(0)
Новости

Новости

14 Июля 2018
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Отвечаем на актуальные вопросы:
Нужно ли предприятию переутверждать действующий лимит?
Кому лимит не нужен?
Какие документы составлять для расчета лимита кассы?
Что делать, если лимит не установили?


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

К 05.01.2018 лимит кассы предприятия рассчитывали в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее – Положение № 637).

С 05.01.2018 вступило в силу Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее – Положение № 148). По этой даты лимит кассы нужно рассчитывать по правилам, установленным настоящим Положением.

Лимитом остатка наличных денег в кассе (далее - лимит кассы) есть не что иное, как предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе фирмы в нерабочее время и обеспечить работу в начале следующего рабочего дня (пп. 16 п. 3 Положения № 148). Сумму наличности, превышающей установленный лимит, необходимо сдавать в банк для ее зачисления на текущий счет.

Лимит кассы и сроки сдачи наличных денег в банк устанавливают предприятия, производящие операции с наличными. Начиная от 05.01.2018 эти требования распространяются и на небанковские финансовые учреждения.

Кому лимит не нужен?

Не устанавливать лимит кассы и сроки сдачи наличной выручи (налички) Положение № 148 позволяет:

- банкам (п. 14);

- физическим лицам - предпринимателям (п. 14);

- религиозным организациям, которые не совершают производственную или любой другой вид предпринимательской деятельности (п. 51).

Кроме того, организации, на которые в принципе не распространяется Положение № 148, не обязаны устанавливать лимит кассы. Среди них (п. 2):

- расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

- представительства иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;

- банки и филиалы иностранных банков.

А вот небанковские финансовые учреждения должны устанавливать лимит кассы в общем порядке (п. 14 Положения № 148).

Как правильно рассчитать лимит кассы?

Напомним, раньше все было регламентировано и прописано в специальном расчете (дополнение 8 Положения № 637). Тепер же нас пустили в свободное плавание. Поэтому фирма, вооружившись Положением № 148 и учитывая особенности работы, обязана разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы предприятия и обособленного подразделения. А уже потом, воспользовавшись собственноручно созданным порядком, утвердить свой лимит кассы. Мы не оставим вас один на один, а распишем вам на помощь алгоритм определения и предоставим примеры оформления документов.

1. Определяем порядок расчета лимита кассы

Предприятие должно разработать и утвердить внутренний документ - приказ о порядке расчета лимита кассы предприятия и своих обособленных подразделений (приложение 1). При этом учитывайте нормы Положения № 148 и одновременно учитывайте особенности своей работы (внутренний трудовой распорядок, графики сменности и т.д.).

Дополнение 1
Пример оформления приказа о порядке расчета лимита кассы

ТОВ "Ромашка"

НАКАЗ

    01.04.2018 р.                         м.  Київ                        № 50/2018-КГ

Про порядок розрахунку ліміту каси


НАКАЗУЮ:

На підставі п. 50 Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затвердженого постановою Правління НБУ від 29.12.2017 р. № 148 (далі – Положення про касові операції) установити ліміт каси з огляду на розрахунок середньоденного надходження готівки до каси.

Під час розрахунку брати до уваги готівкові надходження за будь-які три місяці з останніх дванадцяти, що передують даті затвердження показника ліміту.

Зберігати в касі готівку тільки в межах установленого ліміту. Понадлімітну виручку здавати в банк не пізніш як наступного робочого дня підприємства.

Відповідальним за підрахунок ліміту каси призначити касира БОНДАРЕВУ Олену Олександрівну. Контроль за виконанням наказу покласти на головного бухгалтера МИХАЙЛЕНКО Людмилу Анатоліївну.


Директор  Кондратенко Р. І. Кондратенко

З наказом ознайомлені: 

01.04.2018 Бондарева О. О. Бондарева

01.04.2018 Михайленко Л. А. Михайленко 

Предприятия, где устанавливается лимит кассы, имеющие в своей работе учитывать следующее:

- лимит кассы надо устанавливать на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы (п. 50 Положения № 148);

- решение о показателе (среднедневное поступления наличности или ее выдача), на основании которого будет рассчитан лимит кассы, должен принять руководитель предприятия;

Положение № 148 не содержит никаких оговорок относительно сумм поступлений / выдачи наличных, которые участвуют в расчете лимита кассы. Поэтому можно взять для расчета лимита кассы все суммы поступлений / выдачи наличных, в том числе, которых до 05.01.2018 не учитывали по нормам Положения № 637;

- период для определения среднедневного поступления наличности в кассу (ее среднедневной выдачи из кассы) можно определять по своему усмотрению, поскольку  Положение № 148 не содержит указаний на этот счет;

- лимит кассы надо рассчитывать с учетом срок, в который кажется наличная выручка (наличность) для ее зачисления на счета в банках. Такой срок определяют в соответствующем договоре банковского счета (п. 50 Положення № 148). Как срок сдачи наличных денег в банк влияет на лимит кассы, нормы Положения № 148 не объясняют. Надеемся, что НБУ в ближайшее время разъяснит, как применять эту норму. А пока таких объяснений нет, безопаснее определять лимит кассы в пределах показателя среднедневного поступления / выдачи наличных.

2. Устанавливаем лимит кассы

Согласно утвержденному порядку и оснований расчета необходимо определить лимит кассы. В частности, среднедневной показатель вычислите так: поделите сумму поступления / выдачи за расчетный период на количество рабочих дней в течение такого периода. Определенный лимит кассы утвердите внутренним документом (приказом, распоряжением - см. Приложение 2). Расчет лимита кассы надо сделать приложением к этому документу. Для обособленных подразделений предприятия устанавливают отдельные лимиты кассы и доводят их до сведения подразделений соответствующим внутренним документом.

Дополнение 2
Пример оформления приказа про установление лимита кассы

ТОВ "Ромашка"

НАКАЗ

01.04.2018 р.                        м. Київ                    № 51/2018-КГ

Про встановлення ліміту каси


НАКАЗУЮ:

1. З 01.04.2018 встановити ліміт залишку готівкових коштів на рівні середньоденних надходжень готівки в розмірі 5000 грн, керуючись пунктом 50 Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затвердженого наказом від 29.12.2017 р. № 148.

2. У розрахунку брали участь готівкові надходження за січень, лютий і березень. Готівку підприємство здає в банк щодня.

3. Ознайомити з наказом під підпис головного бухгалтера МИХАЙЛЕНКО Людмилу Анатоліївну та касира БОНДАРЕВУ Олену Олександрівну.


З наказом ознайомлені: 

01.04.2018 Бондарева О. О. Бондарева

01.04.2018 Михайленко Л. А. Михайленко 


Нулевой и завышений лимит кассы

Если предприятие не установит лимит кассы, он считается нулевым (п. 53 Положення № 148). Причем причины такого неустановления ни на что не влияют. В этом случае вся наличность, находящаяся в кассе предприятия на конец рабочего дня и не сдана им в банк, считается сверхлимитной. Собственно, так было и раньше. А вот право на повышенный лимит размером 170 грн теперь отменено. Иначе говоря, тем предприятиям, у которых при исчислении лимита среднедневной показатель равен нулю или не достиг 170 грн, Положение № 148 не разрешает устанавливать лимит кассы в размере 170 грн.

Вместе с тем из определения термина "лимит кассы" выходит, что назначение лимита заключается в обеспечении работы предприятия в начале следующего дня. И требование об обязательном наличии разменной монеты в кассах РРО никто не отменял. Понятно, что теперь лимит кассы таких предприятий может отличаться от прежних 170 грн.

Возможно установить лимит выше среднедневного показателя? Вопрос на сегодня открыт. С одной стороны, в Положении № 148 не определено, или лимит должен быть в пределах среднедневного показателя, или же он может его превышать. С другой стороны, пп. 3 п. 58 Положения № 148 наделяет фискалов правом не только определять наличие самостоятельно установленного лимита кассы, но и проверять его соответствие самостоятельно осуществленным расчетам. Поэтому до появления разъяснений по этому поводу лучше не рисковать.

Напомним! За превышение установленного лимита кассы предприятию грозит штраф в двукратном размере сверхлимитной наличности за каждый день (ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95). 

Для справки
Положение № 148 не предусматривает лимит кассы в размере 10 НМДГ * (170 грн) для предприятий, у которых соответствующий среднедневной показатель, исчисленный на основании кассовых оборотов, равен нулю или является менее 10 таких минимумов.

* ___________

Необлагаемый минимум доходов граждан.


Что у новосозданных предприятий?

Предприятия, которые начинают свою деятельность, и предприятия, деятельность которых была связана только с безналичными расчетами и которые начинают деятельность, предполагающая наличные расчеты, на первые три месяца работы устанавливают лимит кассы по прогнозированным расчетам. Такой лимит кассы применяют со дня первого наличного расчета. Лимит кассы, установленный на основании прогнозных расчетов, просматривают в течение двух недель после окончания первых трех месяцев работы по фактическим показателям деятельности (п. 50 Положение № 148). Собственно, как и раньше.

Установленный лимит кассы и сроки сдачи наличных предприятие пересматривает, если для этого есть основания. В частности, по нормам п. 55 Положения № 148 их просматривают :

в связи с изменениями в законодательстве;

- при наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях / расходах наличности, внутреннего трудового распорядка / графиков сменности и т.д.).

Документы (нормативно-правовые акты, внутренние документы (расчеты) предприятия, утвержденные (подписанные) руководителем или уполномоченным им лицом), на основании которых были пересмотрены лимит кассы, сроки сдачи наличной выручки (наличности), добавляют в соответствующие приказов (распоряжений), договоров банковского счета предприятия.

Новые правила расчета лимита кассы значительно отличаются от тех, что действовали в 05.01.2018, поэтому предприятие имеет право пересмотреть лимит кассы на основании изменения законодательства. Конечно, для этого он должен заново пройти процедуру: утвердить приказом порядок расчета кассы и определить по ним лимит.

А если лимит не установили?..

Если предприятие не установило лимит кассы (независимо от причин), его лимит считают нулевым. Тогда вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня и которую предприятие не сдала в банк, является сверхлимитной (п. 53 Положение № 148).

При определенных обстоятельствах предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита. В частности, это касается наличности, полученной в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода). Такую наличные можно хранить сверх установленного лимита кассы в течение 5 рабочих дней, включая день получения наличных в банке.

Наличку не считают сверхлимитной:

- в день ее поступления, если ее в сумме сверх установленного лимита кассы сдали в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка. Если ее выдали на следующий день для использования на нужды, связанные с деятельностью предприятия, сдавать наличные сначала в банк и одновременно получать обратно из кассы банка не нужно;

- в день ее поступления, если она поступила в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и ее в сумме сверх установленного лимита кассы сдали в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия. Если же наличные выдали на следующий рабочий день для использования на нужды, связанные с деятельностью предприятия, ее также нужно сдавать сначала в банк и потом получать обратно из кассы банка.

Кассир должен четко соблюдать сроки сдачи наличности в банк, чтобы не иметь хлопот.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Нарушение кассовой дисциплины влечет за собой финансовую и административную ответственность. Размер штрафов устанавливает Указ Президента Украины "Про застосування штрафних санкцій за порушення норм з регулювання обігу готівки" от 12.06.95 г. № 436/95 (далее – Указ № 436). Размеры штрафов представлено в таблице 1.

Таблиця 1

Штрафы за нарушение оборота наличности

Нарушения

Размер штрафа

Основание

Превышение установленного лимита наличности в кассе

Двукратный размер суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день

Абзац 2ст. 1 Указа № 436

Неоприходование (неполное и / или несвоевременное) оприходование наличности в кассах

Пятикратный размер неоприходованной суммы

Абзац 3ст. 1 Указа № 436

Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдачи наличных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным средствам

25% выданных под отчет сумм

Абзац 5ст. 1 Указа № 436

Проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств

Штраф в размере уплаченных средств

Абзац 6ст. 1 Указа № 436

Примечание. Эти финансовые санкции применяются к субъектам хозяйствования, которые ведут учет кассовых операций с нарушением нормы, установленной п. 20 Положения № 148. Речь идет о наличии подтверждающих документов, добавляют к отчетам об использовании средств на командировку и под отчет.


Административную ответственность лиц, виновных в нарушении требований законодательства в сфере наличного обращения, определяет Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУпАП). Размеры админвзысканий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Административные взыскания за нарушение обращения наличных

Нарушение

Взыскание

Основание

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными

За первое нарушение - от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн)

За повторное правонарушение в течение года - от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн)

Статья 16315КУпАП

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств

За первое нарушение - от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн).

За повторное правонарушение в течение года - от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн)

Статья 1642КУпАП

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, реализующих товары за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

За первое нарушение - от 17 до 88 НМДГ (от 289 до 1496 грн).

За повторное правонарушение в течение года - от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2975 грн)

Статья 1644КУпАП


Обратите внимание, админвзыскания может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения. А если правонарушение продолжается - не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения (ст. 38 КУпАП).

Итак, порядок расчета лимита кассы предприятие должно устанавливать самостоятельно, но с учетом норм Положения № 148. Решение о показателе (среднедневное поступления наличности или ее издание), на основании которого рассчитывать лимит кассы, принимает руководитель предприятия.

Чтобы вычислить лимит кассы, можно учесть все суммы поступлений / издание наличности. Период для определения среднедневного поступления наличности в кассу (ее среднедневной выдачи из кассы) следует определять по своему усмотрению.

Положение № 148 не позволяет устанавливать лимит кассы в размере 170 грн тем предприятиям, у которых среднедневной показатель равен нулю или не достиг 170 грн.

Определенный лимит кассы должен быть утвержден приказом (распоряжением).

Таким образом, учитывая то, что "кассовое" законодательство изменилось, предприятиям есть смысл пересмотреть и переутвердить свои лимиты кассы.



Светлана Лазаренко, експерт по учету и налогообложению

 



Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация