(1)
Недопуск налоговиков к проведению проверки: основания, оформление, последствия

Недопуск налоговиков к проведению проверки: основания, оформление, последствия

6 Августа 2018

Недопуск налоговиков к проведению проверки: основания, оформление, последствия

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.




  
Вряд ли кто будет спорить с тем, что контролеры - не те гости, которых субъекты хозяйствования рады видеть на порогах своих офисов. И, убеждены, найдется немало тех, кому знакома соблазн не пустить "визитеров", которые постучали в дверь, чтобы осуществить проверку.

Поэтому, самое время выяснить, когда колебания на этот счет неуместны и можно (а порой даже нужно) смело отказывать налоговикам в допуске


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Начнем чуть ли не с прописной истины, которую с одного решения в другое дублируют суда: если допуск к налоговой проверке состоялся, в дальнейшем предметом рассмотрения в суде может быть только суть выявленных нарушений налогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Иначе говоря, допуская должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки, плательщик теряет право на обжалование приказа о ее проведении.

Такая позиция в свое время были сформированы ВСУ (постановление от 24.12.2010 г. в деле № 21-25а10), об этом в прошлом неоднократно упоминал ВАСУ (см., примером, решения от 01.07.2015 г. в деле № 2а-11385/12/2670; от 15.03.2017 г. в деле № 806/2239/15; постановление от 25.05.2016 г. в деле № 2а-8260/12/1370 и т. д.). И такого же мнения придерживается ВС/КАС, о чем свидетельствует самая свежая судебная практика: см., в частности, постановления от 20.02.2018 г. в деле № 826/1205/16 и от 17.04.2018 г. в деле № 826/12612/17.

В последнем из упомянутых решений ВС / КАС подчеркнул: именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик может поставить вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от необоснованного и необоснованного осуществления налогового контроля в отношении себя. В то же время допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении налоговой проверки.

Ведем к тому, что знать свои права и случаи, когда обоснованно можно не допустить налоговиков к проверке, крайне важно. Ведь, воспользовавшись собственным правом отказа в допуске, плательщики теряют возможность в дальнейшем ставить под сомнение законность факта проведения проверки.

Какие есть основания для недопуска контролеров к проверке

Правомерно допустить должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки можно лишь в двух случаях (абзацы 5, 6 п. 81.1 НКУ), а именно:

1) должностным (служебным) лицам налогоплательщика или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, не предъявлено или не направлен в случаях, определенных НКУ, таких документов (абзацы 2-4 п. 81.1 НКУ), как:

· направления на проведение проверки;

· копия приказа о проведении проверки;

· копия служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки;

2) указанные выше документы предъявлены, но оформлены с нарушением требований.

Проанализируем каждую из двух оснований подробнее.

Непредъявление или отосланное документов

Прежде всего стоит уточнить, что говорить о недопуске налоговиков мы можем в случае проведения документальной выездной (плановой / внеплановые) или фактической проверки.

В то же время в зависимости от того, о какой проверке идет речь, существуют определенные особенности о порядке ознакомления налогоплательщиков с копией приказа о проведении проверки.

Так, в случае с документальной плановой проверкой копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки должны быть вручены налогоплательщику под расписку или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее чем за 10 к.дн. до дня проведения указанной проверки (абз. 2 п. 77.4 НКУ).

Заметим: иногда через большую загруженность в работе контролеры не успевают начать проверку в указанный в приказе день. В связи с этим на практике происходит так: налоговики путем издания нового приказа вносят изменения в исходный приказа о проведении проверки, корректируя даты начала и окончания проверки. В этом контексте обращаем внимание на постановление Киевского апелляционного административного суда от 24.07.2017 г. в деле № 823/439/16, в котором отмечено:

"…в случае изменения даты начала проведения проверки путем издания приказа о внесении соответствующих изменений в приказ о проведении документальной плановой выездной проверки, контролирующим органом должно быть соблюден порядок организации и проведения такой проверки, в частности, положения ст. 77 Налогового кодекса Украины по своевременному сообщению налогоплательщика о проведении документальной плановой выездной проверки".

То есть в случае изменения даты начала проверки контролеры Должны повторно проинформировать налогоплательщика в запланированного "запад" с соблюдением требований абз. 2 п. 77.4 НКУ. В свою очередь, безусловно, дата начала проверки (как изначально определена, так и отсрочено) должна согласовываться обнародованному на портале ДФС Планом-графиком проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, в котором предусмотрено месяц начала проведения проверки.

Насчет документальной позаплановой проверки, в НКУ указано: право на ее проведение предоставляется только в случае, когда налогоплательщику до начала проведения указанной проверки вручено в порядке, определенном ст. 42 НКУ, копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки (абз. 2 п. 78.4 НКУ).

Как видим, в отличие от плановой проверки, в случае с документальной внеплановой проверкой срок, который должен пройти между сообщением налогоплательщика о проведении проверки и датой ее начала, не установлено. То есть контроллеры имеют полное право как отправить копию приказа заранее, так и лично вручить ее налогоплательщику в день проверки.

По фактической проверке: поскольку она осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица) (п. 80.1 ПКУ), вариантов немного - необходимые документы налоговики должны предъявить налогоплательщикам непосредственно перед ее проведением.

Независимо от того, о каком виде проверки говорится, заметим: согласно абз. 4 п. 81.1 ПКУ, одним из условий допуска налоговиков к проверке является предъявление служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

В то же время по определенным причинам порой случается так, что в первый день проверки указанных в направлении контроллеры появляются не в полном составе. Считаем, что в таком случае вполне можно ставить вопрос об недопуск налоговиков к проверке, ведь со служебными удостоверениями отсутствующих лиц, указанных в направлении, налогоплательщик ознакомиться не сможет.

И еще один важный нюанс: предъявлять необходимые документы контроллеры имеют надлежащей лицу. В частности ВС / КАС в постановлении от 30.01.2018 г. по делу № 821/1957/16 констатировал противоправность действий контролеров, которые провели проверку после ознакомления с документами лица, не была уполномоченным представителем налогоплательщика, а также не находилась с ним в трудовых отношениях (такие недоразумения на практике частенько случаются во время проведения фактических проверок).

Ненадлежащее оформление документов

Безусловно, чтобы выявить отдельные недостатки тех или иных документов, налогоплательщику важно знать, какой вид они должны иметь. И подспорьем в этом станут абзацы 2 и 3 п. 81.1 НКУ, которые определяют перечень сведений, которые должны содержать направления на проведение проверки и копия приказа (см. далее).

Направления на проведение проверки (обязательные сведения):

· дата выдачи;

· наименование контролирующего органа;

· реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

· наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) или объекта, проверка которого проводится;

· цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая);

· основания;

· дата начала и продолжительность проверки;

· должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Копия приказа о проведении проверки (обязательные сведения):

· дата выдачи;

· наименование контролирующего органа;

· наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) и в случае проведения проверки в другом месте - адрес объекта, проверка которого проводится;

· цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая проверка)

· основания для проведения проверки, установленные НКУ;

· дата начала и продолжительность проверки;

· период деятельности, будет проверяться.

Важно! И направление на проверку, и приказ о проведении проверки являются действительными при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица *) контролирующего органа и скрепленные печатью контролирующего органа.

 _____________
* Перечень уполномоченных лиц опубликовано на официальном портале ГФС: https://sfs.gov.ua/pro-sfs-ukraini/upovnovajeni-osobi/

По служебного удостоверения работников органов ДФС - его образец утвержден приказом ГФС от 23.10.2014 г. № 207. Этим же приказом утверждена Инструкция о порядке хранения, выдачи и уничтожения служебных удостоверений работников органов ГФС (далее – Инструкция № 207), согласно п. 1.3 р. І которой в удостоверении обязательно указываются:

· фамилия, имя и отчество работника;

· должность;

· специальное звание;

· дата выдачи и окончания срока действия удостоверения.

Также удостоверение имеет серию (перечень серий удостоверений территориальных органов ДФС приведены в приложении 1 к Инструкции № 207) и порядковый номер.

Подчеркнем: изучая полученные / предъявлены документы, учитывать следует не только на наличие необходимой информации, но и анализировать ее содержание. Особого внимания заслуживают указанные в направлении и копии приказа даты начала и продолжительности проверки, а также основание для ее проведения.

Кроме того, есть свежая положительная судебная практика (см. Постановление ВС / КАС от 23.01.2018 г. в деле № 813/1946/17), свидетельствующая о возможности избежания документальной плановой проверки в случае установления нарушений при составлении плана-графика (чаще всего такие нарушения связаны с несоблюдением сроков), а также при наличии обоснованных сомнений в правомерности включения предприятия в такого плана в принципе.

Однако, безусловно, обжаловать правомерность проведения проверки в таком случае следует сразу после получения копии приказа на проведение проверки (а еще лучше - только субъект хозяйствования увидит себя в плане-графике, опубликованном на официальном портале ДФС), не дожидаясь, пока контроллеры постучат в двери.

Как оформляется отказ в допуске контроллеров к проверке

В случае отказа в допуске контроллеров к проведению проверки последними по месту проведения проверки безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа. Один экземпляр акта вручается под подпись сразу после его составления налогоплательщику и / или уполномоченному лицу налогоплательщика (абз. 1 п. 81.2 НКУ).

Обратите внимание!

Акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, не следует путать с актом об отказе от подписи в направлении на проверку. Последний является основанием для начала проведения такой проверки (абз. 8 п. 81.1 НКУ). На том, что эти акты не являются тождественными, в свое время акцентировал внимание ВАСУ в постановлении от 15.06.2017 г. в деле № 813/8652/14.

Должностное (служебное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, фактически проводит расчетные операции) имеет право предоставить свои письменные объяснения составленному контролирующим органом акта (абз. 2 п. 81.2 НКУ). Чтобы у контролеров в случае спора не было возможности исказить фактические обстоятельства, настоятельно рекомендуем пользоваться этим правом. Однако заметьте: объясняя причины недопуска налоговиков к проверке, надо ссылаться только на основания, предусмотренные НКУ.

В случае отказа налогоплательщика и / или его должностных (служебных) лиц (представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) подписать акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, контроллеры составляют акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта и / или предоставлении письменных объяснений к нему (абз. 3 п. 81.2 ПКУ).

Какие последствия недопуска контролеров к проверке

Главная угроза в случае недопуска должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки - административный арест имущества (пп. 94.2.3 ПКУ).

Заметим: арест имущества на этом основании может быть применено в случае одновременного соблюдения двух условий. А именно:

1. Для проведения проверки должны быть законные основания.

Так, ВАСУ в постановлении от 07.07.2016 г. в деле № 809/2059/15 пришел к выводу: при наличии спора о законности проведения проверки (по обстоятельствам дела налогоплательщик обжаловал в суд приказ о проведении документальной внеплановой выездной проверки) представление контроллеров о подтверждении обоснованности административного ареста имущества предприятия и приостановлении расходных операций по его счетам преждевременно.

2. Должен быть надлежащим образом оформлен факт недопуска.

ВС / КАС в постановлении от 23.01.2018 г. в деле № 815/5420/17 пришел к выводу: акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, составленный с нарушением процедуры (по фактическим обстоятельствам дела контроллеры предъявили документы лицу, не является уполномоченным представителем налогоплательщика), не может быть основанием для применения админареста имущества.

Специалисты ГФСУ, отмечая о последствиях недопуска к проверке, в свое время в письме от 14.09.2016 г. № 9679/М/99-99-13-04-02-14 акцентировали внимание на следующем:

· применения ареста имущества, отличного от средств, осуществляется на основании принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа ДФС, обоснованность которого должна быть проверена судом в течение 96 часов (п. 96.10 НКУ);

· арест средств на счете налогоплательщика осуществляется исключительно на основании решения суда путем обращения контролирующего органа в суд (пп. 94.6.2 НКУ).

В только что упомянутом письме налоговики также отметили: недопуск налогоплательщиком должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной выездной проверки не лишает контролирующие органы права принять меры по организации и принятия решения о проведении документальной невыездной проверки такого плательщика, при наличии обстоятельств для ее проведения, определенных ст.ст. 77 и 78 НКУ, и с соблюдением требований по ее организации в соответствии с ст. 79 НКУ.

Заметим необоснованный отказ в допуске контроллеров к проверке может стать причиной привлечения к административной ответственности на основании ст. 18823 КоАП (в частности об этом упоминается в письме ГФСУ от 23.11.2016 г. № 2436/2/99-99-14-05-02-10).

Согласно последней, должностным лицам предприятия грозит штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (то есть от 136 до 255 грн). В то же время совершения такого правонарушения лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичные действия, влечет за собой наложение штрафа от 10 до 20 НМДГ (то есть от 170 до 340 грн).

Рассматривать дела о подобных правонарушениях, а также налагать взыскания уполномочены сами контроллеры (ст. 2342 КоАП).



Алёна Гарник, эксперт-аналитик ЛІГА:ЗАКОН    

 



Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация