(0)
Как оформить перевод работников на дистанционную работу на время карантина

Как оформить перевод работников на дистанционную работу на время карантина

18 Марта 2020

Как оформить перевод работников на дистанционную работу на время карантина

Среди полномочий работодателя видим и изменение существенных условий труда. Перевод работников на надомную, удаленную работу - тоже такое изменение. Это накладывает на такую модель организации трудовых отношений определенную особенность применения. О ней не идет в КЗоТ, но она известна еще с советских времен, когда ею могли воспользоваться те работники, от которых ожидали определенный материальный результат работы без необходимости в личном присутствии по местонахождению работодателя. Причинами, как правило, были наличие малолетних детей, сложности с проездом на работу и тому подобное.

В сегодняшние дни надомный труд применяли иногда для профессий, которые позволяют эффективно работать и из дома (программисты, чертежники, журналисты и т.д.). Тем самым работодатель экономит на организации рабочих мест, коммунальным платежам, нередко - на арендованной площади, а работники взамен не тратятся на проезд и могут работать в домашних тапочках и халате. Но это - идиллическое видение, а жизнь подбросила более неприятный повод для перевода на надомный труд - карантин из-за угрозы распространения эпидемии.

Однако, как известно, изменение существенных условий труда не должно вызывать принуждения к труду, о которой работник не знал и не готовился. Ведь в ч. 3 ст. 32 КЗоТ предусмотрено, что на работодателя возложена обязанность предупредить работника не менее чем за 2 месяца о следующих изменениях в организации производства и труда, а также об изменениях существенных условий труда. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств, например в период распространения коронавирусной болезни, конечно, запаса такого времени нет. Нужно действовать быстро и решительно. Как же это сделать в рамках действующего законодательства?

Работники могут самостоятельно обратиться к работодателю с просьбой внести изменения в их трудовые договора, а именно - о корректировке их условий труда. Для этого работникам нужно написать заявление с просьбой перевести их на надомную (дистанционноу) работу на период объявленного правительством в стране карантина через коронавирус. В таком случае, при наличии добровольных заявлений работников, не действует требование о двухмесячном сроке по предупреждению об изменениях существенных условий труда. Поэтому работодатель будет вправе сразу на основании полученных заявлений от своих подчиненных издать приказ на перевод их на дистанционную работу.

В то же время работодатель советуем учесть, не всех работников можно перевести на дистанционную работу. Также в соответствии с п. 12 Положения № 275 запрещается поручать надомникам выполнения тех видов работ, которые создают неудобства для проживания соседей.

О том, как учитывать и оплачивать труд работников, работающих дистанционно, читайте в материале издания БУХГАЛТЕР & ЗАКОН по ссылке.

Для получения доступа к аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН и другим документам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН - воспользуйтесь тестовым доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов.

Подробнее в системе ЛІГА:ЗАКОН!

Получить удаленный доступ ко всем материалам бесплатно

Получить доступ на 72 часа


Приведем образцы документального оформления надомной (дистанционной) работы во время карантина, введенного с целью предотвращения коронавируса. Добавим, что в нынешних условиях, когда существенно ограничено движение общественного транспорта, не говоря уже о междугородном или межобластном сообщении, работодатели могут для оперативности договориться с работниками: те присылают свои заявления в виде фотографий, без личного появления на работе, а "на бумаге" доносят позже, после отмены чрезвычайных обстоятельств.

Подробнее в системе ЛІГА:ЗАКОН!

Получить удаленный доступ ко всем материалам бесплатно

Получить доступ на 72 часа