(1)
Неприбыльные организации: регистрация в налоговых органах

Неприбыльные организации: регистрация в налоговых органах

22 Января 2018

Неприбыльные организации: регистрация в налоговых органах

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Основное преимущество неприбыльных организаций состоит в том, что они не уплачивают налог на прибыль. Но для того чтобы воспользоваться этой привилегией, необходимо соответствовать определенным критериям. О них и пойдет речь в статье.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Кто может получить неприбыльный статус

Согласно п. 133.4 НКУ не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, учреждения и организации в порядке и на условиях, установленных этим пунктом. В пп. 133.4.1 НКУ указаны критерии, при соблюдении которых предприятие, учреждение и организация может иметь неприбыльный статус. В частности, такая неприбыльная организация должна одновременно соответствовать следующим требованиям:

1) быть созданной и зарегистрированной в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации. Тем не менее налоговики не требуют наличия в учредительных документах неприбыльной организации ссылки на конкретный закон, в соответствии с которым она была создана (см. ИНК ГФСУ от 25.05.2017 г. № 360/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);

2) учредительные документы такой организации (или учредительные документы организации вышестоящего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация в соответствии с законом) должны содержать запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц.

В то же время не считается распределением полученных доходов (прибылей) финансирование расходов, определенных пп. 133.4.2 НКУ. В соответствии с указанной нормой доходы (прибыли) неприбыльной организации должны использоваться исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

Доходы неприбыльных религиозных организаций используются для осуществления неприбыльной (благотворительной) деятельности, предусмотренной законом для религиозных организаций, в том числе предоставления гуманитарной помощи, осуществления благотворительной деятельности, милосердия.

Налоговики допускают и возможность распределения части доходов неприбыльной организацией между членами такой организации на основании гражданско-правового договора (см. письма ГФСУ от 04.01.2017 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15, от 06.02.2017 г. № 2114/6/99-99-15-02-02-15, от 17.02.2017 г. № 2422/Л/99-99-15-02-02-14, от 03.03.2017 г. № 4495/6/99-99-15-02-02-15, № 4494/6/99-99-15-02-02-15, ИНК ГФСУ от 06.11.2017 г. № 2529/С/99-99-15-02-02-14/ІПК, разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ);

3) учредительные документы организации (или учредительные документы организации вышестоящего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация в соответствии с законом) предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Эта норма не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов;

4) организация внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр);

Второй и третий критерии относительно требований наличия учредительных документов не распространяются на бюджетные учреждения.

Зарегистрированные учреждения и организации (вновь созданные), которые подали в установленном порядке документы для внесения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций во время или в течение 10 дней со дня государственной регистрации и которые по результатам рассмотрения этих документов внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, для целей налогообложения считаются неприбыльными организациями со дня их государственной регистрации (пп. 133.4.1 НКУ, п. 4 Порядка № 440).

Положения пп. 133.4.6 НКУ устанавливают, что к неприбыльным организациям, соответствующим требованиям п. 133.4 НКУ и не являющимся плательщиками налога на прибыль, в частности, могут быть отнесены:

– бюджетные учреждения (0031);

– общественные объединения (0032);

– политические партии (0033);

– творческие союзы (0034);

– религиозные организации (0035);

– благотворительные организации (0036);

– пенсионные фонды (0037) – они могли находиться в Реестре неприбыльных учреждений и организаций только до 1 июля 2017 года (см. письмо Минфина Украины от 14.07.2017 г. № 11210-09-10/18926);

– союзы (0038);

– ассоциации и другие объединения юридических лиц (0039);

– жилищно-строительные кооперативы (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором в соответствии с законом осуществлен прием в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и такой жилой дом сооружался или приобретался жилищно-строительным (жилищным) кооперативом) (0040);

– дачные (дачно-строительные) кооперативы (0041);

– садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества) (0042);

– объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации собственников жилых домов (0043);

– профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов (0044);

– организации работодателей и их объединения (0045);

– сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы (0046);

– кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов (0047);

– другие юридические лица, деятельность которых соответствует требованиям п. 133.4 НКУ (0048).

К организациям, которые могут быть отнесены к неприбыльным, налоговики также относят:

– органы самоорганизации населения, которые входят в систему местного самоуправления, при условии, что такой орган зарегистрирован в качестве юридического лица и соответствует требованиям п. 133.4 НКУ (см. ИНК ГФСУ от 21.11.2017 г. № 2680/З/99-99-15-02-02-14/ІПК);

– товарные биржи (см. ИНК ГФСУ от 18.05.2017 г. № 240/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 30.06.2017 г. № 924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);

– учебно-воспитательные заведения, являющиеся бюджетными учреждениями (см. письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 101/5/99-99-15-02-02-16).

Таким образом, к неприбыльным организациям относятся только юридические лица, а обособленные подразделения таких неприбыльных организаций без статуса юридического лица не подлежат отдельному включению в Реестр (см. письмо ГФСУ от 29.12.2016 г. № 28492/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Не может быть зарегистрировано неприбыльной организацией и представительство нерезидента, не являющееся юридическим лицом (см. разъяснение из раздела 102.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Как неприбыльную организацию внести в Реестр

Процедура внесения неприбыльной организации в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) регламентируется Порядком № 440.

В Реестр включаются неприбыльные организации – юридические лица по коду согласно Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. С данными реестра можно ознакомиться на официальном сайте ГФСУ.

Дата присвоения/отмены признака неприбыльности указывает на начало/окончание ее действия.

Для включения в Реестр неприбыльная организация должна подать в контролирующий орган (п. 6 Порядка № 440):

– регистрационное заявление по форме № 1-РН согласно приложению 1 к Порядку № 440;

– засвидетельствованные подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленные печатью (при наличии) копии учредительных документов неприбыльной организации (кроме тех, которые обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом № 755).

Жилищно-строительные кооперативы также подают засвидетельствованные подписью руководителя или представителя такого кооператива и скрепленные печатью (при наличии) копии документов, подтверждающих дату приема в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и факт сооружения или приобретения такого дома жилищно-строительным (жилищным) кооперативом.

Неприбыльные организации, действующие на основании учредительных документов организации вышестоящего уровня, в соответствии с законом подают также засвидетельствованную подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленную печатью (при наличии) копию документа, подтверждающего включение в организацию вышестоящего уровня и предоставляющего право действовать на основании учредительных документов такой организации вышестоящего уровня.

Регистрационное заявление и копии указанных документов могут быть поданы (направлены) неприбыльной организацией одним из таких способов:

– лично руководителем или представителем неприбыльной организации (в обоих случаях с документальным подтверждением лица и его полномочий) или уполномоченным на это лицом;

– по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;

– средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, если учредительные документы обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом № 755;

– государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации создания юридического лица или изменений к сведениям о юридическом лице. Такое заявление передается в электронной форме в установленном порядке техническим администратором Единого госреестра в контролирующий орган вместе со сведениями о государственной регистрации создания юридического лица или изменений к сведениям о юридическом лице согласно Закону № 755.

По результатам рассмотрения регистрационного заявления и прилагаемых к нему документов в течение 14 календарных дней со дня их получения контролирующий орган принимает решение о (п. 8 Порядка № 440):

– включении, повторном включении, отказе во включении (повторном включении) неприбыльной организации в Реестр;

– исключении неприбыльной организации из Реестра;

– изменении признака неприбыльности.

Налоговики подчеркивают, что право на получение решения о включении организации в Реестр имеет руководитель такой неприбыльной организации или ее уполномоченный представитель (см. ИНК ГФСУ от 17.05.2017 г. № 225/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

В случае изменения местонахождения неприбыльной организации, связанного с изменением административного района, руководителя или бухгалтера такой организации, подавать регистрационное заявление по форме № 1-РН не нужно (см. разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

По мнению контролеров, учреждение или организация, исключенная из Реестра, может подать заявление о повторном включении в Реестр после окончания отчетного календарного года, в котором она была исключена (см. ИНК ГФСУ от 19.06.2017 г. № 726/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Также на эту тему читайте статьи:
"Неприбыльные организации: переход на общую систему налогообложения";
"Неприбыльные организации: налоговый и бухгалтерский учет".


Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

 


1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 755 – Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" от 15.05.2003 г. № 755-IV.

3. Порядок № 440 – Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденный постановлением Кабмина от 13.07.2016 г. № 440.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация