(0)
Бюджет 2018: на что повлияла смена социальных стандартов

Бюджет 2018: на что повлияла смена социальных стандартов

28 Января 2018

Бюджет 2018: на что повлияла смена социальных стандартов





Как известно, Конституция Украины предусматривает обязанность государства по обеспечению определенного уровня потребностей человека в материальных благах и услугах. С целью определения необходимых финансовых ресурсов для реализации социальных прав и государственных социальных гарантий граждан, предусмотренных Конституцией Украины, законодательством устанавливаются так называемые государственные социальные гарантии и социальные стандарты.

Базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются государственные социальные гарантии в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования по ст.6 Закона Украины от 05.10.2000 г. № 2017-III "Про державні соціальні стандарти та державні соціальні гарантії", есть прожиточный минимум (ПМ).

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную величину набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для нормального функционирования организма человека и удовлетворение его основных социальных и культурных потребностей. Ст.1 Закона Украины от 15.07.1999 г.  № 966-XIV «Про прожитковий мінімум» предусматривает определение прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для следующих групп населения:

  • дети в возрасте до 6 лет;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет;
  • трудоспособных лиц;
  • лиц, которые потеряли трудоспособность.

Еще одной государственной социальной гарантией, обязательной для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников в Украине, устанавливается ежегодно законом Украины о Государственном бюджете, является минимальная зароботная плата (МЗП).

Кодекс законов о труде, ст.95 определяет минимальную заработную плату как установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда, которая не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц .

1 января 2018 года вступил в силу Закон Украины от 07.12.2017 г. №2246-VIII "Про Державний бюджет України на 2018 рік" (Закон 2246).  В нем наряду с объемами доходов, расходов, бюджетных кредитов и предельного объема дефицита бюджета утвержден и размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

Размеры ПМ и МЗП на 2018 год, установленные Законом 2246

ПМ в 2018 году  согласно со ст.7 Закона 2246 будет повышаться трижды и составит:

ПМ на одного человека в расчете на месяц (общий показатель):

  • с 1 января 2018 года - 1700 гривен,
  • с 1 июля - 1777 гривен,
  • с 1 декабря - 1853 гривны.

Для основных социальных и демографичных групп населения.

ПМ для детей в возрасте до 6 лет:

  • с 1 января 2018 року - 1492 гривны,
  • с 1 июля - 1559 гривен,
  • с 1 декабря - 1626 гривен;

ПМ для детей в возрасте от 6 до 18 лет:

  • с 1 января 2018 року - 1860 гривен,
  • с 1 июля - 1944 гривны,
  • с 1 декабря - 2027 гривен;

ПМ для трудоспособных лиц:

  • с 1 января 2018 року - 1762 гривны,
  • с 1 июля - 1841 гривна,
  • с 1 декабря - 1921 гривна;

ПМ для лиц, которые утратили работоспособность:

  • с 1 января 2018 года - 1373 гривны,
  • с 1 июля - 1435 гривен,
  • с 1 декабря - 1497 гривен.

МЗП на протяжении 2018 года согласно ст.9 Закона 2246 составит:

в месячном размере: с 1 января - 3723 гривны;

в почасовом размере: с 1 января - 22,41 гривны.

Показатели, которые зависят от ПМ и МЗП

Предусмотренное Законом 2246 повышение социальных стандартов влечет изменение целого ряда важных показателей. Отметим некоторые из них.

Например, размер ПМ используется при расчете:

Установлен в Госбюджете размер МЗП используют для вычисления:

  • доплаты к МЗП
  • предельного размера неподтвержденных документально суточных расходов по Украине, не включаются в налогооблагаемый доход в соответствии с абзацем шестым ст.170.9.1 ПКУ (не более 0,1 размера МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день командировки по Украине); 
  • минимального размера уставного капитала акционерного общества (1250 МЗП согласно ст.14 Закона Украины от 17.09.2008 г. № 514-VI «Про акціонерні товариства»);
  • максимальной базы начисления единого взноса (ЕСВ), которая в соответствии с пп.4 ст.1 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «Про збір та облік єдиного внеску» составляет 15 МЗП;
  • минимального страхового взноса (произведение МЗП и ставки единого взноса) - див.ст.4 и ст.7 Закона Украины от 08.07.2010 г.. № 2464-VI «Про збір та облік єдиного внеску»;
  • фиксированной ставки единого налога для плательщиков второй группы (до 20% МЗП) в соответствии с пп.293.1, 293.2 НКУ;
  • предельной суммы больничных (в размере МЗП) и декретных (в размере 2 МЗП) в случаях, предусмотренных  ч.4 ст.19 Закона Украины от 23.09.1999 г. № 1105-XIV «Про загальнообов’язкове держане соціальне страхування)
  • других важных показателей.

В заключение отметим, что повышение минимальной заработной платы автоматически привело и к увеличению штрафных санкций, которые грозят нарушителям трудового законодательства, поскольку штрафные санкции рассчитываются исходя из МЗП. Детальные материалы смотрите на официальном сайте регионального управления труда.