|
(Инна М.)
|
<...> работодатель – юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или самозанятое лицо, которое использует наемный труд физических лиц на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и несет обязанности по уплате им заработной платы, а также начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджет, начислений на фонд оплаты труда, другие обязанности, предусмотренные законами.
(пп. 14.1.222 НКУ)
Отношения между работодателем и работником строятся на основе трудового договора.
Напомним, что в соответствии со ст. 24 КЗоТ работник может быть допущен к работе только после:
• заключения трудового договора;
• оформления приказа (распоряжения) о приеме на работу;
• подачи уведомления органам ГФСУ о приеме работника на работу.
Трудовое законодательство распространяется на всех работодателей, поэтому ФЛП обязан вести кадровую документацию, связанную с оформлением трудовых отношений с наемными работниками.
Поскольку ФЛП ведут упрощенный учет, то под кадровой документацией для них имеются ввиду:
• документы, регламентирующие порядок использования наемного труда (правила внутреннего трудового распорядка);
• документы учета рабочего времени (табель учета рабочего времени);
• приказы (распоряжения) о приеме и увольнении с работы, предоставлении отпуска, направлении в командировку и т. п.
ФЛП может создавать приказы в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов, или брать за основу или использовать полностью образцы, утвержденные Приказом № 489.
Так, ФЛП не имеет обязанности вести (поскольку п. 7.1 Инструкции № 58 касается только предприятий):
– личные дела работников (хотя по собственному желанию и для удобства он может это делать);
– книги учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
– книгу учета движения трудовых книжек.
Заполнение трудовой книжки ФЛП
ФЛП ведет трудовые книжки работников, работающих у него по основному месту работы более 5 дней (п. 1.1 Инструкции № 58).Записи в трудовую книжку ФЛП делает самостоятельно при приеме на работу в соответствии с заключенным трудовым договором, а также при его расторжении.
О порядке заполнения трудовой книжки также читайте в материале "Трудовая книжка: оформление и ведение" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 50 за 2016 год).
Записи в трудовой книжке ФЛП удостоверяет своей подписью и печатью (при ее наличии).
Трудовые книжки работников, труд которых связан с предоставлением услуг (повара, няни, водители и т. д.), хранятся у работников (абз. 1 п. 2.21-1 Инструкции № 58).
Первое рабочее место работника у ФЛП
На сегодня вопрос, имеет ли право ФЛП заводить трудовую книжку на наемного работника, который трудоустроился к ФЛП на первое рабочее место, остается спорным.Так, Минсоцполитики высказало мнение, что ФЛП имеют право оформлять трудовую книжку на работников, которые трудоустраиваются впервые (см. письмо от 03.12.2015 г. № 492/06/186-15).
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки должно подписывать лицо, ответственное за ее выдачу, потом ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполняли трудовую книжку (п. 2.12 Инструкции № 58). То есть, если исходить из нормы Инструкции № 58, то ФЛП не имеет права заверять титульный лист трудовой книжки.
Кроме того, Минтруда утверждает, что ФЛП не имеет права заводить трудовую книжку для работника, а подтверждением его стажа будет письменный трудовой договор с указанием периода работы (см. письмо от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06).
В свою очередь, Минюст рекомендовал Минсоцполитики внести изменения в Инструкцию № 58 (письмо от 24.03.2006 г. № 21-5-172). Но до сих пор этого не произошло.
Так что, по мнению издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, не будет нарушением, если ФЛП заведет на работника трудовую книжку и заполнит ее титульный лист, удостоверив своей подписью и своей печатью (в случае ее наличия). В случае если ФЛП этого не сделает, то административную ответственность к нему применить не могут, потому что это не является нарушением трудового законодательства (см. письмо от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06).
Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 50 за 2016 год):
- "Вынужденные переселенцы из зоны АТО без трудовых книжек: особенности трудоустройства";
- "С основного места работы на работу по совместительству: заполняем трудовую книжку".
Ирина Петрусенко,
эксперт, ЛИГА:ЗАКОН
эксперт, ЛИГА:ЗАКОН
1. КЗоТ – Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
2. Инструкция № 58 – Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минюста, Минтруда и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.
3. Приказ № 489 – приказ Госкомстата "Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда" от 05.12.2008 г. № 489.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |