(0)
Покупаем воду в офис: налогово-отчетные последствия

Покупаем воду в офис: налогово-отчетные последствия

15 Сентября 2017




Предприятие приобрело питьевую воду для бесплатного потребления в офисе как посетителями, так и работниками. Как отразить такую ​​операцию в учете? Как облагается НДФЛ, ЕСВ, военным сбором и НДС такое потребление?

 
В бухучете вода является производственным запасом, который отражают в субсчете 209 «Прочие материалы». Использованную воду списывайте на расходные счета 91-94. Выбор конкретного счета зависит от того, работников каких подразделений обеспечили водой. Например, расходы на обеспечение водой админперсонала отражают на счете 92 «Административные расходы».

Если пустые бутыли возвращают поставщику - речь идет о возвратной таре. Учитывают такую ​​тару на внебалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении». Также предприятие - покупатель воды может отдельно оплачивать залоговую стоимость этих бутылей. Такую оплату отражайте проводкой: дебет субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами» с кредитом субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте». А по возвращении бутылей поставщику отражайте обратное проведение. Кроме того, предприятие, которое уплатило средства в качестве залога, учитывает эту сумму на внебалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения предоставленные».

Налог на прибыль

Признанные в бухучете расходы на приобретение воды для офисных работников влияют на расчет объекта налогообложения налогом на прибыль. Ведь такой объект определяют на основе «бухгалтерского» финансового результата (пп. 134.1.1 Налогового кодекса Украины; НК). Корректировать такой финрезультат не придется - НК не содержит различий для такой ситуации.

НДС

Налоговый кредит по НДС по приобретенной воде признают на основании налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), независимо от направления использования такого товара (хозяйственная или нехозяйственная деятельность). Однако в такой ситуации будет угроза доначисления условных налоговых обязательств по НДС согласно пункту 198.5 НК. Ведь здесь уже имеет значение использование товаров в нехозяйственной деятельности.

Обеспечивать работников водой работодатели могут и по требованию законодательства. Так, безвозмездно следует предоставлять газированную соленую воду работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (ст. 7 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694). В такой ситуации связь с хоздеятельностью очевидна - работодатель выполняет требования законодательства, а без этого невозможно осуществлять и сам производственный процесс.

Если же обеспечение питьевой водой - проявление доброй воли работодателя, то обосновать связь с хоздеятельностью, считаем, практически невозможно. Как выход из ситуации (для смелых бухгалтеров!) предлагаем прописать в коллективном договоре обязанность работодателя обеспечивать работников питьевой водой. Иначе придется, по нашему мнению, начислять условные налоговые обязательства по НДС.

Напомним, что плательщик НДС, который начал использовать товары в нехозяйственной деятельности, должен составить сводную налоговую накладную. Сделать это следует не позднее последнего дня отчетного периода, когда товары начинают использовать в нехозяйственной деятельности (пп. «г» п. 198.5 НК). Такую сводную налоговую накладную также регистрируют в ЕРНН.

Базой налогообложения НДС таких условных начислений для приобретенных товаров является цена их приобретения (п. 189.1 НК).

НДФЛ

Вода, которую приобрел работодатель для потребления в офисе любым работником, не являются объектом обложения НДФЛ. Ведь облагаемое дополнительное благо возникает только в случае его получения конкретным плательщиком налога.


Военный сбор

Объекты налогообложения НДФЛ и военного сбора идентичны, поэтому потребление воды за счет компании любыми физлицами не облагается и таким сбором (п. 16-1 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Рассмотрим изложенное на примере.

ПРИМЕР. Учет приобретения воды для нужд офиса

Предприятие приобрело у одного поставщика диспенсер для использования работниками офиса (админперсонала) стоимостью 5300,00 грн (в т. ч. НДС — 883,33 грн) и бутыль питьевой воды на сумму 78,00 грн (в т. ч. НДС — 13,00 грн). Условия поставки — предоплата.

Предприятие насчитало условные налоговые обязательства согласно пункту 198.5 ПК и составило для этого сводную налоговую накладную (см. Приложение).



В соответствии с учетной политикой материальные внеоборотные активы стоимостью до 6000 грн есть малоценкой, которую амортизируют по методу 100% в первом месяце использования объекта.

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Д-т

К-т

  Перечислены денежные средства за диспенсер и питьевую воду

3711

311

5378,00

  Отражено право на получение налоговой накладной на сумму налогового кредита по НДС 6442 6441 896,33
  Начислена сумма налогового кредита по НДС согласно с зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной 641 / НДС 6442 896,33
 Оприходованы диспенсер для воды по накладной 153 631 4416,67
 Начислена сумма налогового кредита по НДС 6441 631 883,33
 Произведен зачет задолженностей 631 3711 5300,00
Передано диспенсер в эксплуатацию 
112 153 4416,67
 Начислена амортизация диспенсера 209 631 65,00
 Оприходованы питьевую воду по накладной 209 631 65,00
 Начислена сумма налогового кредита по НДС 6441 631 13,00
 Произведен зачет задолженностей 631 3711 78,00
 Списано по акту списания питьевую воду, которую потребили административные работники 92 209 65,00
  Начислены налоговые обязательства на условную поставку 949 641 / НДС 896,33
  Списаны расходы на финансовый результат 791 791
  92 949
4481,67 896,33


Следовательно, работодатель может по собственному желанию обеспечивать питьевой водой работников. Расходы, связанные с этим, беспрепятственно воздействуют на объект налогообложения налогом на прибыль, а корректировать финансовый результат не нужно. Чтобы не начислять условных налоговых обязательств по НДС, предлагаем прописать обязанность работодателя обеспечивать питьевой водой работников в коллективном договоре. Удерживать НДФЛ и военный сбор не придется.