(0)
Новости

Новости

2 Июня 2020
Налоговики, рассматривая вопрос об изменениях в НКУ, внесенных Законом № 466, выделили ключевые аспекты внедрения новой концепции ответственности. Она, в частности, предусматривает:

- обязательный анализ и доказывание контролирующими органами наличия умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;

- привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляется при условии наличия в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в сроки документов для постановки на учет; осуществление расходных операций по счету налогоплательщика банком или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа; неуведомление физлицами-предпринимателями о своем статусе банка при открытии счета и т.п.);

- определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения (под влиянием угрозы, принуждения, материальную, служебную или иную зависимость; стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное сообщение налогоплательщиком о совершенном им правонарушении);

- определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в том числе совершение деяния лицом, которое действовало согласно заключению объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцовой дела Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было уступлено; в результате незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;

- уменьшение размера штрафов за совершение налогового правонарушения на 50% при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность;

- ответственность контролирующих органов за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины;

- определение фиксированного размера компенсации (одна минимальная заработная плата) за вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, для получения которой налогоплательщику необходимо доказать лишь факт противоправности решений, действий бездействия контролирующих органов (принятие незаконного решения, которые привели к потере лицом статуса плательщика налога; невнесение в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и/или нарушение сроков начала проведения камеральной проверки, препятствование освобождению имущества лица из-под режима временно задержания и т.п.);

- определение перечня видов вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, которые могут быть заявлены налогоплательщиком к возмещению (стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), расходы, связанные с административным и/ или судебным обжалованием и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы.

Также Законом № 466 предусмотрены:

- отмена штрафных санкции к физическим лицам в случае непредставления или нарушения сроков представления информации для формирования Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов (в случае изменения ФИО, адреса и т.д.);

- отмена штрафных санкций в случаях, когда ошибки в регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления сообщений об ошибках, выявленных контролирующим органом;

- увеличение в 2 раза штрафов для налогоплательщиков за отдельные нарушения в сфере администрирования налогов (нарушение порядка постановки на учет в контролирующих органах - до 2040 грн; срока и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов - до 680 грн; порядка представления информации о физлицах - плательщиках налогов - до 2040 грн; порядка представления информации контролирующим органам о сделках по аренде объектов недвижимости (новый штраф) - до 1360 грн и сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов - до 4080 грн).

Кроме того, в НКУ установлены штрафные санкции:

- в размере 2% объема поставок (без НДС), но не более 1200 грн, для каждой несвоевременно зарегистрированной налоговой накладной для операций по поставке товаров/услуг, освобожденных от НДС или облагаемых по нулевой ставке и др. (п. 120-1.1);

- в размере 5% объема поставок (без НДС), но не более 3400 грн, для каждой налоговой накладной, не зарегистрированного для операций по поставке товаров/услуг, освобожденных от НДС или облагаемых по нулевой ставке (п. 120-1.2 );

- за непредставление контролирующим лицом отчета о контролируемых иностранных компаниях - в размере 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 210200 грн), несвоевременное представление этого отчета - 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 105100 грн) (п. 120.7) и другие.


Подробнее в системе ЛІГА:ЗАКОН!

Получить удаленный доступ ко всем материалам бесплатно

Получить доступ на 24 часа