(0)
НДФЛ: порядок перерасчета за 2015 год

НДФЛ: порядок перерасчета за 2015 год

27 Декабря 2015
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В конце каждого календарного года бухгалтеры должны осуществлять перерасчет суммы доходов, начисленных налогоплательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы (далее – НСЛ). Об этом и поговорим в статье.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Напомним, что НКУ предусмотрено несколько случаев, когда может или должен осуществляться перерасчет.

Так, в соответствии с пп. 169.4.2 НКУ работодатель налогоплательщика обязан осуществить, в том числе по месту применения НСЛ, с учетом положений абз. второго п. 167.1 НКУ, перерасчет суммы доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной НСЛ:

• по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;

• во время проведения расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению налогоплательщика или в случаях, определенных пп. 169.2.3 НКУ;

• при проведении окончательного расчета с налогоплательщиком, прекращающим трудовые отношения с таким работодателем.

! Кроме того, работодатель и/или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения независимо от того, имеет ли налогоплательщик право на применение НСЛ (пп. 169.4.3 НКУ).

Перерасчет НСЛ производится с целью обеспечения выполнения нормы НКУ относительно ограничения размера заработной платы отчетного налогового месяца, который дает право налогоплательщику на применение НСЛ, и проверки правильности начисления НДФЛ за каждый отдельный налоговый период (месяц).

НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (прочие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 грн. (в 2015 г. – 1710,00 грн.) (пп. 169.4.1 НКУ).

Если база налогообложения, определенная с учетом норм п. 164.6 НКУ, относительно доходов, указанных в абз. первом п. 167.1 НКУ (в частности, относительно заработной платы и вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг)), которые уменьшены на сумму  ЕСВ, в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применяется ставка 20 %.

Таким образом, перерасчет состоит в уточнении размеров выплачиваемых в течение года месячных доходов с учетом сумм, начисленных непосредственно за соответствующие отчетные месяцы (отпускные, больничные и т. п.). Уточненные месячные налогооблагаемые доходы рассчитываются каждый отдельно как объекты налогообложения.

Алгоритм проведения перерасчета

Алгоритм проведения перерасчета сумм доходов и предоставленных физическому лицу НСЛ составляется с учетом положений подпунктов 169.4.1, 169.4.2, 169.4.4 НКУ и абз. третьего п. 167.1 НКУ.

Алгоритм перерасчета сумм доходов, начисленных физическому лицу в виде заработной платы, а также сумм предоставленной НСЛ следующий:

• определяется сумма начисленного дохода за каждый месяц отчетного года с учетом периодов, за которые проведено начисление сумм доходов, и требований абз. третьего пп. 169.4.1 НКУ:

– если размер месячного налогооблагаемого дохода не превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового года, проводится перерасчет НДФЛ с применением ставки 15 %;

– если размер месячного налогооблагаемого дохода превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового года, то проводится перерасчет налога с применением ставок 15 и 20 %;

• рассчитанная по каждому месяцу сумма налогооблагаемого дохода сравнивается с:

– предельной суммой дохода, которая дает право налогоплательщику на применение НСЛ;

– суммой дохода, которая определяется для налогообложения по ставке 15 и/или 20 %;

• производится конечное налогообложение месячных налогооблагаемых доходов и определяется сумма НДФЛ по каждому месяцу отдельно и за год в целом, которая сравнивается с суммой НДФЛ, фактически удержанной в течение года из выплаченных доходов, относительно которых производился перерасчет.

Дополнительно об алгоритме проведения перерасчета см. вопрос-ответ из раздела 103.08.04 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР").

Результаты проведения перерасчета

В случае превышения годовой расчетной суммы налога над фактически удержанным налогом за год определяется сумма недоплаты.

Такая сумма недоплаты взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода – за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев, до полного погашения суммы такой недоплаты.

Если вследствие проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, прекращающим трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, превышающая сумму налогооблагаемого дохода налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается налогоплательщиком в состав налогового обязательства по результатам отчетного налогового года и уплачивается самим плательщиком.

Рассмотрим на примерах, как осуществляется перерасчет НДФЛ в разрезе одного (декабрь 2015 г.) месяца.

Условие:

Работнику предприятия в декабре 2015 г. начислена заработная плата в размере 15000,00 грн. Ставка ЕСВ в виде удержаний из заработной платы составляет 3,6 % (условно).

Решение:

Определяем сумму ЕСВ, удерживаемую из начисленной заработной платы:

15000,00 грн. х 3,6 % = 540,00 грн.

Удерживаем военный сбор:

15000,00 х 1,5 % = 225,00 грн.

Определяем базу обложения НДФЛ (начисленную заработную плату, уменьшенную на сумму ЕСВ):

15000,00 грн. – 540,00 грн. = 14460,00 грн.

Поскольку база налогообложения превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы (14460,00 грн. > 12180,00 грн.), превышение облагается по ставке 20 %.

База налогообложения, к которой применяется ставка НДФЛ 20 %, составляет:

15000,00 грн. – 540,00 грн. – 12180,00 грн. = 2280,00 грн.

Определяем сумму НДФЛ:

• по ставке 15 % облагается доход 12180,00 грн., из которого НДФЛ составляет:

12180,00 грн. х 15 % = 1827,00 грн.;

• по ставке 20 % облагается доход 2280,00 грн., из которого НДФЛ составляет:

2280,00 грн. х 20 % = 456,00 грн.

Таким образом, исходя из расчета, общая сумма НДФЛ, подлежащая удержанию работодателем из заработной платы работника, составляет 1827,00 грн. + 456,00 грн. = 2283,00 грн.

Условие:

Начисленная заработная плата в декабре 2015 г. работнику предприятия составляет 28000,00 грн., ставка ЕСВ – 3,6 % (условно). Максимальный размер заработной платы, с которой уплачивается ЕСВ, с 01.09.2015 г. – 31.12.2015 г. составляет 23426,00 грн. (1378,00 грн. х 17).

Решение:

Определяем сумму ЕСВ с начисленной заработной платы с учетом максимального размера базы для его начисления:

23426,00 грн. х 3,6 % = 843,34 грн.

Удерживаем военный сбор:

28000,00 х 1,5 % = 420,00 грн.

Определяем базу обложения НДФЛ (начисленная заработная плата уменьшена на сумму ЕСВ):

28000,00 грн. – 843,34 грн. = 27156,66 грн.

Поскольку база налогообложения превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы (27156,66 грн. > 12180,00 грн.), превышение облагается по ставке 20 %.

База налогообложения, к которой применяется ставка НДФЛ 20 %, составляет:

28000,00 грн. – 843,34 грн. – 12180,00 грн. = 14976,66 грн.

Определяем сумму НДФЛ:

• по ставке 15 % облагается доход 12180,00 грн., из которого НДФЛ составляет:

12180,00 грн. х 15 % = 1827,00 грн.;

• по ставке 20 % облагается доход 14976,66 грн., из которого НДФЛ составляет:

14976,66 грн. х 20 % = 2995,33 грн.

Таким образом, исходя из расчета, общая сумма НДФЛ, подлежащая удержанию работодателем из заработной платы работника, составляет 1827,00 грн. + 2995,33 грн. = 4822,33 грн.

Условие:

В декабре 2015 г. работнику предприятия одновременно начислена заработная плата в размере 11000,00 грн. и вознаграждение за выполнение работ по гражданско-правовому договору – 4000,00 грн. Ставка ЕСВ с заработной платы составляет 3,6 % (условно), с вознаграждения – 2,6 %.

Решение:

Определяем сумму ЕСВ, удерживаемую из начисленной заработной платы:

11000,00 грн. х 3,6 % = 396,00 грн.

Удерживаем военный сбор:

11000,00 х 1,5 % = 165,00 грн.

Определяем сумму ЕСВ, удерживаемую из начисленного вознаграждения по гражданско-правовому договору:

4000,00 грн. х 2,6 % = 104,00 грн.

Общий доход работника в декабре месяце составляет:

• 11000,00 грн. (заработная плата) + 4000,00 грн. (вознаграждение) = 15000,00 грн.

База налогообложения, к которой применяется ставка НДФЛ 20 %, составляет:

15000,00 грн. – 396,00 грн. – 104,00 грн. – 12180,00 грн. = 2320,00 грн.

Определяем сумму НДФЛ:

• по ставке 15 % облагается доход 12180,00 грн., из которого НДФЛ составляет:

12180,00 грн. х 15 % = 1827,00 грн.;

• по ставке 20 % облагается доход 2320,00 грн., из которого НДФЛ составляет:

2320,00 грн. х 20 % = 464,00 грн.

Таким образом, общая сумма НДФЛ, подлежащая удержанию налоговым агентом из месячного дохода налогоплательщика, составляет 1827,00 грн. + 464,00 грн. = 2291,00 грн.


Ответственность за непроведение перерасчета

Сразу отметим, что прямой нормы относительно ответственности за непроведение перерасчета по НДФЛ НКУ не предусмотрено.

В то же время в случае непроведения перерасчета сумм доходов, начисленных налогоплательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной ему НСЛ налоговые агенты могут быть привлечены к ответственности, если в результате перерасчета возникает недоплата НДФЛ, а налоговый агент не взимает ее с налогооблагаемого дохода налогоплательщика – применяется штраф, установленный ст. 127 НКУ.

Согласно п. 127.1 НКУ неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или в ходе выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные абз. первым п. 127.1 НКУ, совершенные в течение 1095 дней в третий и более раз, влекут за собой наложение штрафа в размере 75 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Кроме того, предусмотрена также административная ответственность. Так, согласно ст. 1634 КУоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан – субъектов предпринимательской деятельности в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34,00 до 51,00 грн.).

Действия, предусмотренные частью первой ст. 1634 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан – субъектов предпринимательской деятельности в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51,00 до 85,00 грн.).




Ирина Петрусенко,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН  




1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. КУоАП
– Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.





Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН