|
|
Первые шаги на пути к деофшоризации
Ошибочным является утверждение о том, что процесс деофшоризации в Украине начался только после подписания Президентом Украины Указа № 180/2016. Первые шаги в борьбе с агрессивным налоговым планированием были осуществлены в 2013 году с введением института трансфертного ценообразования (ТЦО) путем принятия Закона № 408-VII с учетом рекомендаций ОЭСР. В НКУ появилось понятие контролируемых операций, которыми считаются:– операции по купле-продаже товаров, работ, услуг со связанными лицами – нерезидентами;
– ВЭД-операции через комиссионеров;
– операции с контрагентом-нерезидентом из Перечня № 977.
! |
Операции, подпадающие под вышеуказанные критерии, для признания их контролируемыми должны одновременно соответствовать следующим условиям: – годовой доход налогоплательщика превышает 50 млн. грн. в год (с вычетом косвенных налогов) за налоговый (отчетный) период; – размер операций налогоплательщика с каждым контрагентом превышает 5 млн. гривен (с вычетом косвенных налогов) за налоговый (отчетный) период (ст. 39 НКУ). |
Законом № 1701 были внесены требования по подаче государственному регистратору при регистрации юридического лица информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица, а также информации о конечном собственнике учредителя, если учредитель является юридическим лицом. На практике мало кто предоставляет такую информацию, хотя санкция статьи 16611 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Правило тонкой капитализации, указанное в п. 140.2 НКУ предусматривает, что налогоплательщик, у которого сумма налоговых обязательств перед связанными лицами – нерезидентами превышает сумму капитала более чем в 3,5 раза, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам над 50 процентами суммы финансового результата до налогообложения.
Еще одним шагом на пути к деофшоризации стало правило по отнесению расходов по операциям с нерезидентами из Перечня № 977-р на затраты в размере не более 70 %. Таким образом, в случае покупки товаров (услуг) у офшорной компании (например, Белиз) на сумму 1 млн. грн. на затраты может быть отнесено лишь 70 %, т. е. 700 тыс. грн.
Новый этап деофшоризации в Украине
Предварительно, в соответствии с Указом № 180/2016, изменения коснутся "усовершенствования процедур контроля за ТЦО и выведением доходов за границу, введения правил относительно контролируемых иностранных компаний, противодействия агрессивному налоговому планированию, а также вопросов либерализации валютного законодательства Украины".До официального объявления о деофшоризации в Верховную Раду Украины были поданы проекты Законов № 4380 и № 4381, которыми предусматривается введение следующего.
Политически значимое лицо в соответствии с предлагаемыми изменениями должно задекларировать свою собственность в офшоре и уплатить государственную пошлину в размере от 20 % в зависимости от базы налогообложения.
|
При оформлении договора о приватизации базой налогообложения является стоимость объекта приватизации, поэтому государственная пошлина будет составлять 100 % от объекта налогообложения. |
Вводятся понятия анонимной компании, анонимного лица, а также анонимного счета и банка с офшорным статусом.
Как известно, институт траста в Украине отсутствует. Проект Закона № 4380 предлагает дефиницию, в соответствии с которой трастом будет являться система правоотношений, оформленных договором, по которому учредитель траста передает свои активы в полное или ограниченное управление (распоряжение), которое будет осуществляться от имени траста или от собственного имени, но в интересах учредителя траста либо в интересах бенефициара.
Налоговый суверенитет страны планируется определить как "совокупность исключительных прав страны на введение, изменение и отмену национальных налогов и льгот в собственных налоговых юрисдикциях, прав на решение любых налоговых споров, установления юридической ответственности за нарушение норм налогового законодательства и других прав на администрирование налогов, которые следуют из содержания общего политического суверенитета". Предполагается, что страны могут быть отнесены к трем категориям: страны с полным налоговым суверенитетом, с ограниченным, а также страны, не наделенные налоговым суверенитетом. Отнесение к определенной категории зависит от уровня владения суверенными правами.
К странам с ограниченным суверенитетом планируют отнести страну, в пределах которой созданы офшорные зоны, на которые страна не распространяет свой суверенитет. Например, с принятием изменений в действующее законодательство страной с ограниченным суверенитетом будет считаться Великобритания, ввиду подчиненности Британских Виргинских островов, внесенных в действующий Перечень офшорных зон, а также США из-за подчиненности Американских Виргинских Островов, также содержащихся в Перечне офшорных зон.
Соответственно страной без налогового суверенитета признается страна, которая либо передает свои суверенные права в пользу любой другой страны / международной организации / любому субъекту негосударственной собственности другой страны / субъекту права частной собственности, либо не является членом ООН.
|
Украина наделяется полным налоговым суверенитетом, который является неотъемлемой частью общего (политического) суверенитета. |
Офшорные налоговые юрисдикции разделят на офшорные страны и офшорные зоны.
Обмен и раскрытие налоговой информации не будет осуществляться со странами, которые не имеют налогового суверенитета в понимании проекта Закона № 4380. Однако это не лишает права центральный орган исполнительной власти заключить межведомственный договор об обмене налоговой информацией с уполномоченным органом офшорной зоны.
Компания, инкорпорированная в офшорной юрисдикции, может получить неофшорный статус после предоставления компетентным органом иностранного государства документа, подтверждающего факт инкорпорации такой компании (Декларация о неофшорном статусе) и невключения такой компании в перечень офшорных по критериям, установленным таким компетентным органом.
Помимо этого, предполагается создание Единого государственного реестра офшорных юрисдикций и типов офшорных компаний.
|
В случае неподачи Декларации о неофшорном статусе операция признается ничтожной. Таким образом, Декларация является существенным условием осуществления операции. |
Стоит отметить, что в проекте Закона № 4380 содержится перечень отдельных типов оншорных компаний, которые имеют признаки офшорных компаний. Для осуществления контролируемой операции контрагент – резидент оншорной компании, подпадающей под признаки офшорной компании, должен подать Декларацию о неофшорном статусе. В противном случае операция будет признана ничтожной.
Последствием принятия вышеизложенных положений будет попадание 136 стран и территорий под определение офшоров, что повлечет за собой ряд трудностей.
В частности, контролирующие органы юрисдикций, в которых зарегистрированы компании, подпадающие под признаки офшорных, должны согласовать порядок выдачи Деклараций о неофшорном статусе с контролирующими органами Украины. Механизм реализации этого положения не предусмотрен, а в случае отсутствия договоренности с контролирующими органами других государств наступят необратимые негативные последствия для украинского бизнеса.
Нулевое декларирование физических лиц – резидентов Украины
После объявления о деофшоризации ГФС заявила о намерении проведения нулевого декларирования, которое коснется всех физических лиц – резидентов Украины.
Как отмечают чиновники ГФС, нулевое декларирование является границей между прошлым и будущим, в котором граждане будут обязаны отчитываться и платить налоги со всех полученных доходов. С целью получения полной и достоверной информации обо всех активах, которые прямо или косвенно находятся в собственности физических лиц – резидентов, планируется проведение нулевого декларирования. При этом государство должно обеспечить уплату налогов по пониженным ставкам, а также не применять санкции к лицам, которые задекларировали активы.
Деофшоризация в Украине и в мире
На сегодняшний день исчерпывающего перечня изменений, которые планируется внести в действующее законодательство в результате деофшоризации, в Украине нет, однако, по опыту Евросоюза, Российской Федерации, а также согласно рекомендациям и Плану BEPS ОЭСР можно утверждать, что изменения коснутся введения института контролируемых иностранных компаний (КИК) и последующего налогообложения КИК, участия в обмене налоговой информацией, введения требований касательно фактического присутствия, раскрытия информации о связанных лицах в рамках ТЦО, противодействия размытию налогооблагаемой базы и др. В соответствии с предполагаемыми изменениями юрлицо – нерезидент Украины будет считаться КИК, если контроль осуществляется физическими или юридическими лицами – резидентами Украины. Что касается реализации обмена налоговой информацией, недостаточно присоединиться к Конвенции № ETS 127, а также подписать соглашения TIEA с каждым государством. Украина должна создать надлежащие условия для обмена налоговой информацией, что включает в себя IT-инфраструктуру, создание условий по защите и безопасности налоговой информации, а также обеспечение качества налоговой информации не хуже, чем у дающей (принимающей) стороны. Предварительно обмен налоговой информацией Украины с другими странами должен начаться с 2017 года. Требования по фактическому присутствию подразумевают наличие так называемого substance у компаний, т. е. для минимизации злоупотреблений использования Соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН) как инструмента для уменьшения налогообложения компании должны иметь реальный офис с сотрудниками, трудоустроенного местного директора, получающего заработную плату и понимающего, чем занимается его компания. Помимо этого, компания должна нести реальные риски.Практические рекомендации в работе с нерезидентами
Вне зависимости от того, по какому сценарию будет развиваться деофшоризация в Украине, бизнес на сегодняшний день должен учитывать ряд рекомендаций.1. Проверка безопасности иностранного контрагента. Необходимо удостовериться, что компания имеет фактическое присутствие в месте регистрации (реально действующий офис), а также необходимо наличие полномочий у подписанта.
2. Избегать взаимодействия с компаниями с "массовыми" директорами и "массовыми" юридическими адресами – это требование наиболее актуально при взаимодействии с контрагентами из низконалоговых гаваней.
3. В работе с иностранными контрагентами необходимо учитывать индикаторы подозрительных финансовых операций, указанных в письме НБУ от 18.12.2015 г. № 25-02002/101317, при наличии которых банк может признать операцию подозрительной и потребовать предоставления дополнительной документации.
3.1. В частности, объем финансовых операций должен соответствовать объемам обычной деловой активности юридического лица. В случае если вы закупали регулярно 3 фуры бананов, а потом решили закупить 7 фур, то такая операция признается сомнительной, а значит, финансовая операция будет приостановлена до выяснения обстоятельств банком.
3.2. Если вид продукции/работ/услуг, которые являются предметом внешнеэкономического контракта, не характерен для обычной деятельности юридического лица. Фактически, если ваша компания закупала бананы, а в этот раз решила закупить клавиатуры, такая операция также будет считаться сомнительной.
3.3. Иностранный контрагент зарегистрирован в офшорной юрисдикции, которая не выполняет рекомендации межправительственных организаций по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
3.4. Банк вашего контрагента находится в странах Балтии, а местонахождение контрагента – за пределами Балтии. Таким образом, если компания контрагента зарегистрирована, к примеру, в Великобритании, а счет открыт в Латвии, операция с таким контрагентом будет признана сомнительной.
О применении офшорных компаний в налоговом планировании узнайте из материалов издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 21 за 2016 год):
- "Применение офшорных компаний в налоговом планировании: общие моменты";
- "Практические советы по применению офшорных компаний в налоговом планировании".
Юлия Добрева,
юрист, ЮФ "ICF Legal Service"
юрист, ЮФ "ICF Legal Service"
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
3. BEPS – Action Plan on Base Erosing and Profit Shifting (OECD) от 19.07.2013 г.
4. Указ № 180/2016 – Указ Президента Украины "О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению прибыли за границу" от 28.04.2016 г. № 180/2016.
5. Закон № 408-VII – Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования" от 04.07.2013 г. № 408-VII.
6. Закон № 1701-VII – Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей" от 14.10.2016 г. № 1701-VII.
7. Перечень № 977-р – Перечень государств (территорий), которые соответствуют критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный распоряжением Кабмина от 16.09.2015 г. № 977-р.
8. Перечень офшорных зон – Перечень офшорных зон, утвержденный распоряжением Кабмина от 23.02.2011 г. № 143-р.
9. Проект Закона № 4380 – проект Закона "О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях" от 12.04.2016 г. № 4380.
10. Проект Закона № 4381 – проект Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины "О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях" от 12.04.2016 г. № 4381.
11. Конвенция № ETS 127 – Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах от 25.01.88 г.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |