(0)
Приобретение товаров у офшорного нерезидента: можно ли вернуть 30 % расходов?

Приобретение товаров у офшорного нерезидента: можно ли вернуть 30 % расходов?

30 Мая 2016
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Наше предприятие по итогам 2015 года попало под контролируемые операции, поскольку общий доход составил более 50 млн. грн. и товары приобретались у поставщиков-нерезидентов, зарегистрированных в офшорной зоне (Маршалловы Острова). До 1 мая был подан отчет о контролируемых операциях. В декларации по налогу на прибыль за 2015 г. финансовый результат был увеличен на 30 % от себестоимости товаров, купленных в офшорах. Можем ли мы подать уточняющую декларацию и вернуть себе 30 % себестоимости?

(Наталья В.)


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Очевидно, что корректируя расходы на 30 % при составлении декларации за 2015 год, Вы руководствовались подпунктом 140.5.4 НКУ в новой редакции:

140.5  Финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается:

<...>

140.5.4  на сумму 30 процентов стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме указанных в пункте 140.2 и в подпункте 140.5.5 этого пункта и операций, которые признаны контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса), приобретенных у:

- неприбыльных организаций, кроме случаев, когда сумма стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг, приобретенных у таких организаций, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, и кроме бюджетных учреждений. В случае если сумма операций превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, корректировки финансового результата до налогообложения, определенные настоящим подпунктом, проводятся на всю сумму операций;

- нерезидентов (в том числе нерезидентов – связанных лиц), зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в подпункте 39.2.1.2 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса.

Требования настоящего подпункта могут не применяться налогоплательщиком, если:

операция является контролируемой и сумма таких расходов соответствует уровню обычных цен, что обосновано в отчете о контролируемых операциях и соответствующей документации, представляемых в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса; или операция не является контролируемой и сумма таких расходов подтверждается налогоплательщиком по правилам обычных цен в соответствии с процедурой, установленной статьей 39 настоящего Кодекса, но без представления отчета.

Конструкция части первой пп. 140.5.4 НКУ во взаимосвязи со ст. 39 НКУ указывает на то, что эту корректировку применяют в операциях, не являющихся контролируемыми. Это подтверждают слова в скобках: "(кроме <…> операций, которые признаны контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса)".

А если уж предприятие осуществило контролируемые операции, то предполагается, что оно должно, руководствуясь ст. 39 НКУ, доказывать "обычность" цены в документации по ТЦО или же корректировать финансовый результат до уровня, соответствующего принципу "вытянутой руки" (который также обосновывается в документации).

Впрочем, мы не исключаем возможность применения пп. 140.5.4 НКУ и в отношении операций, соответствующих признакам контролируемых. Обратите внимание на часть вторую пп. 140.5.4 НКУ, которая разрешает не применять корректировку в четко определенных случаях: "Требования настоящего подпункта могут не применяться налогоплательщиком, если операция является контролируемой и сумма таких расходов соответствует уровню обычных цен, что обосновано <...>".

А если идти от обратного: операция является контролируемой, но соответствие суммы расходов уровню обычных цен не обосновано? В таком случае, очевидно, разрешение "требования могут не применяться" уже не работает, т. е. они должны применяться.

Понятно, что в данном случае часть вторая пп. 140.5.4 НКУ не вполне согласована с первой. И тем не менее, мы видим, что определенные основания для 30 %-го уменьшения  финансового результата до налогообложения по строке 3.1.7 приложения РІ в рассматриваемой ситуации можно найти.

Поэтому, если вы не обоснуете соответствие суммы расходов уровню обычных цен, то обратную корректировку "- 30 %" путем подачи уточняющей декларации налоговики, скорее всего, сочтут безосновательной.

При этом надо еще и учесть, что подача уточняющего расчета за период, который уже проверялся контролирующим органом, является основанием для внеплановой документальной проверки (пп. 78.1.3 НКУ), в ходе которой налоговики наверняка затребуют документацию по данным контролируемым операциям по приобретению товаров у офшорных нерезидентов. Тут, как говорится, "к гадалке не ходи".

Резюме статьи

Таким образом, если у вас есть желание побороться за часть расходов, то исправление ошибки необходимо начать именно с определения уровня обычных цен и составления документации по ТЦО. А уже затем в уточняющей декларации за 2015 год исправление в строке 3.1.7 приложения РІ должно сопровождаться корректировкой расходов через приложение ТЦ до уровня обычных цен в соответствии с требованиями ст. 39 НКУ.




Юрий Цыганок,
сертифицированный специалист IAS IPFM, САР,
руководитель бухгалтерского направления, ЛІГА:ЗАКОН



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.








Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН