространяются на работников, которые работали до мобилизации на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Перечисленные гарантии от работодателя распространяются на работников, которые после демобилизации продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта.

Также мобилизованным работникам будет осуществляться выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом № 2011.

!
Изменения произошли только касательно источника финансирования среднего заработка, который должен сохраняться за мобилизованными работниками, а вот начислять и выплачивать средний заработок мобилизованным работникам работодатели должны обязательно. То есть из упомянутой выше статьи КЗоТ удалили нормы, предусматривавшие компенсацию такого среднего заработка из бюджета.

Это означает, что работодателей лишили возможности с 2016 года получать компенсацию из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу в особый период.

Так что фактически на работодателей перенесли все бремя по обеспечению гарантий работникам, призванным на военную службу, ведь ч. 2 ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность в виде штрафа в 10 минимальных зарплат за каждого работника, относительно которого не обеспечены гарантии, указанные в ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ.

!

Обязанность начислять и выплачивать средний заработок мобилизованным осталась, но теперь платить такой средний заработок работодателям придется из собственных средств.

Еще раз подчеркнем, что новый порядок начисления и выплаты среднего заработка мобилизованным работникам за счет работодателя начинает применяться с 1 января 2016 года.

Порядок налогообложения среднего заработка

Как следствие, если компенсационные выплаты из бюджета работодатели не будут получать, то и не будет действовать освобождение от налогообложения выплат, начисленных в пределах среднего заработка мобилизованным работникам.

Так, начиная с 1 января 2016 года не будут действовать нормы относительно необложения среднего заработка мобилизованным:

– НДФЛ (пп. 165.1.1 НКУ);

– соответственно и военным сбором (пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ);

– а также ЕСВ (ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ*).


* Согласно изменениям, внесенным Законом № 909, эта норма предусматривает неначисление и неудержание ЕСВ с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации. То есть не успела новая редакция нормы вступить в силу, как применять ее больше не к чему.

Таким образом, при начислении среднего заработка мобилизованным работникам в 2016 году нужно помнить, что он подлежит начислению "сверху" ЕСВ по ставке 22 %, удержанию "снизу" НДФЛ по ставке 18 % и военного сбора по ставке 1,5 %.

Соответственно, в учете начисленный средний заработок будет отражаться как обычная начисленная зарплата:

• начислен средний заработок мобилизованному работнику: Д-т 23, 92, 93, 94, 97 К-т 661;

• начислен ЕСВ на средний заработок: Д-т 23, 92, 93, 94, 97 К-т 651;

• удержан НДФЛ и военный сбор: Д-т 661 К-т 641; 642;

• уплата в бюджет начисленного ЕСВ и удержанного НДФЛ и военного сбора: Д-т 651; 641; 642 К-т 311;

• перечислена на карточный счет сумма среднего заработка мобилизованному работнику: Д-т 661 К-т 311.




Ирина Петрусенко,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН 



1. КЗоТ – Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. НКУ
– Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. Закон № 911
– Закон Украины от 24.12.2015 г. № 911-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины".

4. Закон № 2011
– Закон Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" от 20.12.91 г. № 2011-XII.

5. Закон о ЕСВ
– Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН