(0)
Посредничество в трудоустройстве за рубежом: как не попасть к мошенникам

Посредничество в трудоустройстве за рубежом: как не попасть к мошенникам

1 Июня 2015

Посредничество в трудоустройстве за рубежом: как не попасть к мошенникам

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В наши нелегкие времена все больше граждан стремятся найти работу за рубежом. В этом им активно помогают компании, занимающиеся посредничеством в трудоустройстве за границей. Вместе с тем случается, что на этой почве граждан обманывают мошенники и вернуть уплаченные деньги, а порой и здоровье, практически невозможно. Есть и более страшные случаи, связанные с торговлей людьми. В статье мы расскажем о том, каким требованиям должны соответствовать официально зарегистрированные  субъекты предпринимательства, занимающиеся этим видом деятельности.

Основные требования к посредничеству в трудоустройстве за рубежом изложены в Законе № 5067. В соответствии с пп. 22 ч. 1 ст. 1 указанного Закона субъектом хозяйствования, оказывающим услуги по посредничеству в трудоустройстве, являются:

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
1) зарегистрированное в установленном законом порядке юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования;

2) физическое лицо – предприниматель,

которые оказывают услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине и/или за рубежом в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства.

То есть заниматься данным видом деятельности могут юридические лица и физические лица – предприниматели.

У юридических лиц в уставе должен быть указан такой вид деятельности, как "Услуги по трудоустройству", а в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей обозначен один из видов деятельности под кодом 78 "Послуги щодо працевлаштування".

Деятельность субъектов хозяйствования, которые оказывают услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, подлежит лицензированию (ч. 1 ст. 38 Закона № 5067, п. 32 ст. 9 Закона № 1775). Поэтому первое, на что нужно обратить внимание, – есть ли у субъекта хозяйствования соответствующая лицензия, поскольку без нее он работать не может.

За отсутствие лицензии согласно положениям ч. 3 ст. 53 Закона № 5067 может быть наложен штраф в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (в 2015 г. – 24360 грн.).

Такую лицензию выдает Государственная служба занятости (п. 25 Перечня органов лицензирования, утвержденного постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698). Вся необходимая информация для получения лицензии изложена в Приказе № 68.

Засвидетельствована органом лицензирования копия лицензии является документом, который подтверждает право филиала или другого обособленного подразделения лицензиата на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности на основании полученной лицензии (п. 2.3 Лицензионных условий). Поэтому у таких филиалов должна быть заверенная органом лицензирования копия лицензии.

Есть и установленные требования к оформлению помещения (офиса), в котором действуют такие субъекты хозяйствования (лицензиаты).

В частности, согласно п. 2.8 Лицензионных условий при осуществлении деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом лицензиат должен иметь помещение (офис). Подтверждением о наличии у лицензиата помещения является документ на право собственности лицензиата или аренды помещения для осуществления деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом.

На входе в помещение (офис) должна быть вывеска с указанием:

– наименования лицензиата согласно наименованию, которое указано в лицензии (кроме физических лиц – предпринимателей);

– информации о режиме работы лицензиата.

В служебном помещении (офисе) лицензиата, где проводится прием граждан, на доступном для них месте должны находиться нормативно-правовые акты и документы, а именно:

– информация о полном наименовании лицензиата, его местонахождении или местожительстве физического лица – предпринимателя, номерах телефонов, фамилии, имени и отчестве руководителя и/или собственника;

– копия свидетельства о государственной регистрации;

– фотокопия лицензии на посредничество в трудоустройстве на работу за рубежом;

– перечень стран, в которые в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами лицензиат имеет право трудоустраивать клиентов;

– засвидетельствованная лицензиатом письменная информация о характере будущей работы, общие условия труда и проживания в стране трудоустройства;

– номера телефонов Министерства труда Украины;

– Закон № 1775, Закон № 877 и извлечение из Закона № 1023 в части предоставления услуг;

– копия Лицензионных условий;

– книга отзывов и предложений.

По нормам ч. 1 ст. 38 Закона № 5067 услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом оказываются в соответствии с заявками иностранного работодателя (его контрагента) относительно свободных рабочих мест (вакансий) и только в пределах заключенных иностранными субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов) о предоставлении посреднических услуг в сфере трудоустройства с целью содействия подписания трудового договора (контракта найма).

! Обязательным приложением к внешнеэкономическому договору (контракту) о предоставлении посреднических услуг в сфере трудоустройства за рубежом является проект трудового договора, заверенный иностранным работодателем.

Этот трудовой договор должен соответствовать законодательству государства трудоустройства и международным договорам Украины, а также содержать (пп. 3.3.5 Лицензионных условий):

– основные реквизиты работодателя;

– профессиональные требования к работнику;

– сведения о характере работы, условия труда, его оплаты и проживания на территории страны трудоустройства, социальной защиты (в частности страхование);

– срок действия договора, условия продолжения его действия и расторжения;

– порядок покрытия транспортных расходов и т. п.

Причем эти документы должны быть переведены, а копии (фотокопии) документов, составленных на иностранном языке, и подлинность подписи переводчика на их переводе на украинский язык должны быть нотариально засвидетельствованы (п. 3.4 Лицензионных условий).

Кроме того, согласно п. 3.3 Лицензионных условий с заключением внешнеэкономического договора (контракта) лицензиат должен получить от иностранного субъекта хозяйственной деятельности:

копию разрешения на трудоустройство граждан Украины, выданного работодателю уполномоченным органом страны трудоустройства, если такой документ предусмотрен законодательством страны трудоустройства;

копию разрешения (лицензии) на осуществление посреднической деятельности в трудоустройстве граждан Украины, выданного уполномоченным органом страны трудоустройства посреднику, если такой документ предусмотрен  законодательством страны трудоустройства;

копию документа, подтверждающего факт регистрации иностранного субъекта хозяйствования в стране местонахождения;

копию/извлечение документа иностранного субъекта хозяйствования,  определяющего вид его хозяйственной деятельности, если законодательством страны трудоустройства не предусмотрена выдача разрешений (лицензий) на трудоустройство граждан Украины.

Эти документы должны быть засвидетельствованы согласно законодательству страны их выдачи и легализованы в консульском учреждении Украины (могут быть также засвидетельствованы в посольстве соответствующего государства в Украине и легализованы в МИДЕ, если международными договорами, в которых участвует Украина, не предусмотрено другое).

Согласно пп. 3.3.6 Лицензионных условий субъект хозяйствования должен иметь в наличии также засвидетельствованную копию коллективного договора (соглашения) между иностранным работодателем и профсоюзной организацией или их профобъединением, если такой коллективный договор (соглашение) есть в наличии, а в случае его отсутствия – справку, засвидетельствованную иностранным работодателем, о том, что такой договор (соглашение) не заключался.

Коллективный договор должен соответствовать законодательству страны трудоустройства, а также содержать такие требования:

– права и обязанности иностранного работодателя, в частности относительно размера заработной платы наемного работника, порядка ее выплаты, оснований прекращения трудовых отношений, условий быта и медицинского обслуживания (страхование), условий охраны труда, репатриации наемного работника;

– порядок предоставления иностранным работодателем компенсации наемному работнику за досрочное расторжение трудового договора (по инициативе работодателя), за потерю полной или частичной работоспособности наемного работника, в случае его смерти или в случае работы наемного работника в зонах боевых действий;

– порядок предоставления иностранным работодателем компенсации наемному работнику  транспортных расходов (авиабилеты, проживание в гостинице, питание и т. п.);

– права и обязанности наемного работника;

– условия представления профсоюзной организацией или ее профобъединением интересов наемного работника.

Кроме того, лицензиат обязан:

– вести журнал единого учета клиентов по форме, приведенной в приложении 7 к Лицензионным условиям. Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован и заверен печатью лицензиата (пп. 3.6.3 Лицензионных условий);

– до заключения с клиентом договора (контракта) о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом предоставить клиенту засвидетельствованную им письменную достоверную информацию о характере будущей работы, общие условия труда и проживания в стране трудоустройства (пп. 3.6.4 Лицензионных условий).

Таким образом можно проверить и наличие у субъекта хозяйствования указанных документов.

Предоставление услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом осуществляется после заключения договора о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом между лицом и субъектом хозяйствования (ч. 2 ст. 38 Закона № 5067).

Согласно п. 3.5 Лицензионных условий такой договор (контракт) заключается в письменной форме в двух экземплярах: один выдается клиенту, второй остается у лицензиата.

При этом указанный договор должен содержать следующие основные требования:

– номер, дату, место заключения договора (контракта);

– наименование лицензиата, номер и дату выдачи лицензии на посредничество в трудоустройстве на работу за рубежом, номер телефона, адрес местонахождения и/или места осуществления деятельности лицензиата;

– сведения о клиенте (фамилия, имя и отчество, местожительство, номер телефона и т. п.);

– определение предмета договора (контракта);

– права, обязанности и ответственность сторон, в том числе финансовые обязательства;

– условия изменения, расторжения и аннулирования договора (контракта);

– порядок решения спорных вопросов;

– место подписания трудового договора с иностранным работодателем;

– срок действия договора (контракта);

– определение форс-мажорных обстоятельств и действия сторон при их наступлении;

– перечень дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены посредником за плату.

! Учтите: в договоре должно быть указано, что субъект хозяйствования оказывает именно услуги по трудоустройству за рубежом, а не, скажем, информационно-консультационные услуги. Такие услуги тоже могут быть обозначены в договоре как дополнительные, но основная обязанность по договору – это именно трудоустройство.

Выполнение договора (контракта) между лицензиатом и клиентом о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом оформляется актом о предоставлении (приеме) услуг, который подписывается обеими сторонами.

Субъект хозяйствования, оказывающий услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, не имеет права получать от лиц, которым оказаны такие услуги, плату до подписания акта оказанных услуг (ч. 2 ст. 38 Закона № 5067). А нормами пп. 3.6.7 Лицензионных условий запрещено взимать с клиентов какие-либо виды предварительных оплат за услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу за рубежом до получения клиентом завизированного иностранным работодателем трудового договора (контракта) и/или рабочей визы (в случае наличия между Украиной и страной трудоустройства визового порядка въезда) в посольстве (консульстве) иностранной страны.

Поэтому если у лица требуют предоплату за услуги по трудоустройству до получения указанных документов, это свидетельствует о нарушении норм ч. 2 ст. 38 Закона № 5067. А за данное нарушение положениями ч. 8 ст. 53 Закона № 5067 предусмотрен штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (в 2015 г. – 12180 грн.). Поэтому официально работающие субъекты хозяйствования на такие действия не пойдут.

Еще один нюанс: трудоустройство в страны с визовым порядком въезда может происходить только на основании рабочей (а не туристической визы). Поэтому если компания предлагает оформить туристическую визу, а "на месте сориентироваться", весьма вероятно, что это мошенники.

Об учете у юрлиц операций посредничества в трудоустройстве можно узнать из материала "Посредничество в трудоустройстве за рубежом: учет у юридических лиц" (№ 22 за 2015 г.) издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН".


Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. Закон № 5067 – Закон Украины "О занятости населения" от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

2. Закон № 877 – Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 05.04.2007 г. № 877-V.

3. Закон № 1023  – Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

4. Закон № 1775
– Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III.

5. Приказ № 68 – приказ Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 03.07.2013 г. № 68 "Об утверждении информационных и технологических карточек административных услуг относительно лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с посредничеством в трудоустройстве на работу за рубежом".

6. Лицензионные условия – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 06.09.2010 г. № 272.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН