(0)
Создание ООО: правовые аспекты

Создание ООО: правовые аспекты

13 Июля 2015

Создание ООО: правовые аспекты

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – пожалуй, самая распространенная организационно-правовая форма предприятий. В немалой степени это объясняется удобствами государственной регистрации и четкостью правовой регламентации. В этой статье "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" расскажет о процедуре создания ООО.

Правовая регламентация: общие моменты

Порядок создания ООО регламентируется Законом № 1576, ХКУ и ГКУ.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
ООО считается основанное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых устанавливается уставом (ч. 1 ст. 140 ГКУ, ст. 50 Закона № 1576).

Особенность ООО состоит в том, что его участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО в пределах стоимости своих вкладов (ч. 2 ст. 140 ГКУ, ст. 50 Закона № 1576). То есть, в отличие от общества с дополнительной ответственностью, учредители ООО не отвечают своим личным имуществом по долгам ООО.

Учредителями ООО могут быть физические лица и юридические лица (ч. 1 ст. 114 ГКУ, ст. 3 Закона № 1576). При этом количество учредителей может составлять от 1 до 100 лиц (ст. 50 Закона № 1576).

То, что учредителем ООО может быть одно лицо, подтверждали и официальные органы (п. 6 письма Госкомпредпринимательства от 20.02.2004 г. № 1022, письмо Госкомпредпринимательства от 11.05.2007 г. № 3360). Однако ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, участником которого является одно лицо. Лицо может быть участником лишь одного ООО, которое имеет одного участника (ч. 2 ст. 141 ГКУ).

Если количество учредителей превышает 100 лиц, ООО обязано перерегистрироваться в АО в течение одного года, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке (ч. 1 ст. 141 ГКУ).

В ООО обязательно должен быть создан уставный капитал (ч. 1 ст. 144 ГКУ). Если устав не будет содержать сведения об уставном капитале, госрегистратор вернет поданные на госрегистрацию документы заявителю (см. письмо Госкомпредпринимательства от 12.03.2008 г. № 2004).

Уставный капитал ООО состоит из вкладов его участников. Размер уставного капитала равен сумме стоимости таких вкладов.

Законодательных требований к минимальному размеру уставного капитала ООО нет, что подчеркивают и официальные органы (см. письмо Министерства юстиции Украины от 27.09.2013 г. № 903-0-3-13/8.1). Поэтому уставный капитал ООО может составлять и 1 грн., однако нужно учесть, что взносы должны быть осуществлены всеми учредителями.

Высшим органом управления ООО является общее собрание участников (ст. 58 Закона № 1576, ч. 1 ст. 145 ГКУ). В ООО, создаваемом одним учредителем, назначается высший орган общества – общее собрание, при этом все решения одного учредителя данного общества принимаются единолично в порядке, предусмотренном уставом (письмо Госкомпредпринимательства от 11.05.2007 г. № 3360).

Исполнительный орган может быть коллегиальным (дирекция) или единоличным (директор). Дирекцию возглавляет генеральный директор. Дирекция (директор) решает все вопросы деятельности ООО, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания участников. Перечень таких вопросов указан в ст. 59 Закона № 1576, ч. 4 ст. 145 ГКУ, а также определяется в уставе ООО. Дирекция (директор) подотчетна общему собранию участников и организует выполнение их решений (ст. 62 Закона № 1576, ч. 2 ст. 145 ГКУ).

В ООО может быть создан также контрольный орган – ревизионная комиссия (см. письмо Госкомпредпринимательства от 24.09.2009 г. № 11517).

Решение о создании ООО: документы

Решение учредителей о создании ООО должно быть зафиксировано документально.

Таким документом может быть:

1) договор о создании ООО, устанавливающий порядок создания ООО, условия осуществления совместной деятельности относительно создания ООО, размер уставного капитала, долю в уставном капитале каждого из участников, сроки и порядок внесения вкладов и другие условия (ст. 142 ГКУ). Он оформляется в ситуации, когда ООО учреждается несколькими лицами при необходимости определения взаимоотношений между ними относительно создания общества. Согласно ч. 2 ст. 142 ГКУ этот договор не является учредительным документом и не предоставляется при госрегистрации ООО;

2) решение о создании ООО является обязательным в ситуации, когда ООО действует на основании модельного устава (ч. 10 ст. 82 ХКУ, ст. 4 Закона № 1576).

Принятые учредителями решения также фиксируются в протоколе учредительного собрания участников, который составляется в произвольной форме и подписывается учредителями ООО.

Наименование ООО должно содержать наименование общества, а также слова "общество с ограниченной ответственностью" (ч. 3 ст. 140 ГКУ). Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения утверждены приказом Минюста от 05.03.2012 г. № 368/5. Наименование юридического лица не может быть тождественным наименованию другого юридического лица (ч. 5 ст. 90 ГКУ).

В уставе ООО следует указать местонахождение юридического лица, на что обращают внимание официальные органы (письма Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 05.08.2014 г. № 6313, Министерства юстиции Украины от 06.08.2014 г. № 404-0-2-14/8.1).

Устав ООО

Учредительным документом ООО является устав (ч. 1 ст. 143 ГКУ, ст. 4 Закона № 1576). После принятия решения о создании ООО учредители должны определить, на основании какого устава (обычного или модельного) будет функционировать ООО.

Модельный устав ООО утвержден постановлением КМУ от 16.11.2011 г. № 1182.

К преимуществам Модельного устава относят экономию на расходах, связанных с разработкой индивидуального устава. Однако эта экономия весьма условна, так как при использовании Модельного устава все индивидуальные вопросы определяются в иных документах, в частности в таких:

• решении о создании ООО (п. 3 Модельного устава);

• положении об общих собраниях, исполнительном органе, ревизионной комиссии и других внутренних документах ООО (пп. 4 п. 33 Модельного устава).

Основным недостатком использования Модельного устава является жесткая регламентация, что может быть неудобно.

Это относится, например, к процедуре выплаты дивидендов. Так, в п. 30 Модельного устава установлено, что: "Выплата доли прибыли участникам Общества производится один раз в год по итогам календарного года в течение I квартала года, следующего за отчетным". То есть в соответствии с Модельным уставом ООО обязано выплатить часть прибыли в виде дивидендов по итогам года.

В то же время в индивидуальном уставе можно установить иную периодичность выплаты дивидендов, в частности, ежеквартально (если это входит в интересы учредителей). И, наоборот, можно определить возможность при определенных условиях принять решение о направлении всей прибыли в резервный фонд, а не на выплату дивидендов.

Кроме того, в модельном уставе не реализована возможность установления особых положений, которые предусмотрены в законодательстве.

Если было принято решение о разработке индивидуального устава, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения (ч. 1 ст. 143 ГКУ, ст. 51 Закона № 1576):

• вид общества (ООО), предмет и цели его деятельности;

• наименование и местонахождение;

• состав учредителей и участников;

• размер и порядок создания уставного капитала, с определением доли каждого участника;

• порядок вступления в ООО и выхода из него;

• состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов;

• порядок распределения прибылей и убытков;

• размер и порядок формирования резервного фонда (в законодательстве обязательное создание резервного фонда предусмотрено только для АО);

• порядок передачи (перехода) долей в уставном капитале ООО;

• порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок ликвидации и реорганизации ООО;

• другие условия, не противоречащие законодательству Украины.

В законодательстве нет обязательного требования о нотариальном удостоверении устава. К тому же устав может быть подан на регистрацию в электронной форме (ч. 1 ст. 24 Закона № 755).

Процедура госрегистрации ООО

ООО приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации (ст. 6 Закона № 1576, ч. 3 ст. 83 ХКУ). Порядок предоставления документов на госрегистрацию регламентируется Законом № 755.

Госрегистрация ООО проводится госрегистратором по местонахождению ООО (ч. 1 ст. 5 Закона № 755).

Для проведения госрегистрации ООО учредитель или уполномоченное лицо должны либо лично подать госрегистратору, либо направить почтовым отправлением с описью вложения такие документы, либо электронным документом (ч. 1 ст. 24 Закона № 755):

• заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица (форма 1, утвержденная приказом Минюста Украины от 14.10.2011 г. № 3178/5);

• экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально засвидетельствованную копию) решения учредителей о создании ООО (обязательно подается при использовании модельного устава);

• два экземпляра устава. Устав излагается в письменном виде, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (ч. 5 ст. 8 Закона № 755). В случае предоставления документов в электронном виде подается один экземпляр;

• информацию о структуре собственности учредителей – юридических лиц, что дает возможность установить физических лиц – собственников существенного участия этих юридических лиц;

• информацию о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица, в том числе конечном бенефициарном собственнике (контролере) его учредителя (участника), если учредитель (участник) – юридическое лицо.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в день поступления предусмотренных Законом № 755 документов для проведения государственной регистрации юридического лица (ч. 5 ст. 25 Закона № 755).

На данный момент предприятие не несет обязанностей по самостоятельной постановке на учет в органах статистики, налоговых органах, пенсионном фонде – это все делает госрегистратор (ч. 6 ст. 25 Закона № 755).

При проведении госрегистрации ООО может сразу же зарегистрироваться плательщиком НДС (ч. 1 ст. 24 Закона № 755, п. 183.7 НКУ), для чего подается регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом МФУ от 14.11.2014 г. № 1130).

Кроме того, ООО может сразу же выбрать упрощенную систему налогообложения, о чем следует подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины 20.12.2011 № 1675. Однако из-за нестыковки нормативных актов ООО может при регистрации выбрать только вариант с уплатой единого налога по ставке 4 % (без НДС), а зарегистрироваться плательщиком НДС и перейти на уплату единого налога по ставке 2 % с НДС ООО сможет только со следующего квартала.

О создании предприятий с другой организационно-правовой формой читайте в материалах "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН":
  • "Создание частного предприятия: правовые аспекты" (№28 за 2015 г.);
  • "Создание предприятия: учетные аспекты" (№28 за 2015 г.);
  • "Создание акционерного общества: правовые аспекты" (№28 за 2015 г.).



Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

4. Закон № 1576 – Закон Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. № 1576-XII.

5. Закон № 755 – Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" от 15.05.2003 г. № 755-IV.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН