(0)
"Остановить нельзя, продолжить", или О сегодняшних проблемах исполнительного производства

"Остановить нельзя, продолжить", или О сегодняшних проблемах исполнительного производства

22 Мая 2017

"Остановить нельзя, продолжить", или О сегодняшних проблемах исполнительного производства

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В последнее время нашу страну охватило реформирование: реформируется медицина, судебная система, строительство. Одним словом, почти все. Правительство и отдельные министры не устают рапортовать в стиле: "мы все, что было, развалили и создали совершенно новую концепцию всего". При этом качество очень часто приносится в жертву количеству. Вместо хирургических изменений по самым больным местам, старые законы "выбрасываются" и принимаются абсолютно новые. При этом порой вместе с "мусором" "выбрасываются" многие полезные наработки. Не избежало этой участи и исполнительное производство. Ниже рассмотрим пример, что называется из жизни.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Описание ситуации

Некий гражданин Украины (назовем его условно – Петренко) является директором предприятия (условно – ООО "Х"). В собственности ООО "Х" находятся нежилые помещения, которые используются для уставной деятельности предприятия. В 2014 году была проведена реконструкция нежилых помещений, объект был введен в эксплуатацию, была зарегистрирована соответствующая декларация.

Местный орган архитектурно-строительного контроля (далее – ГАСК) в 2016 году проводит внеплановую проверку нежилых помещений на основании обращения физического лица. В ходе проверки инспектор ГАСК находит некие нарушения градостроительного законодательства. По результатам проверки составлен акт проверки и предписание об устранении нарушения. ООО "Х" с выводами проверки не согласно, для чего соответствующий иск подается в местный административный суд.

В связи с судебной реформой все суды испытывают острую нехватку судей, и за весь 2016 год в административном суде состоялось только одно заседание по делу.

Несмотря на судебное обжалование всех документов по итогам проверки, инспектор ГАСК решил проверить, как исполняются требования, и снова пришел с проверкой. Теперь инспектор оштрафовал директора ООО "Х" за неисполнение предписания на 5000 гривен.

В постановлении прямо указан срок, в который Петренко имеет право обжаловать постановление, что он и реализовал, вовремя обжаловав постановление в суде.

Судебное заседание по иску относительно обжалования постановления не успело еще состояться, как Петренко получает почтой "письмо счастья" со стороны местной государственной исполнительной службы (далее – ГИС), в котором указано об открытии производства и наложении ареста на все имущество Петренко (дом, квартиру, автомобиль).

Петренко приезжает вместе с адвокатом в ГИС устраивать скандал, ведь он все сделал правильно, по сути, исполнительное производство открыто на основании документа, который не является исполнительным. Однако его ждет "холодный душ": "мы ничего о том, что вы обжаловали постановление, не знали, и согласно новому Закону об исполнительном производстве у нас нет никаких оснований закрыть или приостановить производство, обращайтесь в суд". Немая сцена...


Разбираемся в законодательстве

Наверное, первое впечатление, которое возникает после прочтения указанной выше ситуации, – это что-то вроде: "эти бездельники из ГИС просто ничего не хотят делать, вот и ищут всякие отговорки", однако при детальном изучении "матчасти" начинаешь понимать, что не все так однозначно.

Итак, согласно п. 26 Порядка № 244 постановление о наложении штрафа и постановление о закрытии дела вступают в законную силу по истечении срока их обжалования.

В соответствии с п. 29 Порядка № 244 обжалование постановления о наложении штрафа в установленный срок приостанавливает его исполнение до вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Кроме того, согласно п. 31 Порядка № 244 постановление о наложении штрафа является исполнительным документом и подлежит исполнению в установленном законом порядке со дня вступления его в законную силу. В случае обжалования постановления о наложении штрафа и надлежащего уведомления соответствующего органа государственного архитектурно-строительного контроля о его обжаловании такое постановление направляется в орган государственной исполнительной службы для принудительного исполнения после вступления в законную силу соответствующего решения суда, кроме случаев отмены его судом.

Новый Закон об ИП вступил в силу 5 октября 2016 года. В частности, в ч. 4 ст. 4 Закона об ИП среди оснований, когда исполнительный документ должен возвращаться взыскателю, прямо указан случай, когда решение, на основании которого выдан исполнительный документ, не набрало законной силы.

Вроде бы все понятно: Петренко полностью прав, а сотрудники ГИС нет. Но ни в ст. 4 Закона об ИП, ни в новой редакции Инструкции № 512 ни слова не сказано об обязанности исполнителя проверять, какой документ вступил в силу, а какой нет. Большинство представителей контролирующих органов просто отсчитывают соответствующий срок (как правило, 10 или 15 дней) и направляют постановление в ГИС на взыскание.

Соответственно, возникает вопрос: что делать, если исполнительное производство открыто, а обстоятельства, указанные в п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона об ИП, выявлены после открытия исполнительного производства?

Законом об ИП предусмотрены такие способы:

– откладывание, отсрочка, рассрочка, установление или изменение порядка исполнения решения (ст. ст. 32 и 33);

– приостановка ИП (ст. 34);

– возврат исполнительного документа (ст. 37);

– завершение исполнительного производства (ст. 39).

В уже утратившем силу Законе № 606 подобный описанной выше фабуле случай приостановки был изложен в ст. ст. 37 и 38. Так, в п. 6 ст. 37 Закона № 606 было указано, что исполнительное производство подлежит обязательной приостановке в случае "приостановки исполнения соответствующего решения или исполнительного производства судом или должностным лицом, которым законом предоставлено такое право".

Согласно п. 17 Инструкции № 512 при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 34 Закона об ИП, исполнитель выносит постановление о приостановке совершения исполнительных действий, кроме случаев, определенных Законом.

Однако теперь в ст. 34 Закона об ИП такой случай просто отсутствует, и, соответственно, исполнитель не может вообще ничего сделать: ни приостановить, ни закрыть исполнительное производство в случае обжалования исполнительного документа.

Единственный орган, который может закрыть исполнительное производство, – это суд, одна сумма судебного сбора за начало рассмотрения в котором может превысить сам размер штрафа.

Резюме статьи

К сожалению, украинское реформирование порой напоминает маятник с бросанием из одной крайности в другую. После многолетней критики исполнительного законодательства, которое оставляет слишком много лазеек для недобросовестных должников, законодатель осуществил бросок в другую крайность, сделав невозможным приостановку исполнительного производства даже по малозначительным вопросам, которые являются очевидными для всех участников, иначе как по решению суда. По мнению автора, необходимым является внесение изменений в не так давно принятый Закон об ИП, который должен быть дополнен нормой о том, что исполнительное производство должно быть закрыто, если после его открытия исполнитель обнаружит факты, которые свидетельствуют о том, что исполнительный документ, который стал основанием для открытия исполнительного производства, приостановлен или не вступил в силу в предусмотренном Законом порядке.





  Виталий Правдюк,
к.ю.н., адвокат



1. Закон об ИП – Закон Украины "Об исполнительном производстве" от 02.06.2016 г. № 1404-VIII.

2. Закон № 606 – Закон Украины "Об исполнительном производстве" от 21.04.99 г. № 606-XIV.

3. Порядок № 244 – Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, утвержденный постановлением Кабмина от 06.04.95 г. № 244.

4. Инструкция № 512 – Инструкция по организации принудительного исполнения решений, утвержденная приказом Минюста от 02.04.2012 г. № 512/5.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация