(0)
Ответственность главного бухгалтера: общие положения

Ответственность главного бухгалтера: общие положения

10 Февраля 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.




Когда-то тихая, спокойная и даже скучная профессия бухгалтера превратилась в крайне рискованную профессиональную деятельность. Причем риск заключается в том, что все больше действий бухгалтера могут получить статус «правовой ошибки», правонарушения. В случае совершения правонарушения наступает ответственность.

Виды ответственности главного бухгалтера

Согласно ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются «принципы гражданско-правовой ответственности; действия, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них». Итак, исключительно законы Украины устанавливают юридическую ответственность – криминальную, административную ответственность главного бухгалтера. Гражданско-правовую ответственность не будем упоминать, поскольку она не связана с должностным положением лица, а дисциплинарную – поскольку на каждом предприятии она своя, специфическая, и привлечение к ней зависит от желания работодателя, а не законодателя.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Согласно ст. 11 УКУ «преступлением является предусмотренное этим Кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления». При этом согласно ст. 18 УКУ субъектом преступления «является физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого согласно этому Кодексу может наступать уголовная ответственность».

Субъектами преступления являются служебные лица, которыми относительно предприятия признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию… занимающие… на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняющие такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом».

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

(ст. 9 КУоАП)

Криминальная и административная ответственность наступают за нарушения в сфере публичных правоотношений. Следует напомнить, что публичные правоотношения – это общественные отношения, регулируемые нормами публичного права.

Публичные правоотношения возникают там, где речь идет о построении и функционировании государства и его институтов. Обязательным их субъектом (участником) является государство с его публичными государственными интересами, тогда как частные правоотношения государства не касаются, и оно вмешивается в них только тогда, когда это правоотношение нарушаются одной из сторон, а вторая просит государственные органы (например, суд) вернуть такие частные правоотношения назад в легитимное русло. Например, если по договору купли-продажи покупатель, получивший вещь, отказывается заплатить за нее обещанную им сумму, продавец может обратиться в суд и просить принудительно взыскать долг. Когда в такие отношения вмешивается суд как государственный орган, отношения получают признаки публичных.

Публичные же правоотношения наличествуют там, где государство следит за общественным порядком и нарушение этого порядка имеет следствием привлечение к ответственности, административной или криминальной. Если не учитывать сугубо теоретических отличий между этими видами ответственности, то следует отметить, что отличаются они друг от друга объемом причиненного нарушителем вреда публичным правоотношеням и строгостью ответственности. Это подтверждается и положением ч. 2 ст. 9 КУоАП.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой согласно закону уголовной ответственности.

(ч. 2 ст. 9 КУоАП)

То есть если правонарушение наличествует, но оно не настолько «серьезное», чтобы привлекать к уголовной ответственности, в таком случае наступает административная ответственность.

Главный бухгалтер – субъект административной и уголовной ответственности

Субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности, могут быть исключительно физические лица, хотя КУоАП прямого такого предостережения не содержит. Однако согласно ст. 12 КУоАП «административной ответственности подлежат лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста». Как видим, юридическое лицо здесь ни при чем.

Ст. 10 и ст. 11 КУоАП, объясняя такой квалификационный признак, как виновный характер административного правонарушения, делают это только относительно физических лиц, поскольку юридическое лицо осознавать не может. Так, «административное правонарушение признается совершенным преднамеренно, когда лицо, совершившее его, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предусматривало его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий», а совершенным по неосторожности – «когда лицо, совершившее его, предусматривало возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или не предусматривало возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предусмотреть».

«От имени» юридического лица отвечают в административном порядке должностные лица. На самом же деле должностные лица отвечают не от имени юридических лиц и не за них. Они отвечают сами за себя в случаях, когда они являются субъектами такой ответственности. Иными словами, они несут административную ответственность не за юридическое лицо, а за себя – потому что они являются должностными лицами юридического лица и совершили административное правонарушение именно как должностные лица и именно потому, что они являются должностными лицами.

Действующий КУоАП не содержит собственного определения термина «должностное лицо». Однако это определение можно найти в других законах и применить его по аналогии. Так, в ст. 2 Закона о госслужбе указано, что должность – это «определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий», а должностными лицами «считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций».

К должностным лицам, то есть лицам, осуществляющим управление деятельностью хозяйственного общества, ст. 89 ХКУ причисляет главу и членов исполнительного органа, главу ревизионной комиссии (ревизора), а в случае создания совета общества (наблюдательного совета) – главу и членов этого совета. А ст. 4 ТКУ к должностным лицам предприятий причисляет руководителей и других работников предприятий (резидентов и нерезидентов), «которые в силу постоянно или временно выполняемых ими трудовых (служебных) обязанностей отвечают за соблюдение требований, установленных этим Кодексом, законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, а также международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке».

В Уголовном кодексе УССР 1960 г. под должностными лицами подразумевались «лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняющие такие обязанности по специальному полномочию». Аналогичное, хотя и не дословное, определение содержится в приведенной выше ст. 18 УКУ. Однако в этом случае оно уже касается не должностных, а служебных лиц. Логичнее всего применять именно это определение, поскольку криминальная и административная ответственность являются очень близкими по своей правовой сути.

Основными признаками того, что лицо считается должностным, является выполнение им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или же выполнение функций по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

При этом в Постановлении № 5 указано, что «организационно-распорядительные обязанности – это обязанности по осуществлению руководства областью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.)». А «административно-хозяйственные обязанности – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, поставляющих, финансовых отделов и служб, заведующих составами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.». При этом для того, чтобы лицо считалось служебным (должностным), такие обязанности должны выполняться им как на постоянной основе, так и временно, на основании специального полномочия.

Как известно, главный бухгалтер – должность на предприятии, где есть бухгалтерия, поскольку иначе он был бы просто бухгалтером, а так главного следует выделить среди других бухгалтеров. Итак, главбух – это должностное лицо, возглавляющее на предприятии, в организации или учреждении бухгалтерию, организовывающее бухгалтерский учет и составляющее законченную бухгалтерскую отчетность. Таким образом, вполне логичным является утверждение о том, что главбух исполняет административно-хозяйственные обязанности, а следовательно – является служебным лицом в понимании УКУ и должностным – в понимании КУоАП.

Об административной и уголовной ответственности главного бухгалтера узнайте из материала «Ответственность главного бухгалтера: отдельные виды» (№ 6 за 2015 год).


Александр Ефимов,
к.ю.н., аудитор,
управляющий партнер,
АФ «Ефимов и Партнеры»


1. КУоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

2. УКУ – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

3. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. ТКУ – Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

5. Закон о госслужбе – Закон Украины "О государственной службе" от 16.12.1993 г. № 3723-XII.

6. Постановление № 5 – постановление Пленума Верховного Суда Украины "О судебной практике в делах о взяточничестве" от 26.04.2002 г. № 5.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

 

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН