(0)
Приложение Д2 декларации по НДС: проблемные вопросы

Приложение Д2 декларации по НДС: проблемные вопросы

29 Февраля 2016

Приложение Д2 декларации по НДС: проблемные вопросы

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В последний день представления декларации по НДС за январь 2016 г. появились "запоздалые" разъяснения налоговиков по поводу заполнения графы 2 приложения Д2. Некоторых налогоплательщиков контролеры уже успели предупредить о необходимости исправления данных поданного приложения Д2. В статье мы расскажем о том, нужно ли откликаться на такие просьбы налоговиков, и как реализовать их требования.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

В чем проблема

Напомним, что в приложении Д2 "Довідка про суму від'ємного значення звітного (податкового) періоду, яка зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду)" разработчики допустили неточность. По логике в гр. 2 "Платник податку - покупець (індивідуальний податковий номер)" таблицы приложения Д2 следовало указывать индивидуальный налоговый номер продавца, а не покупателя.

Рассматривая эту проблему (см. материал "Приложение Д2 к декларации по НДС за январь 2016 г.: алгоритм заполнения" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 08 за 2016 год)), мы рекомендовали до появления разъяснений официальных органов соблюдать формальности и проставлять в этой графе собственный индивидуальный налоговый номер (ИНН). При этом мы руководствовались тем, что в НКУ такие действия не предусмотрены, а точный отбор контрагентов с целью их указания в приложении Д2 осуществить невозможно.

И вот разъяснения появились, но большинство плательщиков на тот момент уже успело подать декларацию по НДС с указанным собственным ИНН в графе 2 приложения Д2.

Так, вначале в вопросе-ответе из раздела 101.20 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР"), а затем в письме ГФСУ от 22.02.2016 г. № 6111/7/99-99-19-03-02-17 налоговики сообщили, что  для отражения сумм НДС, за счет которых было сформировано отрицательное значение отчетного (налогового) периода, в гр. 2 приложения Д2 следует указывать ИНН поставщика, у которого приобретены товары/услуги, за счет которых сформировано отрицательное значение НДС.

Причем к некоторым плательщикам уже после подтверждения факта получения декларации (второй квитанции) дозвонились местные налоговики и, ссылаясь на эти разъяснения, попросили подать новую декларацию с исправленными показателями.

В связи с этим у налогоплательщиков возникли обоснованные вопросы:

1) Засчитают ли такую декларацию (со своим ИНН в приложении Д2) как принятую?

2) Что будет, если показатели декларации не исправить, как это предлагают сделать налоговики?

3) Как распределить отрицательное значение по ИНН поставщиков?

Предлагаем вместе разобраться с этими проблемами.

Вопрос 1. Признание декларации

Обратим внимание, что не признать декларацию только на основании того, что в гр. 2 приложения Д2 был указан собственный ИНН, контролеры не могут.

Так, в п. 49.8 НКУ четко сказано, что во время принятия налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 48.3, 48.4 НКУ (к которым показатели приложения Д2 не относятся). Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, до ее принятия проверке не подлежат. В том числе это относится и к  показателям приложения Д2.

При условии соблюдения налогоплательщиком требований ст. 49 НКУ (относительно указания обязательных реквизитов) должностное лицо контролирующего органа, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения контролирующим органом (п. 49.9 НКУ).

Согласно пп. 49.9.2 НКУ декларация считается принятой, в частности, если контролирующий орган с соблюдением требований п. 49.11 НКУ не предоставляет налогоплательщику уведомление об отказе в принятии налоговой декларации или не направляет его налогоплательщику в установленный  ст. 49 НКУ срок.

К тому же п. 49.10 НКУ четко устанавливает, что отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным ст. 49 НКУ, в том числе предъявление любых не определенных ст. 49 НКУ условий такого приема (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается.

Факт приема налоговых документов налогоплательщика в базу данных налогового органа подтверждает вторая квитанция в электронном виде в текстовом формате (п. 7.5 раздела III Инструкции № 233, пп. 4.13.7 Методрекомендаций № 516).

Если направленные налоговые документы сформированы с ошибкой, то налогоплательщику направляется вторая квитанция в электронном виде в текстовом формате о неприеме налоговых документов в электронном виде с указанием причин (п. 7.6 раздела III Инструкции № 233).

Таким образом, если налогоплательщик получил вторую квитанцию о приеме декларации, она считается принятой. Соответственно, за неподачу декларации никакие штрафные санкции к налогоплательщику не применяются.

Вопрос 2. Ответственность за неправильное заполнение приложения Д2

Сразу отметим: никакой ответственности за указание своего ИНН в приложении Д2 к налогоплательщику контролеры применить не могут.

Ведь в данном случае налогоплательщик заполнил приложение Д2 в строгом соответствии с утвержденной формой, поэтому говорить о неправильном заполнении каких-то показателей декларации вообще не приходится. То, что Минфин допустил логическую ошибку в формулировке приложения Д2 – проблема контролирующих органов, а не налогоплательщиков.

Следовательно, контролеры могут рекомендовать уточнить данные приложения Д2, но ни в коем случае не настаивать на этом. Любые подобные требования контролеров (даже со ссылкой на вышеуказанное письмо ГФСУ) незаконны. Письма не являются нормативными актами и являются обязательными к применению только для контролирующих органов (в порядке внутриведомственной подчиненности), а не для налогоплательщиков.

Так что налогоплательщик в данной ситуации имеет полное право по собственному усмотрению решать, идти на уступки контролерам или нет.

Вопрос 3. Порядок проставления ИНН в приложении Д2

Допустим, вы решили пойти на уступки и подать после истечения срока предоставления отчетной декларации Уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок. В таком расчете (в случае сохранения остальных показателей) будут фактически продублированы все показатели предыдущей декларации, то есть показатели гр. 4 и гр. 5 будут совпадать, а в гр. 6 будет стоять прочерк. Отличие состоит лишь в том, что в гр. 2 приложения Д2, которое подается к уточняющему расчету, будут указаны ИНН поставщиков.

При этом следует учесть, что в приложении Д2 показывают суммы НДС (налогового кредита), относящиеся к поставкам, а не всю стоимость поставленных товаров (работ, услуг).

Как подобрать поставки в разрезе контрагентов, на данный момент не совсем ясно. Совершенно очевидно, что точно это сделать можно только в одном случае, который на практике встречается редко, а именно: когда в периоде образования отрицательного значения НДС вообще нет налоговых обязательств, а есть только налоговый кредит. В будущих периодах это отрицательное значение не уменьшалось.

В остальных случаях подбор контрагентов по любым критериям будет условным. Поясним это на примере.

Предположим, в отчетном периоде предприятие отразило 10000,00 грн. налогового кредита (стр. 17 декларации), при этом налоговые обязательства составили 7000,00 грн. (стр. 9 декларации). Итого отрицательное значение: 10000 – 7000 = 3000,00 грн. Это "сборная" величина. Соответственно, невозможно точно определить, какие именно приобретения товаров у конкретных контрагентов "пришлись" на зачтенный налоговый кредит (7000,00 грн.), а какие вошли в отрицательное значение (3000,00 грн.).

Весьма вероятно, что налоговики в будущем предпишут в первую очередь показывать в приложении Д2 поставки по тем контрагентам, перед которыми у предприятия числится задолженность. Логика здесь простая: приложение Д2 используется для проверки права на бюджетное возмещение, возникающее только по оплаченным поставкам.

Так что если вы имеете какую-то неоплаченную поставку, а в приложении Д2 укажете код поставщика по оплаченным поставкам, контролеры смогут предъявить претензии в части некорректного заполнения приложения Д2.

Если вы не будете в будущем претендовать на бюджетное возмещение по таким суммам, то претензии налоговиков не приведут к штрафам. А вот если налогоплательщик заявит бюджетное возмещение (заполнит в будущих периодах стр. 20.2 декларации) и при этом в приложении Д2 не укажет неоплаченные поставки, налоговики могут наложить штраф согласно п. 123.1 НКУ в размере 25 % от суммы завышенного бюджетного возмещения, а при повторном нарушении – в размере 50 % от такой суммы.

Поэтому таким налогоплательщикам (равно как и остальным) имеет смысл в первую очередь указывать в приложении Д2 контрагентов с неоплаченными поставками. Причем если по какой-то поставке проведена частичная оплата, осторожным плательщикам желательно указывать в приложении Д2 только неоплаченную часть. Логично подбирать контрагентов в порядке хронологии (исходя из тех поставок, товары (работы, услуги) по которым были получены позднее).

Впрочем, можно выбрать и другой порядок отбора, который предприятие посчитает для себя более приемлемым. Независимые консультанты, например, советуют подбирать партнеров исходя из степени благонадежности, то есть прежде всего показывать  контрагентов, не имеющих признаков сомнительности с позиции налоговой истории.

В аналогичном порядке можно подбирать и оплаченные поставки.

Помните, что любая процедура подбора будет правильной, поскольку в нормативных актах ее попросту нет.

Приятный бонус от Минфина состоит в том, что суммы отрицательного значения, которые образовались до 01.07.2015 г., расшифровывать в разрезе контрагентов не нужно. Они указываются одной строкой.

Продемонстрируем предлагаемый контролерами подход на примере 3 из материала "Приложение Д2 в декларации по НДС за январь 2016 г.: примеры заполнения" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 08 за 2016 год)).

Условие:

Показатели декларации за январь 2016 г. представлены в табл. 1, данные декларации за декабрь 2015 г. – в табл. 2.  Информация о задолженности перед контрагентами приведена в табл. 3.

Решение:

Определяем сумму, которая относится к отрицательному значению декларации за январь 2016 г.: стр. 19 "–" (стр. 20.1 + стр. 20.2) "–" стр. 16.1. По данным примера: 7000 – 3000 – 3000 = 1000,00 грн.

Остальная сумма: 4000 – 1000 = 3000,00 грн. относится к отрицательному значению за декабрь 2015 г., поскольку в декларации за декабрь 2015 г. не заполнена стр. 20 "Від'ємне значення, що включається до складу податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 20.1 + рядок 20.2 + рядок 20.3):".

Подбираем для заполнения приложения Д2 контрагентов по такому признаку: в первую очередь указываем тех контрагентов, перед которыми числится задолженность в хронологическом порядке (исходя из задолженности), которая в соответствующем периоде возникла позднее.

Тогда приложение Д2 будет заполнено так, как показано в таблице 4.

Таблица 1

№ п/п

Строка декларации за январь 2016 г.

Название строки

Показатель

1

Стр. 9

Усього податкових зобов'язань

(сума значень рядків (1.1 + 1.2 + 4.1 + 4.2 + 6 + 7 (-/+) + 8) колонки Б)

8000,00

2

Стр. 16.1

значення рядка 21 попереднього звітного (податкового) періоду

3000,00

3

Стр. 17

Усього податкового кредиту (сума значень рядків (10.1 + 10.2 + 11.1 + 11.2 + 11.3 + 11.4 + 12 (-/+) + 13 (-/+) + 14 (-/+) + 15 (-/+) + 16 (-/+) колонки Б)

15000,00

4

Стр. 19

Від'ємне значення різниці між сумою податкового зобов'язання та сумою податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 17 - рядок 9 декларації 0110) (сума рядків 14 таблиць 1 - 3 додатка ДС10 до декларації 0121 - 0123, 0130) (позитивне значення)

7000,00

5

Стр. 20.2

підлягає бюджетному відшкодуванню (рядок 20.2.1 + рядок 20.2.2) (рядок 3 Д3):

3000,00

6

Стр. 21

Сума від'ємного значення, що зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 19.1 + рядок 20.3 декларації 0110) (рядок 19 декларації 0121 - 0123, 0130) (переноситься до рядка 16.1 декларації наступного звітного (податкового) періоду)

4000,00

Таблица 2

№ п/п

Строка декларации за декабрь 2015 г.

Название строки

Показатель

1

Стр. 9

Усього податкових зобов'язань

(сума значень рядків (1.1 + 1.2 + 7 + 8 (- чи +)) колонки Б)

18000,00

2

Стр. 17

Усього податкового кредиту

(сума значень рядків (10.1 + 12.1 + 12.2 + 12.4 + 15.1 + 16 (- чи +)) колонки Б)

21000,00

3

Стр. 19

Від'ємне значення різниці між сумою податкового зобов'язання та сумою податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 17 - рядок 9) (позитивне значення)

3000,00

4

Стр. 20

Від'ємне значення, що включається до складу податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 20.1 + рядок 20.2 + рядок 20.3):

5

Стр. 23.1

зараховується у зменшення суми податкового боргу з податку на додану вартість

6

Стр. 23.2

підлягає бюджетному відшкодуванню на рахунок платника у банку (рядок 3 Д3)

7

Стр. 24

Сума від'ємного значення, що зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду  (рядок 22.1 + рядок 23.3) (переноситься до рядка 20.1 наступного звітного (податкового) періоду)

3000,00

Таблица 3

№ п/п

Название контрагента

Индивидуальный налоговый номер контрагента

Сумма поставки

Сумма НДС (налогового кредита)

Дата возникновения задолженности (дата оприходования товаров)

Сумма задолженности

Сумма НДС (налогового кредита) в составе задолженности

1

ООО "Статус"

1256385925

12000

2000

08.12.2015

12000,00

2000,00

2

ЧП "Простор"

2563891256

6000

1000

22.12.2015

6000,00

1000,00

3

ООО "Полет"

1896532445

3000

500

29.12.2015

3000,00

500,00

4

ООО "Лакомка"

1895623567

3600

600

12.01.2016

6000,00

1000,00

5

ЧП "Старград"

1256359638

6000

1000

18.01.2016

3600,00

600,00

Таблица 4

з/п

Платник податку - покупець (індивідуальний податковий номер)

Сума від'ємного значення, що зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 21)

звітний (податковий) період, у якому виникло значення

сума

в тому числі сплачено постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, отримано послуг від нерезидента на митній території України

місяць

рік

1

2

3

4

5

6

1

1256359638

01

2016

600,00

600,00

2

1895623567

01

2016

400,00

400,00

3

1896532445

12

2015

500,00

500,00

4

2563891256

12

2015

1000,00

1000,00

5

1256385925

12

2015

1500,00

1500,00

Залишок суми помилково та/або надміру сплачених грошових зобов'язань з податку на додану вартість станом на 01 липня 2015 року, на яке відповідно до підпункту 3 пункту 34 підрозділу 2 розділу XX Кодексу було збільшено значення реєстраційної суми, визначеної пунктом 200 1.3 статті 200 1 розділу V Кодексу, та на яке було збільшено суму від'ємного значення, сформовану за результатами звітного (податкового) періоду за липень 2015 року / III квартал 2015 року


х

Усього

4000,00

4000,00




Влада Карпова,

к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Инструкция № 233 – Инструкция по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН