(0)
Договоры комиссии: правовые аспекты и документальное оформление

Договоры комиссии: правовые аспекты и документальное оформление

5 Октября 2015

Договоры комиссии: правовые аспекты и документальное оформление

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Договоры комиссии пользуются особой популярностью у субъектов хозяйствования. Одним из основных преимуществ таких договоров является возможность их использования в оптимизации налогообложения. В этой статье издание "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" остановится на основных правовых аспектах, связанных с заключением таких договоров.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Правовые аспекты

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязывается по поручению второй стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ч. 1 ст. 1011 ГКУ).

Отличительной особенностью договора комиссии является то, что комиссионер действует от своего имени. Причем комитент в договоре, заключенном между комиссионером и третьим лицом, обычно не указывается (ч. 2 ст. 1016 ГКУ).

Договор комиссии может быть заключен (ч. 1 ст. 1012 ГКУ):

• на определенный срок или без определения срока,

• с определением или без определения территории его выполнения,

• с условием или без условия относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Существенными условиями договора комиссии являются условия об имуществе, которое комиссионер обязывается продать или купить, и его цене (ч. 3 ст. 1012 ГКУ).

Комитент обязан обеспечить комиссионера всем необходимым для выполнения обязанности перед третьим лицом (ч. 1 ст. 1016 ГКУ). Имущество, приобретенное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента (ч. 1 ст. 1018 ГКУ).

Таким образом, договор комиссии относится к посредническим договорам на оказание услуг и право собственности на имущество, приобретенное для комитента, к комиссионеру не переходит.

Комиссионер обязан совершать сделки на условиях, наиболее выгодных для комитента, и в соответствии с его указаниями. Если комиссионер совершил сделку на условиях:

• более выгодных, чем те, которые были определены комитентом, дополнительно полученная выгода принадлежит комитенту (ч. 2 ст. 1014 ГКУ);

• менее выгодных – он обязан заплатить комитенту разницу между установленной комитентом ценой и фактической ценой продажи, если не докажет, что не имел возможности продать имущество по согласованной цене, а его продажа по более низкой цене предупредила большие убытки (ч. 3 ст. 1017 ГКУ).

Комитент должен выплатить комиссионеру плату в размере и порядке, установленном в договоре комиссии (ч. 1 ст. 1013 ГКУ). Если размер комиссионного вознаграждения не определен – оно выплачивается исходя из обычных цен на такие услуги (ч. 3 ст. 1013 ГКУ). Причем комиссионер имеет право на комиссионное вознаграждение и в том случае, если договор комиссии не был выполнен по причинам, которые зависели от комитента (ч. 4 ст. 1013 ГКУ).

Комиссионер имеет право удержать надлежащие ему по договору суммы из всех денежных средств, поступивших к нему для комитента, если другие кредиторы комитента не имеют преимущественного перед ним права на удовлетворение своих требований из денежных средств, принадлежащих комитенту (ч. 1 ст. 1020 ГКУ).

Комиссионер также имеет право на возмещение расходов, сделанных им в связи с исполнением своих обязанностей по договору комиссии (ч. 1 ст. 1024 ГКУ). При этом такие расходы должны быть действительно необходимыми для обеспечения надлежащего исполнения возложенного на комиссионера поручения (расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению товара и прочие).

В то же время не подлежат отдельной компенсации общие расходы комиссионера, связанные с выполнением договора комиссии, например общехозяйственные расходы (аренда, заработная плата, коммунальные услуги).

Согласно ч. 3 ст. 1016 ГКУ комиссионер не отвечает перед комитентом за невыполнение третьим лицом договора, заключенного с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер был неосмотрительным при выборе этого лица или поручился за выполнение договора (делькредере).

Заметим также, что при согласии комитента комиссионер имеет право заключить договор субкомиссии с третьим лицом (субкомиссионером), оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает относительно субкомиссионера права и обязанности комитента (ч. 1 ст. 1015 ГКУ).

Документальное оформление

После совершения сделки по поручению комитента комиссионер должен представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ч. 1 ст. 1022 ГКУ). Комитент, который имеет возражения к отчету комиссионера, должен сообщить ему об этом в течение тридцати дней со дня получения отчета. Если такие возражения не поступят, отчет считается принятым (ч. 2 ст. 1022 ГКУ).

Для подтверждения факта предоставления услуг комиссионера на практике стороны также составляют акт приема-передачи оказанных услуг, используемый в целях налогового и бухгалтерского учета.

При этом важно, чтобы упомянутые первичные документы содержали все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и в п. 2.4 Положения № 88, в частности:

• название документа (формы);

• дату и место составления;

• название предприятия, от имени которого составлен документ;

• содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

• должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

• личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое участвовало в осуществлении хозяйственной операции.

Особенно сосредоточиться следует на заполнении реквизита "перелік послуг" (содержание и объем хозяйственной операции). Такой перечень необходимо максимально детализировать, поскольку на этот момент обращают особое внимание контролеры и суды (см. определения ВАСУ от 18.11.2014 г. № В/800/4801/14, Одесского апелляционного административного суда от 22.04.2014 г. по делу № 815/3880/13-а, Харьковского апелляционного административного суда от 25.11.2014 г. по делу № 818/8738/13-а).

Если комиссионер при выполнении поручения несет дополнительные сопутствующие расходы (на транспортировку, хранение товара и т. п.), то условия их компенсации необходимо предусмотреть в договоре комиссии. В отношении полученных дополнительных услуг в договоре комиссии имеет смысл отдельно указать, что они приобретаются комиссионером от своего имени, но в интересах и за счет комитента в рамках выполнения договора комиссии без перехода права собственности на них к комиссионеру. Тогда налогообложение таких дополнительных услуг будет осуществляться по "комиссионным" правилам.

К отчету комиссионера следует приложить копии документов, подтверждающих факт понесения дополнительных расходов. Связано это с тем, что налоговики отказываются признавать в качестве документа, подтверждающего факт понесения дополнительных расходов, один лишь отчет комиссионера (см., в частности, определение ВАСУ от 06.02.2013 г. № К/9991/5339/11 по делу № 17/21).

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 40 за 2015 год):
  • "Комиссия на приобретение товаров в ВЭД: учет у комиссионера";
  • "Комиссия на приобретение товаров в ВЭД: учет у комитента";
  • "Внутриукраинские" договоры комиссии на продажу: учет у комиссионера";
  • "Внутриукраинские" договоры комиссии на продажу: учет у комитента";
  • "Внутриукраинские" договоры комиссии на покупку: учет у комиссионера";
  • "Внутриукраинские" договоры комиссии на покупку: учет у комитента".




Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. Закон № 996 – Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

3. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН