(0)
Непредвиденные ситуации во время авиарейсов: как добиться возмещения

Непредвиденные ситуации во время авиарейсов: как добиться возмещения

29 Декабря 2017

Непредвиденные ситуации во время авиарейсов: как добиться возмещения

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Как правило, путешествие самолетом не приносит сюрпризов. Однако чрезвычайные случаи все же встречаются. Отмены и задержки рейсов происходят довольно часто. Кроме того, бывает и так, что, приобретя авиабилет бизнес-класса, вы можете улететь комфорт- или даже эконом-классом. Причинение таких неудобств пассажиру можно компенсировать за счет авиаперевозчика, главное знать как.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Отмена и задержка рейса

Отмена и задержка рейсов, несомненно, является самым распространенным неприятным случаем, который может произойти с пассажиром-путешественником.

В соответствии с положениями ст. ст. 103, 105 Воздушного кодекса и гл. 1, 3 разд. XVI Правил № 735 требовать денежной компенсации от авиаперевозчика в случае отказа в перевозке, отмены или задержки рейса можно при наличии следующих условий:

1) у вас имеется подтвержденное бронирование на соответствующий рейс (это бронирование, которое было сделано в автоматизированной системе бронирования и подтверждено перевозчиком, – оно указывается в билете (электронном билете) отметкой "ОК");

2) вы находитесь для прохождения регистрации на рейс во время, предусмотренное правилами перевозчика и письменно указанное (включая электронные средства), или, если время регистрации не указывается, не позднее чем за 45 минут до указанного времени отправления;

3) вас, как пассажира, не проинформировали об отмене рейса:

– за две недели до запланированного времени отправления;

– в период от 7 до 14 дней до запланированного времени отправления и не предлагалось изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позднее чем за 2 часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позднее чем через 4 часа после запланированного времени прибытия;

– менее чем за 7 дней до запланированного времени отправления и не предлагалось изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позднее чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позднее чем через 2 часа после запланированного времени прибытия.

При наличии таких условий вы имеете законное право требовать от авиаперевозчика вернуть в течение 7 дней полную стоимость билета или изменить маршрут поездки и отправления при первой возможности и наличии свободных мест в самолете.

Также, кроме стоимости авиабилета и возможности изменения маршрута, перевозчик обязан выплатить вам денежную компенсацию в следующих размерах:

250 евро – для рейсов дальностью до 1500 км;

400 евро – для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;

600 евро – для рейсов дальностью более 3500 км (узнать дальность вашего рейса (километраж) можно на стойке регистрации перед отправлением).

Однако авиаперевозчик не уплатит вам компенсацию, если он сможет предоставить подтверждение того, что причиной отмены рейса было действие чрезвычайных обстоятельств или непреодолимой силы, которые нельзя было предотвратить. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть, в частности (но не исключительно), военные действия, массовые беспорядки, диверсия, эмбарго, пожары, наводнения или иные стихийные бедствия, взрывы, действия или бездействие государственных органов, забастовки, технические препятствия, возникшие в результате отказа и сбоев, неисправностей систем электроснабжения, связи, коммуникаций, оборудования, программного обеспечения и т. п.

В случае задержки рейсов дальностью до 1500 км на 2 часа, дальностью от 1500 до 3500 км на 3 часа, дальностью более 3500 км на 4 часа в соответствии со ст. 106 Воздушного кодекса и гл. 4 разд. XVI Правил № 735 вы можете требовать от авиакомпании:

– питание;

– осуществить два бесплатных звонка;

– отправить телекс-, факс-сообщение или сообщение по электронной почте, если для этого имеются технические условия.

Если задержка рейса превышает 5 часов, то авиаперевозчик обязан предложить на выбор: возмещение стоимости перевозки в течение 7 дней или изменение маршрута (или отправление при первой возможности и наличии свободных мест в самолете).

Понижение класса перевозки

Следует знать, что, если во время перелета вас разместили в классе обслуживания высшем, чем предусмотренный в билете, ничего доплачивать авиаперевозчику за luxury-поездку не нужно. И последний, в свою очередь, не имеет права от вас требовать какой-либо дополнительной платы за это.

В противном случае, если вы оплатили комфорт- или бизнес-класс, а путешествие сопровождалось обслуживанием эконом-уровня, гл. 5 разд. XVI Правил № 735 предусматривается возможность компенсации пассажиру в течение 7 дней факта понижения в классе обслуживания, исходя из следующего соотношения:

– 30 % от примененного тарифа для всех рейсов дальностью до 1500 км; или

– 50 % от примененного тарифа для всех рейсов дальностью от 1500 до 3500 км; или

– 75 % от примененного тарифа для всех других рейсов, не указанных в двух пунктах выше.

При этом указывается, что такая компенсация рассчитывается за каждый "сегмент" рейса (в котором осуществлялось понижение в классе обслуживания) отдельно. То есть, если вы летите из Киева в Нью-Йорк с пересадкой в Милане и именно от Киева до Милана вы путешествовали ниже классом обслуживания, то компенсацию вы сможете получить только по этой части маршрута (Киев – Милан), а не всего рейса Киев – Милан – Нью-Йорк.

Овербукинг

Понятие "овербукинг" (англ. overbooking) является сравнительно новым явлением в сфере гражданской авиации, которое пришло из США. Анализ рынка авиаперевозок пассажиров показал, что на любой рейс всегда приходится несколько процентов пассажиров, которые, забронировав полет, по личным причинам не приезжают для отлета на определенную дату. Чтобы не летать полупустым самолетом, авиаперевозчики начали продавать билетов больше, чем воздушное судно может вместить.

Понятие овербукинга используется и в том случае, когда перед вылетом перевозчики меняют технически неисправный самолет на новый, который, однако, уступает пассажировместимостью первому.

Овербукинг определяется в Правилах № 735 как "рейс с избытком брони", по сути, он является отказом авиакомпании от перевозки пассажира. При возникновении такого случая применению подлежат положения, регулирующие порядок предоставления компенсации пассажирам в случае отмены, отказа в перевозке.

Как действовать?

Выплата компенсации за задержку, отмену рейса, понижение класса обслуживания перевозки, овербукинг проводится авиаперевозчиком при наличии письменной претензии к официальному представителю соответствующей авиакомпании и предложения по уплате надлежащей пассажиру компенсации.

Перевозчик обязан рассмотреть такую претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении с обоснованием причин в течение 3 месяцев с даты ее получения, если перевозка, в связи с которой была выдвинута претензия, полностью осуществлялась одним перевозчиком. Если в такой перевозке принимали участие другие перевозчики, то срок рассмотрения претензии может быть продлен до 6 месяцев с учетом действующих правил урегулирования претензий такими перевозчиками.

Как правило, авиаперевозчик пытается решить эту проблему без привлечения суда и тем самым сохранить свою репутацию. Однако возможен и противоположный вариант.

В данном случае законодательством предусматривается право пассажира обратиться с гражданским иском в суд. Учитывая положение ч. 4 ст. 114 ГПКУ и гл. 2 разд. ХХVIII Правил № 735 об исключительной подсудности, такой иск предъявляется по месту нахождения перевозчика. При этом отметим, что право обратиться в суд не зависит от предварительного направления претензии авиаперевозчику, соответственно, можно как направить претензию, получить отказ в полной или частичной компенсации и после этого обратиться в суд, так можно и сразу предъявлять иск в суд, предварительно не направляя претензию.

Как в первом случае (направление претензии к авиакомпании), так и во втором (предъявление иска в суд) значительную роль в отстаивании своих прав и интересов играют доказательства, ведь в соответствии с законодательством каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Обжалуя действия (бездействие) перевозчика относительно ненадлежащей перевозки пассажира, суд потребует от вас подтверждения факта задержки или отмены рейса, овербукинга, понижения класса обслуживания перевозки и всех понесенных вами потерь. В таком случае пассажиру следует представить справку от администрации аэропорта о факте задержки, отмены рейса или перелета с не тем классом обслуживания; билет и посадочный талон; квитанции и чеки, подтверждающие расходы на жилье, питание и проезд (при наличии), а также полученный от авиакомпании-перевозчика письменный отказ в обслуживании пассажира (жилье, перевозка, питание) в случае задержки, отмены рейса или отказа в перевозке.

Итак, если с вами произошла одна из вышеперечисленных ситуаций во время путешествия самолетом, необходимо обязательно:

1) зафиксировать факт отмены или задержки рейса; или отказа от посадки вас на самолет из-за отсутствия свободных мест; или перелета не в том классе обслуживания, что предусматривается купленным билетом путем получения соответствующей справки от администрации аэропорта или представителей авиакомпании;

2) сохранить посадочный талон, авиабилет и чек или квитанцию, подтверждающую стоимость этого билета (при наличии); при наличии расходов на жилье, питание или проезд также сохранить "доказательства" их оплаты (те же чеки/квитанции);

3) получить письменный ответ от представителя авиаперевозчика об отказе предоставить пассажирам возможные варианты по обслуживанию (жилье, перевозка, питание) в случае задержки, отмены рейса. В случае отказа возможен вариант составления всеми заинтересованными пассажирами акта с подписями и описанием ситуации;

4) направить письменную претензию авиаперевозчику со своими требованиями и всеми имеющимися у вас доказательствами (их копиями) по возникшей ситуации;

5) в случае отказа удовлетворить ваши требования (или сразу) вы имеете право подать гражданский иск в суд по месту нахождению перевозчика, приложив к нему те же доказательства.

Обращаясь в суд с иском, стоит определиться с ответчиком. Если ваш авиаперевозчик продает билеты клиентам самостоятельно и фактически сам выполняет обслуживание вашего рейса, то проблемы с выбором ответчика не возникает.

Однако на практике очень распространены коммерческие соглашения между перевозчиками (известные как соглашения о "совместном использовании кодов" (codesharing), перевозки по соглашению "интерлайн" (interline), где сторонами являются так называемые "маркетинговый (договорной)" и "оперирующий (фактический)" перевозчик).

При этом следует знать, что если существует какое-либо такое коммерческое соглашение, то перевозчик (его агент по продаже) обязан предоставить пассажиру в ходе осуществления бронирования перевозки информацию о том, какой перевозчик является договорным, а какой фактически осуществляет перевозку. В ходе регистрации пассажира на рейс эту информацию предоставляет фактический перевозчик или его уполномоченный агент по обслуживанию в аэропорту отправления.

Маркетинговый (или договорной) перевозчик – авиакомпания, продающая билеты под собственным кодом на рейсы оперирующего перевозчика; оперирующий (или фактический) перевозчик – авиаперевозчик, фактически выполняющий рейс.

Из-за этого может возникать вопрос о том, кого же считать надлежащим ответчиком в конкретной ситуации, ведь законодательством Украины предусматривается возможность получения возмещения как от договорных, так и от фактических перевозчиков.

Монреальской конвенцией, которая применяется к международным перевозкам, закреплен принцип взаимной ответственности фактического и договорного перевозчика, в соответствии с которым любые претензии, предъявляемые к перевозчикам, имеют одинаковую силу независимо от того, предъявлены ли они перевозчику по договору или фактическому перевозчику.

По Правилам № 735 и по нормам Монреальской конвенции любой иск об ответственности, касающейся перевозки, которая осуществляется фактическим перевозчиком, может быть по выбору истца подан к этому перевозчику или к перевозчику по договору или к обоим – вместе или отдельно. Если иск предъявлен только к одному из этих перевозчиков, он имеет право инициировать привлечение к рассмотрению дела в суде и другого перевозчика.

То есть законодательством не предусматриваются конкретные требования относительно того, кого считать ответчиком в случае овербукинга, задержки, отмены рейса, который обслуживают два перевозчика – фактический и договорной.

Однако при разрешении споров судом последним учитываются положения именно коммерческих соглашений, в которых разграничивается ответственность фактического и договорного перевозчика, и именно с учетом положений соглашения определяется надлежащий ответчик.

Так, в ходе пересмотра дела от 09.03.2017 г. № 761/32503/14-ц в кассационном порядке Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел пришел к следующему заключению: суды предыдущих инстанций правильно установили, что выплата компенсации пассажирам за отмену рейса является исключительно обязанностью оперирующего перевозчика (ЧАО "Аэросвит"), а не ЧАО "Авиакомпания "МАУ" (маркетинговый перевозчик), который только продавал электронные пассажирские билеты оперирующего перевозчика.

Такую позицию суды первой и апелляционной инстанций обосновали, ссылаясь на соглашение о совместном выполнении рейсов (код-шеринг), заключенное ЧАО "Аэросвит" с ЧАО "Авиакомпания "МАУ", в котором указывалось, что за исключением случаев грубой халатности или умышленных неправомерных действий со стороны маркетингового перевозчика, его директоров, должностных лиц, агентов, работников и субподрядчиков оперирующий перевозчик несет полную ответственность за услуги по воздушным перевозкам, оказываемым на маршрутах, в частности, по возмещению убытков, понесенных в результате задержки или аннулирования рейсов при перевозке пассажиров.

Кроме того, в соответствии с п. 11.6 ст. 11 этого соглашения маркетинговый перевозчик обязан немедленно уведомлять оперирующего перевозчика о любой претензии, связанной с положениями этого соглашения, предъявленной маркетинговому перевозчику, или любой иск предъявлен против маркетингового перевозчика, что может привести к возмещению убытков оперирующего перевозчика согласно этому соглашению, и оперирующий перевозчик берет на себя полный контроль над ведением защиты и урегулированием таких претензий или исков.

Итак, на основании вышеизложенного суд пришел к заключению о том, что ЧАО "Авиакомпания "МАУ" является ненадлежащим ответчиком по делу, что стало безусловным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Поэтому при определении ответчика также следует учесть тот факт, был ли ваш перелет обеспечен силами двух перевозчиков – фактического и маркетингового (данный факт должен быть доведен еще при регистрации на рейс). Если да, то стоит учесть положения существующего коммерческого соглашения, в котором содержится уточненная информация о том, кто и какой именно перевозчик за что отвечает, ведь судом, как привило, при определении надлежащего ответчика и удовлетворении иска учитывается содержание существующего соглашения между авиаперевозчиками.

Если же у вас не имеется возможности получить конкретное коммерческое соглашение для определения надлежащего ответчика, то рекомендуется указывать двух перевозчиков в качестве ответчиков и просить взыскать денежные средства солидарно.

Моральный ущерб

Почти каждый пассажир, рейс которого задержали или отменили, который путешествовал ниже классом обслуживания или которому отказали в посадке на рейс из-за отсутствия свободных мест на борту самолета, претерпевает моральные страдания. Поэтому при обращении в суд, кроме материального, пассажир часто требует от авиаперевозчика возмещения и морального вреда, ссылаясь на положения Закона № 1023, предоставляющего право требовать возмещения морального вреда за оказание некачественных услуг потребителю. Однако, как показывает практика, суды в 99 % случаев отказывают во взыскании морального вреда с авиаперевозчика в пользу пассажира, ссылаясь на то, что ни Воздушный кодекс, ни Правила № 735, ни Монреальская или Варшавская конвенции не содержат положения о возмещении морального вреда. Указанными нормативно-правовыми актами предусматривается ответственность перевозчика только за доказанные им прямые убытки.

Даже ВСУ в решении от 29.04.2009 г. № 6-28003св07, отменяя решения предыдущих инстанций, указал на то, что суды не имели правовых оснований для удовлетворения требований о возмещении морального вреда, поскольку такой вид гражданской ответственности не предусматривается ни условиями спорного договора о воздушной перевозке, ни Правилами № 735.

Исковая давность

В заключение стоит вспомнить и об исковой давности. Согласно Монреальской конвенции для международных рейсов применяется исковая давность продолжительностью в два года, которая исчисляется с даты прибытия по назначению или с даты, когда воздушное судно должно было прибыть, или с даты приостановки перевозки.

Для внутренних перевозок пассажиров применяется общий срок исковой давности (определен ст. 257 ГКУ) продолжительностью в три года, отсчет течения которого начинается с 00 часов суток, следующих за временем, когда произошло событие или совершено действие; при этом остаток времени этих суток в расчет не принимается. Если окончание срока, указанного выше, приходится на праздничный или выходной день, то днем окончания срока является первый за ним рабочий день (абз. 9 ч. 4 разд. І Правил № 735).

Резюме статьи

Следовательно, в случае возникновения непредвиденных ситуаций во время путешествий самолетом ответственная за рейс авиакомпания обязана компенсировать вам соответствующие неудобства. При этом важно учесть тот факт, что при предъявлении письменной претензии к перевозчику и/или гражданского иска в суд стоит надлежащим образом обосновать свои требования, чтобы доказать факт задержки, отмены перелета, факт овербукинга и т. п. О получении, составлении таких доказательств нужно помнить в момент нарушения, соответственно сразу требовать предоставить вышеуказанные документы / составлять соответствующие акты и хранить их. В частности, необходимо получить письменное подтверждение самого события, которое произошло, а также сохранить авиабилет и все доказательства ваших расходов на обслуживание (питание, проезд, жилье), которое по закону должно быть осуществлено не вами, а все же перевозчиком.

Обратиться за возмещением к авиаперевозчику во всех указанных случаях возможно как в судебном, так и во внесудебном порядке (непосредственно к авиакомпании). Однако в первом случае стоит учесть особенность правильного определения ответчика, поскольку, как выяснилось, их может быть несколько. В таком случае у вас имеется возможность предъявить иск одновременно к обоим перевозчикам, которые будут отвечать перед вами солидарно. Но при этом следует учесть существующие положения коммерческого соглашения между перевозчиками, которое может содержать свои особенности и коррективы по возмещению вреда клиентам.

Отдельную специфику, которую также следует учесть, имеет и исковая давность. Так, для международных рейсов и для внутренних перевозок устанавливается разный срок, в пределах которого пассажир может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.


Татьяна Проскура, юрист, АФ "ЕФИМОВ И ПАРТНЕРЫ"

 


1. Воздушный кодекс – Воздушный кодекс Украины от 19.05.2011 г. № 3393-VI.

2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. ГПКУ – Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

4. Закон № 1023 – Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

5. Монреальская конвенция – Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.99 г.

6. Варшавская конвенция – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.29 г.

7. Правила № 735 – Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 30.11.2012 г. № 735.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация