(0)
Запросы налоговиков: стоит ли реагировать и как это делать правильно

Запросы налоговиков: стоит ли реагировать и как это делать правильно

Задать вопрос
Хотите узнать подробнее? — Спросите нас! 
27 Июля 2016
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Запросы ГФС были и остаются самым распространенным способом взаимодействия фискалов с налогоплательщиками. Как показывает практика, в большинстве случаев отвечать на подобные запросы приходится именно бухгалтеру.

Чтобы грамотно отвечать на запросы фискалов, не нужно иметь юридическое образование, однако в этой статье мы расскажем о нескольких юридических правилах, которые позволят отвечать на такие запросы без последствий для предприятия.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Два фундаментальных правила работы с запросами

Правило № 1. На любой запрос нужно отвечать!

Речь идет не о том, чтобы обязательно предоставлять фискалам все, что они попросили в запросе, а о самом факте ответа на запрос. "Отписка" – это один из видов ответа на запрос.

Правило № 2. На любой запрос нужно отвечать вовремя!

Сроки ответов на запросы четко регламентированы действующим законодательством, и нарушение этих сроков может создать предпосылки для вполне законного проведения на предприятии внеплановой проверки.

В НКУ предусмотрены два вида сроков – 10 дней и 30 дней. Какой из сроков применять, зависит от того, что стало основанием для направления запроса.

В соответствии с п. 73.3 НКУ налогоплательщик обязан предоставить ответ на письменный запрос налоговых органов в течение одного месяца.

В то же время в соответствии с пп. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ непредоставление ответа на обязательный письменный запрос налоговых органов в течение 10 дней является основанием для внеплановой проверки.

Фискалы часто "путают" в запросах сроки для предоставления ответа и, ссылаясь, например, на п. 73.3 НКУ, требуют предоставить ответ в течение 10 дней, угрожая внеплановой проверкой.

Помните! Независимо от оснований, указанных в запросе, 10-дневный срок – это в любом случае зона вашей безопасности.

99 % запросов ГФС незаконны! Как выглядит законный запрос?

В законном запросе ГФС должно быть указано:

1. Правовое основание для его направления со ссылками на НКУ.

В запросе должно быть указано основание для предоставления информации и документов, с указанием конкретного подпункта п. 73.3 и/или соответствующего подпункта п. 78.1 НКУ.

2. Вид контроля.

Все виды контрольных мероприятий ГФС предусмотрены в ст. 62 НКУ.

В обоснованном запросе должно быть указано, со ссылкой на соответствующий пункт НКУ, какой вид контроля проводится.

Получив запрос, налогоплательщик не должен догадываться, проверка это или сверка. Эту информацию вы должны получить из запроса. Ведь если запрос направляется в рамках налоговой проверки, то до направления вам запроса фискалы должны были вручить приказ о проведении налоговой проверки.

3. В чем ваше нарушение?

В обоснованном запросе должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение вашего предприятия. Именно вашего, а не вашего контрагента! Простое перечисление статей НКУ для этой цели не подходит. Нужны конкретные факты со ссылками на документы, которыми эти факты установлены.

! На необоснованный запрос можно не предоставлять документы, но нужно ответить! (абз. 5 п. 73.3 НКУ).

Алгоритм работы с запросами

1. При получении запроса обязательно зарегистрируйте его в журнале регистрации входящей корреспонденции с указанием номера и даты.

!
Помните! Именно с этого дня начинается отсчет времени на предоставление ответа.

В случае если запрос будет вам доставлен одним из сотрудников контролирующего органа, то после регистрации полученного документа в журнале регистрации входящей корреспонденции на втором экземпляре запроса (который остается у запрашивающей стороны) поставьте свой входящий номер, дату его получения, свою подпись с указанием занимаемой должности и ФИО.

Если официальный запрос доставляется должностным лицом контролирующего органа, не позволяйте его принимать секретарю. Специфика работы секретаря может создать ситуацию, когда запрос попадет к вам лишь через несколько дней после получения.

Поэтому целесообразно определить круг лиц предприятия, уполномоченных на общение с контролерами. Как правило, такими лицами являются сам директор, один из его заместителей, юрист, бухгалтер либо начальник службы безопасности предприятия.

Сразу же после получения запроса сообщите об этом директору и (при необходимости) направьте ему текст запроса. После ознакомления с запросом директору целесообразно назначить ответственное лицо и дату предоставления проекта официального ответа на подпись руководителю.

Если в запросе фигурируют иные предприятия, целесообразно направить текст запроса и в их адрес.

2. Необходимо убедиться в том, что полученный запрос выполнен на официальном бланке органа ГФС, имеет необходимые реквизиты (исходящий регистрационный номер, дату), подписан соответствующим руководителем или заместителем руководителя органа.

3. Следующий этап – изучение содержания запроса на предмет законности требований о предоставлении информации.

Обратите внимание на перечень нормативно-правовых актов, приведенных в качестве юридического обоснования требований запроса. Зачастую приведенные ссылки на нормативно-правовые акты не имеют никакого отношения к сути запроса. Их нагромождение призвано лишь создать иллюзию правомерности сформулированных требований.

Кроме того, широко распространена практика ссылок на статьи нормативных актов, содержащие полный перечень прав органов, без указания на конкретный пункт (норму), регламентирующую конкретное требование.

Также довольно часто в запросах делаются ссылки на нормы права, которые либо претерпели серьезные изменения, либо были отменены полностью.

Вывод. В случае отсутствия в запросе конкретной нормы, обосновывающей требования запроса, на такой запрос целесообразно отписаться.

4. Необходимо подготовить проект ответа на запрос. При этом если требования о предоставлении информации, сформулированные в запросе, являются незаконными, в ответе следует провести разъяснение, в каких случаях документы могут быть выданы, и указать основания для отказа в удовлетворении запроса. Не стесняйтесь цитировать в ответе конкретные статьи закона.

Если требования, изложенные в запросе, являются правомерными, то ответ на него должен быть полным, конкретным и не должен содержать ничего лишнего.

В случае если полученный запрос содержит как правомерные, так и неправомерные требования, рекомендую удовлетворить законные требования и одновременно дать мотивированный отказ в удовлетворении неправомерных требований.

Не лишним будет закончить ответ на запрос фразой: "Наше предприятие готово к дальнейшему сотрудничеству в рамках действующего законодательства Украины".

Если к ответу прилагаются копии истребованных документов, то их необходимо оформить в виде приложения с указанием каждого приложенного документа, количества страниц в документе и общего количества страниц. Количество страниц рекомендую указывать цифрой и прописью.

5. Ответ на запрос следует изготовить в двух экземплярах и зарегистрировать оба экземпляра в журнале регистрации исходящей корреспонденции (с конкретным исходящим номером и датой).

6. Оба экземпляра ответа подписывает руководитель предприятия.

7. Отправьте один экземпляр ответа на запрос в адрес соответствующего органа, а второй экземпляр храните на предприятии.

Ответ на запрос можно направлять по почте, но обязательно ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении адресату. Почтовые документы об отправке запроса и бланк уведомления о вручении также следует сохранить.

Также ответ на запрос можно подать через канцелярию соответствующего органа. В этом случае на втором экземпляре ответа в канцелярии должны поставить входящий регистрационный номер, дату получения документа и расписаться.

Общая структура ответа на необоснованный запрос

1. Вводная часть. "Внимательно изучив.., вынуждены сообщить следующее".

2. Описательная часть. Проводится последовательный анализ ссылок на все указанные в запросе нормативно-правовые акты с последующим выводом о том, что к данному случаю они отношения не имеют, применены неверно и т. д. Проставляются акценты на невыполненных требованиях действующего законодательства. При желании разъясняется, в каких случаях требования запроса являлись бы правомерными и были бы удовлетворены.

3. Вывод о том, что указанные в запросе требования не соответствуют действующему законодательству, а потому не могут быть удовлетворены.

4. Напоминание о том, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции).

5. Вежливое прощание.

! Помните! Оригиналы документов по письменному запросу не следует выдавать никогда!

Подход к формулированию ответа и принятию решения о выдаче информации и копий документов должен быть индивидуальным и определяется в каждом конкретном случае. Универсальных шаблонов ответов и действий не может быть по определению. При принятии решения об удовлетворении либо неудовлетворении требований запроса рекомендую посоветоваться с квалифицированным адвокатом или юристом.

По моему мнению, решение о предоставлении или непредоставлении документов является управленческим. Поэтому если руководством предприятия выдача информации и копий документов признана целесообразной, то запрос может быть добровольно удовлетворен.


Резюме статьи

Выводы:

1. Каждый запрос изучайте индивидуально.

2. Предоставлять документы в ГФС или нет – управленческое решение!

3. Всегда отвечайте на запрос!

4. Всегда отвечайте вовремя. Помните! У вас всегда есть минимум 10 дней!

5. 99 % запросов ГФС незаконны!

6. Общее правило: документы не даем.




  Александр Смирнов,
адвокат, руководитель, Юридический центр "Смирнов и Партнеры"



1. Конституция – Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

2. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.








Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей.