|
|
В бухучете вода является производственным запасом, который отражают в субсчете 209 «Прочие материалы». Использованную воду списывайте на расходные счета 91-94. Выбор конкретного счета зависит от того, работников каких подразделений обеспечили водой. Например, расходы на обеспечение водой админперсонала отражают на счете 92 «Административные расходы».
- Если пустые бутыли возвращают поставщику - речь идет о возвратной таре. Учитывают такую тару на внебалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении». Также предприятие - покупатель воды может отдельно оплачивать залоговую стоимость этих бутылей. Такую оплату отражайте проводкой: дебет субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами» с кредитом субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте». А по возвращении бутылей поставщику отражайте обратное проведение. Кроме того, предприятие, которое уплатило средства в качестве залога, учитывает эту сумму на внебалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения предоставленные».
-
Налог на прибыль
- Признанные в бухучете расходы на приобретение воды для офисных работников влияют на расчет объекта налогообложения налогом на прибыль. Ведь такой объект определяют на основе «бухгалтерского» финансового результата (пп. 134.1.1 Налогового кодекса Украины; НК). Корректировать такой финрезультат не придется - НК не содержит различий для такой ситуации.
-
НДС
- Налоговый кредит по НДС по приобретенной воде признают на основании налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), независимо от направления использования такого товара (хозяйственная или нехозяйственная деятельность). Однако в такой ситуации будет угроза доначисления условных налоговых обязательств по НДС согласно пункту 198.5 НК. Ведь здесь уже имеет значение использование товаров в нехозяйственной деятельности.
-
Обеспечивать работников водой работодатели могут и по требованию законодательства. Так, безвозмездно следует предоставлять газированную соленую воду работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (ст. 7 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694). В такой ситуации связь с хоздеятельностью очевидна - работодатель выполняет требования законодательства, а без этого невозможно осуществлять и сам производственный процесс.
- Если же обеспечение питьевой водой - проявление доброй воли работодателя, то обосновать связь с хоздеятельностью, считаем, практически невозможно. Как выход из ситуации (для смелых бухгалтеров!) предлагаем прописать в коллективном договоре обязанность работодателя обеспечивать работников питьевой водой. Иначе придется, по нашему мнению, начислять условные налоговые обязательства по НДС.
-
Напомним, что плательщик НДС, который начал использовать товары в нехозяйственной деятельности, должен составить сводную налоговую накладную. Сделать это следует не позднее последнего дня отчетного периода, когда товары начинают использовать в нехозяйственной деятельности (пп. «г» п. 198.5 НК). Такую сводную налоговую накладную также регистрируют в ЕРНН.
- Базой налогообложения НДС таких условных начислений для приобретенных товаров является цена их приобретения (п. 189.1 НК).
-
НДФЛ
Вода, которую приобрел работодатель для потребления в офисе любым работником, не являются объектом обложения НДФЛ. Ведь облагаемое дополнительное благо возникает только в случае его получения конкретным плательщиком налога.
-
Военный сбор
- Объекты налогообложения НДФЛ и военного сбора идентичны, поэтому потребление воды за счет компании любыми физлицами не облагается и таким сбором (п. 16-1 подразд. 10 разд. ХХ НК).
- Рассмотрим изложенное на примере.
- ПРИМЕР. Учет приобретения воды для нужд офиса
-
Предприятие приобрело у одного поставщика диспенсер для использования работниками офиса (админперсонала) стоимостью 5300,00 грн (в т. ч. НДС — 883,33 грн) и бутыль питьевой воды на сумму 78,00 грн (в т. ч. НДС — 13,00 грн). Условия поставки — предоплата. -
Предприятие насчитало условные налоговые обязательства согласно пункту 198.5 ПК и составило для этого сводную налоговую накладную (см. Приложение).
-
- В соответствии с учетной политикой материальные внеоборотные активы стоимостью до 6000 грн есть малоценкой, которую амортизируют по методу 100% в первом месяце использования объекта.
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн |
|
Д-т |
К-т |
||
Перечислены денежные средства за диспенсер и питьевую воду |
3711 |
311 |
5378,00 |
Отражено право на получение налоговой накладной на сумму налогового кредита по НДС | 6442 | 6441 | 896,33 |
Начислена сумма налогового кредита по НДС согласно с зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной | 641 / НДС | 6442 | 896,33 |
Оприходованы диспенсер для воды по накладной | 153 | 631 | 4416,67 |
Начислена сумма налогового кредита по НДС | 6441 | 631 | 883,33 |
Произведен зачет задолженностей | 631 | 3711 | 5300,00 |
Передано диспенсер в эксплуатацию |
112 | 153 | 4416,67 |
Начислена амортизация диспенсера | 209 | 631 | 65,00 |
Оприходованы питьевую воду по накладной | 209 | 631 | 65,00 |
Начислена сумма налогового кредита по НДС | 6441 | 631 | 13,00 |
Произведен зачет задолженностей | 631 | 3711 | 78,00 |
Списано по акту списания питьевую воду, которую потребили административные работники | 92 | 209 | 65,00 |
Начислены налоговые обязательства на условную поставку | 949 | 641 / НДС |
896,33 |
Списаны расходы на финансовый результат |
791 791 |
92 949 |
4481,67 896,33 |
-
- Следовательно, работодатель может по собственному желанию обеспечивать питьевой водой работников. Расходы, связанные с этим, беспрепятственно воздействуют на объект налогообложения налогом на прибыль, а корректировать финансовый результат не нужно. Чтобы не начислять условных налоговых обязательств по НДС, предлагаем прописать обязанность работодателя обеспечивать питьевой водой работников в коллективном договоре. Удерживать НДФЛ и военный сбор не придется.