(0)
Возвратная финансовая помощь: правовые аспекты

Возвратная финансовая помощь: правовые аспекты

11 Сентября 2017

Возвратная финансовая помощь: правовые аспекты

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





На практике нередко возникает необходимость получения возвратной финансовой помощи (займа) от сторонних лиц: учредителей, дружественных предприятий или обычных контрагентов. В данной статье мы расскажем о том, на что нужно обратить внимание при совершении таких операций.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Правовые особенности

Согласно пп. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь (ВФП) – это сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.

Договор ВФП с правовой позиции представляет собой договор займа, что подтверждают и налоговики (см., к примеру, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5314/6/99-99-19-02-02-15, от 18.04.2016 г. № 8645/6/99-99-19-02-02-15, от 25.01.2017 г. № 1420/6/99-99-13-02-03-15, от 03.04.2017 г. № 6839/6/99-99-13-02-03-15).

По договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется вернуть заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества. Договор займа является заключенным с момента передачи денежных средств или других вещей, определенных родовыми признаками (ч. 1 ст. 1046 ГКУ).

Итак, сторонами договора займа могут выступать любые лица, в частности юридические лица, физические лица – предприниматели и физические лица – граждане.

Договор займа заключается в письменной форме, если его сумма не менее чем в десять раз превышает установленный законом размер необлагаемого минимума доходов граждан (170 грн), а в случаях, когда заимодателем является юридическое лицо, – независимо от суммы (ч. 1 ст. 1047 ГКУ).

В подтверждение заключения договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодателем определенной денежной суммы или определенного количества вещей (ч. 2 ст. 1047 ГКУ). В то же время на практике юридические лица обычно заключают именно договор предоставления займа (ВФП).

При его составлении необходимо обратить внимание на следующие моменты.

По нормам ч. 1 ст. 1048 ГКУ заимодатель имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Размер и порядок получения процентов устанавливаются договором. Если договором не установлен размер процентов, их размер определяется на уровне учетной ставки Национального банка Украины. В случае отсутствия другой договоренности сторон проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа.

В соответствии с ч. 2 ст. 1048 ГКУ договор займа считается беспроцентным, если:

1) он заключен между физическими лицами на сумму, которая не превышает пятидесятикратного размера необлагаемого минимума доходов граждан (850 грн), и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;

2) заемщику переданы вещи, определенные родовыми признаками.

Как видим, взаимоотношения по передаче денежных средств по договору займа, в которых одной из сторон является юридическое лицо, в упомянутые исключения не попадают. Поэтому в договоре займа важно указать, что проценты за пользование займом не начисляются. Если этой фразы не будет, по умолчанию договор займа будет считаться оплатным (см. по этому поводу письма Минюста от 14.04.2004 г. № 19-5-375, ВСУ от 01.03.2015 г.). Тогда размер процентов будет определяться на уровне учетной ставки НБУ (сейчас – 12,5 %).

Вместе с тем стороны обычно избегают предоставления процентных займов, опасаясь, что такие операции могут быть приравнены к финансовой услуге (об этом речь идет далее).

Согласно ч. 1 ст. 1049 ГКУ заемщик обязан вернуть заимодателю заем (денежные средства в такой же сумме или вещи, определенные родовыми признаками, в таком же количестве, такого же рода и такого же качества, которые были переданы ему заимодателем) в срок и в порядке, установленные договором.

Если договором не установлен срок возврата займа или этот срок определен моментом предъявления требования, заем должен быть возвращен заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодателем требования об этом, если иное не установлено договором.

Заем, предоставленный по договору беспроцентного займа, может быть возвращен заемщиком досрочно, если иное не установлено договором (ч. 2 ст. 1049 ГКУ).

Заем считается возвращенным в момент передачи заимодателю вещей, определенных родовыми признаками, или зачисления денежной суммы, которая одалживалась, на его банковский счет (ч. 3 ст. 1049 ГКУ).

Во избежание недоразумений, связанных со сроком возврата займа, условия желательно указать в договоре.

Положения ч. 1 ст. 1050 ГКУ предусматривают, если заемщик своевременно не возвратил сумму займа, он обязан уплатить денежную сумму в соответствии со ст. 625 ГКУ. То есть должник, просрочивший выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом (ч. 2 ст. 625 ГКУ).

Если договором установлена обязанность заемщика вернуть заем частями (с рассрочкой), то в случае просрочки возврата очередной части заимодатель имеет право требовать досрочного возврата оставшейся части займа и уплаты процентов, причитающихся ему в соответствии со ст. 1048 ГКУ (ч. 2 ст. 1050 ГКУ).

В случае невыполнения заемщиком обязанностей, установленных договором займа, по обеспечению возврата займа, а также в случае потери обеспечения выполнения обязательства или ухудшения его условий при обстоятельствах, за которые заимодатель не несет ответственности, заимодатель имеет право требовать от заемщика досрочного возврата займа и уплаты процентов, причитающихся ему в соответствии со ст. 1048 ГКУ, если иное не установлено договором (ч. 1 ст. 1052 ГКУ).

ВФП и финансовая услуга

Финансовая услуга – это операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, – и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, в целях получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов. То есть основным критерием отнесения операции к финансовой услуге является ее платный характер (пп. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2664).

Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 4 Закона № 2664 предоставление средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита, являются финансовой услугой. Между тем, до сих пор не выработано четкой позиции в отношении того, имеют ли право предоставлять займы нефинансовые учреждения.

Так, в Распоряжении № 5555 указано: "юридические лица – субъекты хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, предоставляют финансовые услуги по предоставлению средств в заем (кроме на условиях финансового кредита) и поручительств в соответствии с требованиями гражданского законодательства и с учетом требований законодательства Украины о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Такая же позиция изложена и в письмах Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 05.06.2009 г. № 7116/12-12, от 14.08.2009 г. № 10146/07-12, от 18.10.2010 г. № 2068/39-6.

Из этого можно сделать вывод, что на условиях финансового кредита предоставлять средства в заем могут только финансовые учреждения. Любые другие займы, подпадающие под определение финансовых услуг, могут предоставлять юридические лица – субъекты хозяйствования, не являющиеся финансовыми учреждениями.

Операции беспроцентного займа, как вообще не подпадающие под определение финансовых услуг, могут без ограничений предоставляться любыми лицами.

В то же время в судебной практике встречались случаи, когда контрагенты пытались признать договор предоставления беспроцентного займа недействительным по причине того, что такие операции относятся к финансовой услуге. Суды в удовлетворении таких исков, как правило, отказывают (см., в частности, постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 28.04.2015 г. по делу № 904/1469/15, решение хозяйственного суда Полтавской области от 20.01.2016 г. по делу № 917/2512/15).

Процентные займы вписываются в определение финансовых услуг и подпадают под действие Закона № 2664. Впрочем, при желании можно настаивать на правомерности предоставления юрлицами и процентных займов.

В свое время Госкомпредпринимательства в письме от 17.11.2006 г. № 8287 отметил, что правовая природа займа и кредита различается, при этом важным признаком кредита законодательство Украины определяет привлечение средств (на возвратной основе) от других лиц для их предоставления третьим лицам. Это следует из ст. 345 ХКУ. На данном основании в письме был сделан вывод, что применительно к финансовым кредитам (процентным займам), предоставляемым за счет собственных средств, законодательство по составу лиц ограничений не содержит.

Иными словами, в Законе № 2664 установлен запрет только на предоставление процентных займов за счет привлеченных средств – такие услуги могут предоставлять только кредитные учреждения.

Суды также подтверждают правомерность предоставления займов (в том числе и процентных) не только финансовыми учреждениями, но и другими лицами. В частности, в п. 8 письма Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 27.09.2012 г. № 10-1390/0/4-12 сказано следующее:

Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" регулирует отношения только при участии участников рынков финансовых услуг, а отношения между физическими лицами, в частности по договорам займа, поручительства, регулируются нормами ГК Украины (статьи 553 – 559, 1046 – 1053).

Договор займа как общая договорная конструкция является основанием для возникновения правоотношений, участниками которых являются любые физические или юридические лица, поскольку нормы ГК Украины не содержат ни одного исключения как в отношении субъектного состава, так и в отношении права на получение от заемщика процентов от суммы займа, размер которых и порядок получения устанавливаются договором.

На эти положения ссылаются и суды при решении споров о признании процентных договоров займа нефинансовыми учреждениями недействительными. Легитимность заключения таких процентных договоров займа подтверждена, в частности, постановлениями ВСУ от 05.11.2014 г. по делу № 6-132цс14, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 04.08.2016 г. № 756/14712/15-ц, определением апелляционного суда Одесской области от 24.01.2017 г. № 22-ц/785/1258/17.

Суды также признавали правомерным указание в договоре займа условия перерасчета суммы полученного займа исходя из курса доллара (см., в частности, постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11.11.2014 г. по делу № 903/599/14).

Между тем, в письме Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 14.06.2006 г. № 5543/11-5 было обращено внимание на то, что согласно ст. 1 Закона № 2664 денежные средства, которые предоставляются взаймы юридическому или физическому лицу на определенный срок и под проценты, являются финансовым кредитом. И поскольку в вопросе, на который был предоставлен ответ, шла речь о процентном займе, можно заключить, что, по мнению этого органа, такой заем подпадает под понятие финансовой услуги. Налоговики также считают, что предоставить средства в заем под проценты вправе только финансовые учреждения (см. письмо ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216).

А если Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, сочтет, что процентный заем предоставлялся юридическим лицом – нефинансовым учреждением неправомерно, на субъекта хозяйствования может быть наложен штраф согласно пп. 1 ч. 1 ст. 41 Закона № 2664 в размере от 1000 до 10000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 грн до 170000 грн). Должностное лицо юридического лица за эти же действия могут наказать административным штрафом по п. 1 ст. 43 Закона № 2664 – от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 грн до 3400 грн).

Правомерность применения таких санкций в рассматриваемой ситуации можно оспаривать, но лучше с этими проблемами вообще не сталкиваться. Учитывая изложенное, с позиции минимизации рисков, субъектам хозяйствования имеет смысл не заключать договоры о получении процентных займов от резидентов Украины.

Также на эту тему читайте статьи:
  • "Возвратная финансовая помощь: налоговый учет";
  • "Возвратная финансовая помощь: бухгалтерский учет";
  • "Долгосрочные беспроцентные займы: учет по МСФО".





Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН
 


1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 2664 – Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III.

5. Распоряжение № 5555 – распоряжение Госфинуслуг "О возможности предоставления юридическими лицами – субъектами хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, финансовых услуг по предоставлению средств в заем и предоставлению поручительств" от 31.03.2006 г. № 5555.

6. Письмо ВСУ от 01.03.2015 г. – письмо Верховного Суда Украины от 01.03.2015 г. "Заключения Верховного Суда Украины, изложенные в постановлениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения на основании, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 355 ГПК Украины, за II полугодие 2014 г.".







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация