(0)
Изменения относительно РРО и КУРО

Изменения относительно РРО и КУРО

Задать вопрос
Хотите узнать подробнее? — Спросите нас! 
28 Августа 2016



29 июля 2016 вступило в силу постановление КМУ от 13 июля 2016 № 439, которым утвержден порядок контроля за достижением плательщиками единого налога второй и третьей групп - физическими лицами-предпринимателями объема дохода, требующего применения регистраторов расчетных операций.

Напомним, такой объем определен пунктом 296.10 статьи 296 Налогового кодекса Украины в размере более 1 млн.грн.

Порядок осуществления органами доходов и сборов контроля за достижением плательщиками единого налога ІІ и ІІІ групп (физлицами - предпринимателями) объема дохода, определенного п. 296.10 НКУ (далее - Порядок 439) определяет, необходимо ли плательщику применять РРО в своей деятельности, или нет, в  случае  превышения объема дохода в 1 млн. грн. (кроме случаев, предусмотренных в статье 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 № 265/95-ВР, которая определяет операции, при которых РРО не применяются независимо от объема полученного дохода).

Согласно Порядку 439 для определения предельного объема дохода учитываются совокупно все виды доходов, которые плательщик единого налога получил в течение календарного года от осуществления предпринимательской деятельности независимо от выбранных ее видов.

Следует отметить, что для контроля за достижением предельных объемов дохода органы фискальной службы могут:

• использовать имеющиеся у них информационные ресурсы;

• обращаться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении налоговой информации в порядке, определенном Постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245 (при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п.73.3 НКУ);

• проводить встречные сверки согласно п.73.5 НКУ в порядке, установленном Постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232;

• осуществлять документальные внеплановые (при наличии оснований, предусмотренных пп. 78.1.1-78.1.18 НКУ) и фактические (при наличии оснований согласно пп.80.2.1-80.2.7 НКУ) проверки, предусмотренные Налоговым кодексом Украины.

Обзор действующего законодательства в сфере применения РРО приведен в письме ГФСУ от 27.05.2016 г. №5585 / С / 99-99-22-07-03-14 «О рассмотрении обращения».

Мы же хотим обратить внимание наших читателей, что 26 июля 2016 вступил в силу еще один важный нормативный документ в сфере применения РРО - приказ Министерства финансов Украины от 14.06.2016 г. № 547 «Об утверждении порядков по регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» (приказ 547).

Приказом 547 утверждены новые:

• Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги);

• Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты;

• Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций;

• Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций.


Порядок регистрации и применения РРО для регистрации расчетных операций за товары (услуги)

Согласно новому Порядку регистрации и применения РРО, для регистрации РРО, кроме документов, подававшихся  ранее (регистрационное заявление, копия документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО, копия документа на право собственности или иного документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО, копия договора предприятия с центром сервисного обслуживания (ЦСО) на обслуживание и ремонт РРО) следует еще подавать копию паспорта (формуляра) РРО и копию паспорта модема (в случае применения внешнего модема).

Подавая регистрационное заявление в бумажном виде, необходимо одновременно предъявить фискалам и оригиналы соответствующих документов. Оригиналы документов, кроме регистрационного заявления, возвращаются субъекту хозяйствования, копии остаются в контролирующем органе.

При подаче регистрационного заявления в электронном виде оригиналы таких документов предъявляются контролирующему органу вместе со справкой ЦСО об опломбировании РРО и актом ввода в эксплуатацию.

Если справка ЦСО об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию не представлены в контролирующий орган в  течение 5-ти рабочих дней с даты выдачи или передачи контролирующим органом субъекту хозяйствования справки о резервировании фискального номера РРО по форме №2-РРО, такая справка о резервировании фискального номера считается недействительной, а фискальный номер аннулируется  датой резервирования.

Порядок регистрации и применения РРО предусматривает, что РРО для обособленных подразделений и хозяйственных единиц юридического лица регистрируются по местонахождению таких подразделений по коду ЕГРПОУ юридического лица.

Сроки рассмотрения документов ДФС о регистрации РРО, выдачи справки о резервировании фискального номера РРО, отказа от регистрации РРО, а также срок перевода субъектом хозяйствования РРО в фискальный режим работы не изменились.

Что касается перерегистрации РРО, то согласно новому порядку в случае внесения изменений о местонахождении, требующих переопломбирования РРО, кроме регистрационного заявления с отметкой «Перерегистрация» (с указанием соответствующей причины) и регистрационного удостоверения, следует подать в контролирующий орган еще справку об опломбировании РРО.

Кроме того, определен порядок перерегистрации РРО в случае перевода налогоплательщика на обслуживание в контролирующий орган по новому месту учета (п.4 подразделения 3 раздела II Порядка регистрации и применения РРО).

До 7 рабочих дней увеличен разрешенный срок использования расчетных книжек при осуществлении ремонта РРО или в случае временного отключения электроэнергии (ранее было - 72 часа). Также установлено, что в случае выявления неисправностей РРО или повреждения средств контроля субъект хозяйствования обязан сообщить об этом письменно или средствами электронной связи в произвольной форме:

• ЦСО - в течение рабочего дня такого обнаружения;

• налоговый орган по месту своей регистрации - в течение двух рабочих дней после дня обнаружения неисправностей или повреждения.

Новым порядком регистрации и применения РРО предусмотрено новую (дополнительную) причину для отмены регистрации РРО - а именно, судебное решение о признании недействительным договора аренды хозяйственной единицы. Субъект хозяйствования может сам подать заявление об отмене регистрации РРО по такой причине, или же такая отмена будет осуществлена принудительно по решению контролирующего органа по месту регистрации РРО.


Порядок регистрации и применения РРО, применяемых для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты

Порядок регистрации и применения РРО, применяемых для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, аналогичен порядку регистрации и применения РРО для регистрации расчетных операций за товары (услуги).


Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций

Новый порядок регистрации и ведения РК и КУРО содержит в приложениях новые формы Книги учета расчетных операций на РРО (Приложение 1 к Порядку) и Книги учета расчетных операций на хозяйственную единицу (Приложение 2 к Порядку). Новые формы книг приведены  в соответствие с действующим порядком определения базы налогообложения НДС, установленным п.188.1 НКУ, и действующей формой фискального чека: поскольку  с 01.01.2016 года в базу обложения НДС не включается розничный акцизный налог, то в новых формах книг для отображения акцизного налога предусмотрены отдельные графы (графы 7 и 9). 

Также появилась новая причина отмены регистрации КУРО - наличие судебного решения о признании недействительным договора аренды хозяйственной единицы.

Обратите внимание!

В связи с вступлением в силу приказа 547 возникают вопросы о возможности применения книг учета расчетных операций по старым формам. Подробные разъяснения по этому вопросу содержатся в письме фискальной службы Украины N 26665/7 / 99-99-08-01-03-17 от 05.08.2016 г.

В нем сообщается, что использование ранее зарегистрированных КУРО по старой форме является правомерным до наступления первого из событий:

• окончания КУРО;

• окончании срока службы или отмены соответствующего РРО;

• возникновения оснований для перерегистрации или отмены регистрации книги.

При этом перерегистрировать такие книги можно только в течение месяца после вступления в силу Приказа № 547 (до 26 августа 2016 г.). По истечении указанного срока в случае возникновения оснований для перерегистрации книг УРО, осуществляется регистрация второй или следующей книги УРО на РРО по новой форме.

В письме также даны рекомендации по осуществлению записей в старых книгах субъектами хозяйствования, деятельность которых связана с реализацией подакцизных товаров (в кассовых чеках которых обязательным реквизитом являются  данные об акцизном налоге). Согласно рекомендациям, записи в книге надо осуществлять следующим образом:

1) в названиях граф 6, 7 нужно дописать знак "/" и соответственно слова "по ставке акцизного налога", "сумма акцизного налога";

2) при наличии расчетных операций за товары подакцизной группы последовательно вносятся:

в графу 6 - суммы расчетов, облагаемых по ставке НДС, "/", суммы расчетов, облагаемых по ставке акцизного налога;

в графу 7 - сумма НДС, "/", сумма акцизного налога.

Чтобы избежать подобных неудобств, таким субъектам  рекомендуется регистрировать вторую и последующую КУРО по новой форме, тем более, что из-за изменения формы книги такая регистрация может быть осуществлена в любое время.

Что касается субъектов хозяйствования, деятельность которых не связана с реализацией подакцизных товаров, то они могут продолжать использовать ранее зарегистрированные КУРО без внесения в них каких-либо изменений, но только до возникновения указанных выше оснований для прекращения использования КУРО.


Порядок опломбирования РРО

Порядок опломбирования РРО в целом  не изменился. В качестве нового можно отметить новое определение персонализации РРО:  «персонализация РРО - процедура, во время которой на основании данных об индивидуальном налоговом номере плательщика налога на добавленную стоимость или налоговом номере (если предприятие не зарегистрировано  плательщиком налога на добавленную стоимость), фискального номера РРО, заводского номера РРО, идентификационного номера РРО или идентификационного номера модема (в случае применения внешнего модема) и идентификационного номера специализированного устройства, предназначенного для реализации функций защиты информации от модификации и просмотра, происходит идентификация РРО в системе учета данных РРО Государственной фискальной службы Украины (далее - ДФС) »(п.3 раздела I Порядка опломбирования регистраторов расчетных операций).

Также в Порядок опломбирования РРО добавлена норма о проведении персонализации РРО в случае присвоения ИНН или аннулирования регистрации НДС.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей.