(0)
Новости

Новости

30 Ноября 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Документооборот в розничной торговле в целом схож с оптовой торговлей, однако есть и некоторая специфика. Об этом и пойдет речь в статье.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Документы на приход товара

В розничной торговле товары приходуют на основании тех же документов, что и в оптовой. В частности, в случае доставки товара от поставщика в магазин автомобильным транспортом (что наиболее распространено на практике) оформляют товарно-транспортную накладную (ТТН).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы (раздел 1 Правил № 363).

Согласно п. 11.1 Правил № 363 ТТН является основным документом на перевозку грузов. Форма ТТН приведена в приложении 7 к Правилам № 363. На необходимость наличия ТТН неоднократно обращали внимание официальные органы (см. письма Министерства инфраструктуры Украины от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14, от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14, ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15, Главного управления ГФСУ в Винницкой области от 29.10.2015 г. № 625/Ш/02-32-17-01-17).

Единственным случаем, когда при автомобильных перевозках не нужно оформлять ТТН, является вариант перевозки грузов собственным автомобилем покупателя. Это происходит в ситуации, когда покупатель приобретает товар у поставщика на условиях EXW "Франко-завод". Тогда товар переходит в собственность покупателя на территории поставщика, и покупатель его уже перевозит собственным транспортом.

Водитель в данной ситуации обязан иметь при себе документы, указанные в п. 2 Перечня № 207, в число которых ТТН не входит. То, что в таком случае оформлять ТТН необязательно, подтвердило и Мининфраструктуры Украины в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

Расходная накладная при наличии ТТН нужна только в том случае, когда в ТТН нет возможности перечислить все наименования груза. Тогда к ТТН заказчик прилагает документ произвольной формы с обязательным указанием сведений о грузе (графы 1 – 10 ТТН). При этом в ТТН указывается, что к ней прилагается  как товарный раздел документ, без которого ТТН считается недействительной и не может использоваться для расчетов с заказчиком (п. 11.7 Правил № 363). В качестве такого дополнения можно использовать и расходную накладную.

Если же ТТН не оформляется (в частности, при доставке товара на условиях EXW), то для перевозки и оприходования товара необходимо составить расходную накладную.

!
В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации (приведены в Перечне № 28), должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (п. 18 Порядка № 833).

За реализацию продукции, если в документах, по которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия, налагают штраф в размере 50 % стоимости полученной для реализации партии товара (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).

В ситуации, когда товары поступают на склад, материально ответственное лицо может также выписать приходный ордер формы № М-4, утвержденный приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. № 193, или акт приема. Об этом сказано в п. 2.1 Методрекомендаций № 157.

Там же говорится, что согласно установленному графику документооборота материально ответственные лица должны сдавать в бухгалтерию товарные отчеты, к которым прилагают все приходные и расходные документы. Форма товарного отчета приведена в приложении 6 к Методрекомендациям  № 157. Его приходная часть заполняется на основании приходных документов, а расходная – на основании Z-отчетов, расчетных квитанций и возвратных накладных.

Товарный отчет составляют в двух экземплярах: первый экземпляр с документами, которые прилагаются к нему, сдают в бухгалтерию; второй остается у материально ответственного лица. Оба экземпляра подписывает материально ответственное лицо.

Ценники на товар

Порядок заполнения ценников на товар регламентируется Инструкцией № 2, п. 5 которой предусматривает, что цены должны фиксироваться в реестре розничных цен. В нем указывают:  название товара, артикул, марку, тип, оптовую отпускную цену (цену поставщика) со ссылкой на документ, ее подтверждающий, размер торговой наценки, установленную розничную цену.

Цены продажи с целью информирования покупателей по Инструкции № 2 могут быть указаны в розничной торговле на:

• ярлыках цен (ценниках), приведенных на образцах товаров;

• указателях цен: по всей видимости, это аналог прейскуранта;

• товарных ярлыках;

• этикетках предприятий-производителей;

• упаковке, в которой продается товар;

• непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не повреждает его товарный вид и не снижает качество товара.

Если предприятие принимает решение об указании цен на ценниках или указателях цен, то в них обязательно должна быть указана такая информация (п. 7 Инструкции № 2):

Таблица

№ п/п

Вид товара

Информация на ценнике или указателе цен

Непродовольственные товары

1

Товары с ценами, установленными в зависимости от сортности

Название товара, сорт, цена за единицу или единицу расфасовки

2

Товары с ценами, не зависящими от сортности

Название товара, цена за единицу

3

Мелкие, штучные товары

Название товара, вес или объем, цена за штуку или единицу упаковки

Продовольственные товары

4

Весовые товары

Название товара, сорт, цена за 1 кг или 100 г

5

Товары или напитки, продаваемые на разлив

Название товара или напитка, сорт, цена за единицу объема или веса

6

Штучные товары или напитки в бутылках

Название товара или напитка, сорт, вес или объем, цена за штуку

7

Фасованные товары

Название товара, сорт, цена за 1 кг или 100 г, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки


При этом ценники и указатели цен обязательно должны быть подписаны работником, ответственным за формирование и установление цены, а также заверены печатью или штампом субъекта хозяйствования с проставлением даты подписания (п. 9 Инструкции № 2).

Исключение составляют предприятия, применяющие технологию идентификации товара по штриховым кодам с хранением цен в памяти регистратора расчетных операций  (РРО) или компьютерной системы. В таком случае заверять ценники подписью с датой и печатью (штампом) не обязательно (п. 9 Инструкции № 2). Однако при этом следует иметь в торговых залах прейскурант цен, заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера с проставлением даты подписания.

К остальным способам обозначения цены особые требования не предъявляются, поэтому субъекты хозяйствования имеют право указывать на этикетках, товарных ярлыках и упаковке любую информацию, которая информирует покупателя о цене на товар, в том числе и одну только цену.

Отсутствуют специальные требования и к оформлению таких документов, поэтому ими могут выступать и ярлыки – "липучки", надпись на товаре, сделанная фломастером или ручкой, но только не карандашом.

В особом порядке цены обозначаются при уценке товаров, в том числе при частичной утрате их качеств (п. 11 Инструкции № 2), а также при продаже комиссионных товаров (см. Правила № 37).

Среди прочих нюансов оформления ценников следует отметить то, что цены должны быть указаны с учетом НДС и прочих косвенных налогов (п. 3 ст. 15 Закона № 1023). Однако отдельного выделения суммы НДС в ценниках не требуется (см. письмо Минэкономики от 17.01.2001 г. № 55-38/15).

Документы на выбытие товара

Документальное оформление операций выбытия товаров зависит, прежде всего, от формы расчетов за проданный товар.

Большинство субъектов хозяйствования при наличной форме оплаты обязаны применять РРО.

Кроме того, в соответствии с п. 14.19 Закона № 2346 субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств (ЭПС) расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэлементная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

ЭПС – платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод (пп. 1.14 Закона № 2346). У нас это, в основном, банковские платежные карточки.

Платежное устройство – это техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т. п.), которое дает возможность пользователю осуществить операции по инициированию перевода средств, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям этого устройства (п. 1.322 Закона № 2346). Преимущественно на практике эти функции выполняют платежные терминалы.

Обязанность субъектов хозяйствования обеспечить возможность использования ЭПС во время осуществления расчетов за проданные товары (оказанные услуги) в соответствии с законодательством следует также из п. 2 ст. 17 Закона № 1023 и п. 21 Порядка № 833. Случаи, когда использовать платежные терминалы необязательно, приведены в п. 2 Постановления № 878.

Таким образом, субъекты хозяйствования обязаны в определенных законодательством случаях использовать РРО и установить платежные терминалы для приема банковских платежных карточек. Заметим, что при использовании ЭПС расчетная операция тоже должна проводиться через РРО, на что обращают внимание и контролеры (см., к примеру, письмо Главного управления ГФСУ в Киевской области от 18.09.2015 г. № 2505/10/10-36-22-05-16).

В таких случаях расчетным документом являются фискальный чек РРО и квитанция (слип) платежного терминала. Перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в чеке РРО, приведен в Положении № 614. Обязательные реквизиты документа по операциям с использованием ЭПС указаны в п. 7 разд. VII Положения № 705.

Если субъект хозяйствования осуществляет розничную продажу подакцизных товаров, то акцизный налог должен отражаться в расчетном документе (фискальном чеке) как отдельная налоговая группа (см. по этому поводу письма ГФСУ от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14, № 1848/6/99-99-22-07-03-15).

Субъекты, указанные в ст. 9 Закона № 265/95, имеют право не применять при расчетах с покупателями РРО, но обязаны выдавать покупателям расчетный документ (п. 11 ст. 8 Закона № 1023, п. 22 Порядка № 833). Конкретной формы такого документа нет, обычно для этих целей используют товарный чек. При проведении расчетов с покупателями через кассу с оформлением приходных кассовых ордеров выдают квитанцию к такому ордеру (см. Положение № 637).

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 48 за 2015 год):
  • "Учет в розничной торговле: основные моменты";
  • "Учет в розничной торговле: продажа товара в рассрочку";
  • "Учет в розничной торговле: особенности применения метода идентифицированной себестоимости и метода цены продажи".




Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. Закон № 1023 – Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

2. Закон № 2346 – Закон Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" от 05.04.2001 г. № 2346-III.

3. Закон № 265/95 – Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

4. Постановление № 878 – постановление КМУ от 29.09.2010 г. № 878 "Об осуществлении расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием специальных платежных средств".

5. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

6. Положение № 614 – Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

7. Положение № 705 – Положение о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществлении операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 05.11.2014 г. № 705.

8. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

9. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

10. Правила № 37 – Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономических связей Украины от 13.03.95 г. № 37.

11. Инструкция № 2 – Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2.

12. Методрекомендации № 157 – Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.06.2003 г. № 157.

13. Перечень № 207 – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем соединении (приложение к постановлению КМУ от 25.02.2009 г. № 207).

14. Перечень № 28 – Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН