(0)
Новости

Новости

25 Апреля 2016
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Проверка контролируемых операций (далее – ТЦО-проверка) – такая же проверка налоговиков, как и все прочие. Но есть нюансы... В данной статье рассмотрим, чем ТЦО-проверки отличаются от остальных. Какие существуют особенности, присущие только данному виду проверок, и какие общие требования (ведь шаблон одинаковый). 

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Основания для проверки

ТЦО-проверки описываются в пп. 39.5.2 НКУ. Первое, с чего начинается данный подпункт, – основания для проведения проверки. Их всего три:

а) отправка уведомления контролирующим органом (в соответствии с пп. 39.5.1.2 НКУ). Такое уведомление отправляется в том случае, когда налоговики выявили факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций (далее – КО), отчет о которых не предоставлен. Как могут выявить? Например, путем сравнения таможенной базы и базы с отчетами по КО. Если по таможне высвечиваются "лишние ГТД", не показанные в отчете, – нужно ждать уведомления. И в данном случае можно советовать предприятиям максимально дотошно отнестись к составлению отчета о КО. Так, иногда предприятия не включают в него данные по поставке "бесплатной, рекламной" продукции. Но ведь эта ГТД есть в базе таможни. Т. е. "вытянуть" операцию с рекламой (имеем такие себе "розбижности", с которыми ГФСУ наловчилась работать) – это, как говорится, дело техники (а точнее правильно настроенного программного обеспечения). А дальше налогоплательщик может ждать уведомления и проверки;

б) выявление по результатам мониторинга контролируемых операций (КО) несоответствия условий КО принципу "вытянутой руки". Здесь тоже можно выйти на "несоответствия" по-разному. Например, при подаче отчета о контролируемых операциях начиная с 2015 года предприятия (использующие методы рентабельности) проставляют в графах 21 - 23 отчета данные по выбранному методу, выбранной рентабельности и числовое значение своего показателя рентабельности. Несложно поставить в ПО специальный фильтр, который вытащит уровни рентабельности у похожих предприятий (выполняющих одинаковые работы, торгующих одинаковым товаром и т. д.). Ранжируем выборку, отбираем предприятия с самыми маленькими рентабельностями – и вперед на проверку (есть основания считать, что данные предприятия, их КО не соответствуют правилу "вытянутой руки");

в) непредставление налогоплательщиком (или представление с нарушениями требований п. 39.4 НКУ) отчета о КО или документации по трансфертному ценообразованию. Отчет нужно представлять. Это аксиома. Мало того, что за его непредставление установлены драконовские штрафы, так еще и под проверку можно попасть, что называется, на ровном месте. Обращаем внимание также на то, что основанием для проверки может быть не только непредставление отчета, но и "представление с нарушениями". Например, подача отчета в бумажном виде (а не в электронном).

bulb.png





По ТЦО уже появилась (очень небольшая, правда) судебная практика. В основном суды рассматривают вопросы, связанные с подачей отчета. Это может быть сам факт подачи, сроки подачи и т. п.

Одно из судебных решений (постановление Полтавского окружного административного суда от 11 февраля 2015 года по делу № 816/87/15-а) – отказ в иске налогоплательщика в ГНИ. Суть спора: у налогоплательщика сразу не получилось отправить отчет о КО в электронном виде. Предприятие отправило отчет в бумажном виде (и прекратило попытки пробиться через "электронный барьер"). Налоговики оштрафовали за неподачу отчета. Суд согласился с мнением налоговиков и отказал налогоплательщику в удовлетворении иска.

Предоставление документации

Перед проверкой налоговики запрашивают у предприятия документацию (см. пп. 39.4.4 - 39.4.9 НКУ). Получив запрос, налогоплательщик обязан предоставить в ГНИ документацию в течение 30 дней. Если контролирующий орган посчитает, что объем документации – недостаточный, последует второй запрос (на который также нужно ответить в течение 30 дней, устранив "дыры" в ранее предоставленной документации). За неподачу документации установлены большие штрафы, поэтому подать ее необходимо.

cannon_bullet.png




Штрафы, связанные с ТЦО, описаны в п. 120.3 НКУ. Они составляют:

- 300 размеров минимальной заработной платы (МЗП) за непредоставление/несвоевременное представление отчета о КО;

- 1 % суммы незадекларированных в предоставленном отчете контролируемых операций (но не более 300 МЗП);

- 3 % суммы КО, по которым не предоставлена документация (но не более 200 МЗП).

Изучив документацию, налоговики могут согласиться с расчетами налогоплательщика или не согласиться. В случае несогласия – придет проверка.

Нюансы ТЦО-проверок

В принципе, ТЦО-проверки проходят почти так же, как обычная документальная внеплановая проверка. Должен быть приказ на проведение проверки, уведомление и т. д. По результатам проверки составляется акт (если есть доначисления) или выписывается справка (если доначислений нет). Форма акта/справки установлена приказом Минфина от 21.10.2015 г. № 912.

Но у ТЦО-проверок есть и существенные отличия (по сравнению с обычными проверками). Так, длительность ТЦО-проверки (пп. 39.5.2.8 НКУ) может составлять 18 месяцев. Плюс 12 месяцев (на которые проверка может быть продлена в случае, если необходимо получить данные от налоговых органов других стран или нужно провести экспертизу и т.п.)

Следующие отличия – это сроки, когда операции могут быть проверены. Для обычных операций существует 1095-дневный срок, когда возможна проверка/доначисление финансовых санкций НКУ. Для ТЦО этот срок составляет 2555 дней. Так, например, операция совершена 01.01.2015 г., срок подачи отчета о КО – 01.05.2016 г. Проверять эту операцию могут в течение 7 последующих лет, т. е. до 1 мая 2023 г. (это нужно взять на заметку и откорректировать условия/сроки архивного хранения документов на предприятии).

Изменение метода налоговиками

Подпунктом 39.5.2.11 НКУ определено, что если налогоплательщик использовал наиболее целесообразный метод установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" согласно критериям, описанным в п. 39.3 НКУ, то этот же метод используется налоговиками при проверке. Если контролирующий орган докажет, что применяемый налогоплательщиком метод подходит "не идеально", налоговики имеют право применить другие методы для установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

! Налоговики имеют право изменить метод, использованный налогоплательщиком при расчете цены контролируемой операции, соответствующей принципу "вытянутой руки", если посчитают, что этот другой метод позволяет более обоснованно провести расчеты ТЦО-цены.

Например, на 01.01.2016 г. было проведено (и полностью закончено) три ТЦО-проверки. В ближайшее время, вероятно, нужно ожидать резкий рост числа таких проверок – планируется создание ТЦО-подразделений в каждой областной ГНИ (а не только на Львовской площади).

По результатам уже проведенных проверок (все они закончились доначислениями) можно сказать следующее:

1) налоговики все же меняют методы. Так, по результатам одной из завершенных проверок: налогоплательщик применил метод чистой прибыли и налоговики изменили его на метод сравнительной неконтролируемой цены (СНЦ). По результатам второй проверки – налоговики также поменяли метод (с метода "затраты плюс" на метод СНЦ);

2) налоговики тщательно рассматривают диапазоны. В частности, в третьей проверке они использовали базу RUSLANA, которая дает достаточно широкий диапазон (в данной проверке, скорее всего, была изменена выборка налогоплательщика). Результатом данной проверки стало значительное (почти 32 млн. грн.) "снятие" убытков предприятия (т. е. проверкой выявлено завышение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль предприятий).

Обжалование акта ТЦО-проверки и налогового уведомления-решения

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он может подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акта (для обычной проверки этот срок – 5 дней). При этом налогоплательщик может подать документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Если на этапе подачи возражений не удалось избежать разногласия, налоговики выписывают НУР (налоговое уведомление-решение), которое может быть оспорено налогоплательщиком в обычном порядке:

- сперва жалобы внутри структуры ГФСУ;

- потом иск в административный суд (впрочем, как обычно, иск в админсуд может быть подан и без прохождения процесса обжалования внутри структуры ГНИ – тактику защиты определяет сам налогоплательщик совместно с юристами, защищающими его).

И в завершение, маленький штришок к теме особых ТЦО-проверок.

bulb.png






Зная "креативность" наших проверяющих налоговиков на местах, автор статьи абсолютно не была удивлена, когда столкнулась с интересной судебной практикой. Обжаловались НУРы / акты налоговой, которые делали ТЦО-доначисления на обычной проверке (плановой и даже внеплановой: всего за 15 дней – вместо 18 месяцев специальной ТЦО-проверки!). Очевидно, чтобы два раза не ходить...

К чести наших судов, все иски налогоплательщиков, обжалующих незаконные доначисления, были удовлетворены (см., например, решения ВАСУ от 01.12.2015 г. по делу № К/800/4096/15, от 24.11.2015 г. по делу № К/800/60899/14, от 25.11.2015 по делу № К/800/26128/15 и решение Киевского апелляционного административного суда от 05.11.2015 г. по делу № 810/2387/15).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН:
  • "Документация по ТЦО: как правильно подготовить?" (№ 16 за 2016 год);
  • "Новый отчет по ТЦО: проблемные моменты и практические рекомендации по заполнению"  (№ 16 за 2016 год);
  • "Контролируемые операции: кого это касается?" (№ 16 за 2016 год);
  • "Цены и рентабельность. Особенности расчета диапазонов"(№ 16 за 2016 год);
  • "Источники информации для трансфертного ценообразования"(№ 16 за 2016 год);
  • "Методы ТЦО"  (№ 17 за 2016 год).





  Елена Жукова,
аудитор, налоговый адвокат, директор АФ "Сайвена-Аудит"



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Приказ № 912
– приказ Минфина "Об утверждении формы акта (справки) о результатах проверки налогоплательщика по вопросам полноты начисления и оплаты налогов во время осуществления контролируемой(ых) операции(й) и Требований по его (ее) составлению" от 21.10.2015 г. № 912 .








Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН