(0)
Новости

Новости

19 Марта 2018
Пропонуємо Вашій увазі матеріал електронного аналітичного щоденника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Видання входить в системи ЛІГА:ЗАКОН. З питань використання видань «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» та «ЮРИСТ & ЗАКОН» чи їх підключення звертайтесь за тел.: (044) 501-3-700.





Появление Положения № 148 вызвало множество вопросов. Даже то, что раньше считалось четко прописанной нормой, на данный момент выписано неоднозначно. В частности, таким моментом и является утверждение и расчет лимита кассы, поскольку Положение № 148 не содержит по этому поводу четких рекомендаций. Так что об этом и поговорим в статье.

.
Закони, пов’язані з цією статтею, детальні консультації, коментарі податкових органів – все це Ви знайдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Что такое лимит кассы и кому он не нужен

Традиционно за определением термина "лимит кассы" обратимся к пп. 16 п. 3 Положения № 148:

лимит остатка наличности в кассе (далее – лимит кассы) – предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе в нерабочее время и обеспечить работу в начале следующего рабочего дня.

Предприятия самостоятельно устанавливают лимит кассы и имеют право держать в нерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, не превышающих самостоятельно установленный ими лимит кассы. Наличная выручка (наличность), превышающая самостоятельно установленный лимит кассы, сдается в банки для ее зачисления на банковские счета. Обособленные подразделения учреждений/предприятий имеют право сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассы юридических лиц либо банка или небанковского финансового учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета для ее перевода и зачисления на банковские счета юридических лиц (п. 15 Положения № 148).

В то же время согласно п. 54 Положения № 148 не считается наличность сверхлимитной в день ее поступления, если:

– она сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка либо выдана для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи ее в банк и одновременного получения из кассы банка) на следующий день на хознужды предприятия;

– она поступила в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия либо выдана для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи ее в банк и одновременного получения из кассы банка) на следующий рабочий день на хознужды предприятия.

Кроме того, предприятие имеет право хранить в кассе наличность для выплат, которые относятся к фонду оплаты труда и осуществляются за счет наличной выручки, сверх установленного лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату наличности (п. 18 Положения № 148).

Если же для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода) наличность была получена в банке, то разрешается хранить ее в кассе сверх установленного лимита кассы в течение пяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке (п. 18 Положения № 148).

Наличность для проведения таких выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов может храниться в кассах таких учреждений/предприятий сверх установленного лимита кассы в течение десяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличность, полученная в банке на прочие выплаты, выдается предприятием своим работникам в тот же день (п. 18 Положения № 148).

Говоря о тех, кому необходимо устанавливать лимит, проще идти от обратного: определить круг тех, кому все же лимит кассы не нужен.

Итак, без установления лимита кассы могут работать:

– банки и физические лица – предприниматели (п. 14 Положения № 148);

– религиозные организации (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), не осуществляющие производственную или иного вида предпринимательскую деятельность (п. 51 Положения № 148).

В то же время требования Положения № 148 не распространяются на:

1) расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

2) представительства иностранных организаций и филиалов, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;

3) банки и филиалы иностранных банков (п. 2 Положения № 148).

Остальные, кто не увидел себя в приведенном выше перечне, должны рассчитывать лимит.

Между тем, есть наиболее распространенный вопрос: нужно ли устанавливать лимит кассы, если предприятие осуществляет только безналичные расчеты и только на заработную плату получает наличность в банке? Вопрос резонный и актуальный, ведь прежняя форма Расчета установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 8 к Положению № 637) при расчете лимита кассы не предусматривала участия выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов. Другое дело – выдача наличности на хознужды и командировки, которые и раньше участвовали в расчете лимита кассы. Со вступлением же в силу Положения № 148 ситуация кардинально изменилась, ведь указанный документ по поводу расчета лимита кассы не содержит никаких требований касательно того, какие именно виды поступлений или выдачи наличности должны браться, а следовательно, получается, что в расчет можно включать даже зарплатные выплаты. Правда, налоговики на данный момент не озвучили свое мнение по этому поводу, но фискальный орган при проведении проверки, в частности, определяет наличие самостоятельно установленного лимита кассы и его соответствие самостоятельно осуществленным расчетам (пп. 3 п. 58 Положения № 148). Поэтому лучше в письменном виде спросить об этом контролеров. Кого именно из контролеров спросить? Конечно же, фискалов, ведь согласно п. 2 Указа № 436 штрафуют нас именно они, да и контроль возложен на них, так что пусть и расскажут, как нам работать.

Лимит кассы считается нулевым, если предприятие его не установило (независимо от причин такого неустановления). Следовательно, в таком случае вся наличность, которая находится в кассе предприятия на конец рабочего дня и не сдана, считается сверхлимитной (п. 53 Положения № 148), за что предусмотрены штрафные санкции п. 1 Указа № 436:


в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день.

Для тех, у кого при исчислении лимита среднедневный показатель равен нулю, Положение № 148 не требует установления лимита в 170 грн, как раньше того требовал п. 5.4 Положения № 637.

Рассчитываем лимит кассы

Исходя из п. 50 Положения № 148, предприятия с учетом особенностей работы обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы. Для обособленных подразделений предприятия устанавливается отдельный лимит кассы, который доводится до их сведения внутренними приказами или распоряжениями. Сейчас возникают вопросы по поводу того, какой именно вид должен иметь порядок расчета лимита кассы.
Пример:
Пример
В расчете учитывается срок сдачи наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Лимит кассы устанавливается на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя предприятия либо уполномоченного им лица. Учитывая это, получается, что предприятиям, расположенным в населенных пунктах, где нет банков, которым п. 48 Положения № 148 разрешает сдавать наличность не реже одного раза в пять рабочих дней, можно при определении лимита полученную величину умножить на 5. Но это чисто теоретически, потому осторожным бухгалтерам советуем по этому поводу заручиться индивидуальной налоговой консультацией.

Относительно сельхозпредприятий напомним, что раньше они могли устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельхозпродукции согласно фактическим показателям их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые три месяца сезона производства (переработки) сельхозпродукции предыдущего года (п. 5.5 Положения № 637). На сегодняшний день же такая возможность прямо не предусмотрена. Тем не менее считаем, что в рамках системного прочтения норм Положения № 148 они могут и сейчас продолжать так действовать.

Пример:
Пример
! Отныне для расчета лимита кассы абсолютно не обязательно брать любые три месяца из последних 12 месяцев, предшествующих установлению (пересмотру) лимита кассы. То есть фактически за основу можно брать даже один месяц, в котором было наибольшее движение наличности. Одним словом, в этой части предприятие принимает решение самостоятельно.

Какой же должна быть сама форма расчета лимита кассы? Традиционно, чтобы не изобретать велосипед, за основу мы можем взять форму из утратившего силу приложения 8 Положения № 637. При этом советуем эту форму, как и Порядок расчета лимита, также утвердить соответствующим приказом по предприятию.

Предприятиям-новичкам, как и прежде, необходимо рассчитывать прогнозный лимит на первые три месяца их работы (со дня первого наличного расчета), а после истечения первых трех месяцев их работы в двухнедельный срок лимит пересматривается по фактическим показателям деятельности (п. 50 Положения № 148).

Когда лимит необходимо переутверждать

По общему правилу, "перекочевавшему" из п. 5.11 Положения № 637 в п. 55 Положения № 148, лимит кассы и сроки сдачи наличности могут пересматриваться:

– в связи с изменениями законодательства Украины;

– при наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях/расходах наличности, внутреннего трудового распорядка / графиков сменности и т. п.).

Конечно, ключевым остается слово "могут", однако считаем, что предприятиям необходимо пересмотреть и переутвердить лимит кассы. Наш аргумент: принятие Положения № 148 является изменением законодательства. Кроме того, как указывалось выше, Положение № 148 обязывает предприятия самостоятельно разработать и утвердить Порядок расчета лимита кассы, а на его основании – рассчитать и утвердить лимит. Вполне понятно, что речь идет о совсем других документах, за что и могут "зацепиться" фискалы во время проверок.

Галина Зубарь, главный редактор Б&З, ЛИГА:ЗАКОН




1. Указ № 436 – Указ Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.95 г. № 436/95.

2. Положение № 148 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 29.12.2017 г. № 148.

3. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 15.12.2004 г. № 637.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация