(0)
Публичные закупки: советы для заказчиков

Публичные закупки: советы для заказчиков

29 Июля 2016

Публичные закупки: советы для заказчиков

Задать вопрос
Хотите узнать подробнее? — Спросите нас! 
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





С 1 августа 2016 года все заказчики Украины переходят на новый формат тендеров. Все торги отныне будут осуществляться в системе электронных закупок ProZorro.

Попробуем разобраться с вызовами, которые стоят перед заказчиками торгов, учитывая сегодняшнюю ситуацию в системе ProZorro.

01 августа для всех организаторов торгов вступает в силу Закон № 922.

При этом Закон № 1197 утрачивает свою силу, но процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до введения в действие Закона № 922, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие Закона № 922.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Что такое ProZorro?

ProZorro – электронная система публичных закупок, в состав которой входят веб-портал Уполномоченного органа, авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами.

Веб-портал Уполномоченного органа – PROZORRO.GOV.UA (Приказ № 473).

Авторизованная электронная площадка – авторизованная Уполномоченным органом информационно-телекоммуникационная система, являющаяся частью электронной системы закупок та обеспечивающая регистрацию лиц, автоматическое размещение, получение и передачу информации и документов в ходе проведения процедур закупок, пользования сервисами с автоматическим обменом информацией, доступ к которой осуществляется при помощи сети Интернет (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

! Все площадки имеют одинаковый функционал. Разница состоит в интерфейсе и дополнительных сервисах для пользователей, в частности видеоинструкции, черновики, юридическая и информационная поддержка, бесплатное обучение заказчиков.


Совет: заказчики имеют право выбирать для своей работы любую площадку, прошедшую авторизацию. Разрешается и приветствуется регистрация на нескольких площадках для сравнения удобства и простоты размещения информации, оценки качества работы службы поддержки и т. п.

Особенность ЭСЗ заключается в том, что начать и закончить тендер можно только на одной площадке. Со временем в системе планируется реализовать принцип "миграции" закупок между площадками, когда, например, начать закупку можно будет на одной площадке, а завершить на другой.

Перечень авторизованных электронных площадок можно найти по ссылке:

prozorro.gov.ua/ua/pochaty-robotu-zamovnyku

Регистрация на электронных площадках и размещение информации на них для заказчиков торгов бесплатны!

Сфера применения

В юридической практике за последние полтора года сформировались два понятия: допороговые закупки (допороги) и свехпороговые закупки (сверхпороги).

Эти понятия позволяют заказчикам определиться с применением законодательства в сфере публичных закупок.

Сверхпороги распространяются:

на заказчиков, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тысяч гривен, а работ – 1,5 миллиона гривен;

на заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривен, а работ – 5 миллионов гривен.

Типы сверхпороговых процедур:

открытые торги – основная процедура закупки (разд. IV Закона № 922);

переговорная процедура – это процедура, используемая заказчиком в порядке исключения, при наличии соответствующих оснований, которые предусмотрены ст. 35 Закона № 922;

конкурентный диалог – может использоваться в порядке исключения, при наличии соответствующих оснований, определенных в ст. 33 Закона № 922.

Допороговая закупка – закупка, не превышающая определенные ст. 2 Закона № 922 пределы (пороги).

bulb.png
Допороговые закупки НЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ законодательством, за исключением необходимости соблюдения принципов осуществления публичных закупок, которые определены ст. 3 Закона № 922.

Единственным документом, регулирующим допороговые закупки, является Порядок № 35.

Законом № 922 также установлен "квазипорог", предусматривающий проведение допороговой закупки или обнародование отчета о заключенном договоре при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн и меньше стоимостных пределов сверхпороговых закупок.

! Применение этой нормы относится к товарам, работам и услугам. При этом за основу берется стоимость предмета закупки, которая отражена в приложении к годовому плану закупок, а не цена каждого отдельного договора.

Планирование закупок

Годовой план, приложение к годовому плану и изменения в них безоплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения (ст. 4 Закона № 922).

Приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абзацах втором и третьем части первой ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.

Следует отметить, что при создании планов закупок каждая строка заполняется отдельно.

Однако некоторые электронные площадки начинают реализацию возможности обнародования планов закупок путем загрузки в систему планов в формате Excel.

Тендерный комитет или уполномоченное лицо. Ответственное лицо

Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).

(ст. 11 Закона № 922)

Что нужно сделать заказчику с 01 августа? Подготовить:

– приказ о создании тендерного комитета;

– положение о тендерном комитете или уполномоченном лице.

Образец – Приказ № 557.

Если заказчиком начаты процедуры закупки до 01 августа, то до их завершения у заказчика будет работать комитет по конкурсным торгам и тендерный комитет.

Нововведением законодательства является необходимость наложения электронной цифровой подписи на информацию, которая предусмотрена формой документа.

! На все документы, создаваемые в электронной системе закупок, тендерным комитетом или уполномоченным лицом налагается персональная ЭЦП.


Кто же ответствен за обнародование информации?

Ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале Уполномоченного органа, несут председатель и секретарь тендерного комитета заказчика или уполномоченное лицо (лица) (ст. 11 Закона № 922).

bulb.png
В Законе № 922 речь идет о полноте и достоверности обнародования информации, а не об ответственности за ее своевременное обнародование!

Что же делать? В случае если заказчиком будет создан тендерный комитет, рекомендуем, кроме секретаря тендерного комитета, определить в Положении о тендерном комитете других лиц, ответственных за обнародование информации.

Кто такое ответственное лицо?

Возможность определить ответственное лицо возникает в случае проведения допороговых закупок при условии, что такую работу не проводит тендерный комитет.

Для этого заказчику рекомендуется подготовить:

– приказ о назначении ответственного лица;

– положение о порядке осуществления допороговых закупок.

! Во время проведения допороговых закупок наложение ЭЦП на информацию, создаваемую в электронной системе, не обязательно!

Итак, с 01 августа 2016 года для заказчиков торгов в Украине начинается новый отсчет в системе ProZorro!

В помощь приводим полезные ресурсы для заказчиков:

infobox.prozorro.org – Библиотека примерных спецификаций и учебные материалы в разделе "Доступно о публичных закупках";

bi.prozorro.org – модуль аналитики закупок.




  Олег Кушнир,
учредитель Агентства "Консалт"



1. Закон № 922 – Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

2. Закон № 1197 – Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

3. Приказ № 557 – приказ Минэкономразвития "Об утверждении Примерного положения о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах)" от 30.03.2016 г. № 557.

4. Приказ № 473 – приказ Минэкономразвития "Об определении веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок в составе электронной системы закупок и обеспечении его функционирования" от 18.03.2016 г. № 473.

5. Порядок № 35 – Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП "Внешторгиздат Украины" от 13.04.2016 г. № 35.








Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН

Еще больше материалов и аналитики в системах ЛІГА:ЗАКОН

Получить БЕСПЛАТНЫЙ
доступ к ЛІГА:ЗАКОН