Современные ERP-системы в Украине: какую выбрать для успешного развития собственного бизнеса
Сегодня сложно представить бизнес или предприятие без автоматизации рабочих процессов. Поэтому стоит упомянуть об ERP-системах, разработанных именно с этой целью – управление всеми ключевыми звеньями компании.
Наибольшая потребность в системах ERP у крупных, средних и растущих компаний. Если говорить о сферах деятельности, то это производство, транспорт, торговля товарами или услугами. Главным условием внедрения решений ERP является улучшение эффективности обработки больших объемов информации и связь между собой многочисленных отделов.
Составляющие ERP-систем
Есть базовые составляющие систем ERP, которые направлены на автоматизацию звеньев:
- планирование;
- управленческий контур на разных уровнях;
- финансы;
- регламентированная отчетность;
- персонал;
- анализ показателей деятельности;
- продажи;
- отношения с клиентами/поставщиками и т.д.
К специализированным задачам, которые решают ERP-системы, можно отнести:
- подготовка отчетности по МСФО;
- контроль производственных процессов в цехе;
- управление оборудованием и организация ремонтов;
- управление специализированными услугами (банковскими, транспортными, медицинскими, мобильной связи и т.д.).
7 критериев выбора оптимальной ERP-системы
Рассматривая ERP-решения для своего бизнеса, обязательно обратите внимание на следующие критерии:
- 1Типовой функционал.
Проанализируйте свои бизнес-процессы и потребности, сравните насколько готовая (типовая поставка) ERP-система соответствует им.
- 2 Стоимость.
Кроме затрат на само решение ERP следует учесть затраты на ее внедрение, настройку, доработку, обучение пользователей.
- 3 Удобство работы.
Удобный интерфейс программы, понятная логика проведения различных операций – это важные аспекты, которые следует учитывать.
- 4 Масштабируемость.
С ростом бизнеса программа должна продолжать отвечать его потребностям и легко масштабироваться.
- 5 Опыт компаний, внедрявших ERP.
Ознакомьтесь с отзывами компаний, уже пользующихся ERP-системами. Стоит поинтересоваться не только впечатлением от использования, но и мнением о сервисной поддержке поставщика.
- 6 Поддержка и обслуживание.
Оцените скорость и качество реакции на ваши запросы.
- 7 Безопасность данных.
Обязательно уточните у разработчика относительно защиты данных, чтобы убедиться, что система отвечает всем стандартам безопасности.
ТОП ERP систем в Украине
Среди наиболее популярных систем ERP-класса в Украине можно выделить:- BAS;
- SAP;
- Microsoft Dynamics.
Чтобы помочь вам выбрать оптимальное решение для своего бизнеса, мы рассмотрим каждую из вышеперечисленных TOP-3 систем ERP. Начнем с SAP.
SAP ERP
Программа SAP ERP – известная немецкая система с разветвленным и разнообразным функционалом для автоматизации работы производства и крупных корпораций любой отрасли. Она включает в себя следующие модули:- планирование;
- управление всеми звеньями производства;
- торговля и маркетинг;
- обслуживание клиентов;
- управление клиентским опытом;
- логистику;
- финансы, бухучет и отчетность;
- управление персоналом и др.
Решение SAP вобрало в себя самые лучшие мировые практики ведения бизнеса, но имеет свою специфику. SAP ERP разрабатывалась как универсальная система для автоматизации предприятия, без учета региональных особенностей применения и нюансов автоматизации отдельных участков деятельности предприятия. Например, в одной базе SAP есть возможность ведения учета только одной организации. Разнообразие возможностей SAP ERP перекрывается ценой, которую в украинских реалиях считают неоправданной, ведь традиции ведения бизнеса в Украине не нуждаются в использовании всего арсенала возможностей системы.
Плюсы SAP ERP |
Минусы SAP ERP |
Широкие функциональные возможности, гибкость в настройке. |
Высокая стоимость как самой системы, так и дальнейшего внедрения и обслуживания. |
Возможность интеграции с другим программным обеспечением. |
Система предназначена для западных компаний, не адаптирована под украинское законодательство и бизнес. |
Легкость в масштабировании. |
Сложна во внедрении и последующих изменениях. Программа построена не интуитивно, нуждается в глубоком обучении пользователей. |
Наличие мобильного приложения. |
|
Microsoft Dynamics Business Central
Microsoft Dynamics Business Central – универсальная система, ставшая активным игроком рынка ERP-решений в Украине.Она автоматизирует следующие этапы бизнеса:
- планирование;
- производство и дистрибуция;
- цепочки поставок и проекты;
- управление финансами;
- взаимоотношения с клиентами;
- управление персоналом.
Продукт Microsoft Dynamics Business Central предусмотрен для большого, среднего, а иногда и мелкого бизнеса различных отраслей. Преимуществом системы является возможность развернуть решения как на физических серверах, так и в виртуальной среде. Microsoft Dynamics является частью экосистемы Microsoft, соответственно владельцы обладают широкими возможностями интеграции с другими продуктами и приложениями производителя. Это может быть как преимуществом, так и недостатком в зависимости от того, каким ПО пользуется предприятие собственника.
При необходимости разработки новых функций, Microsoft Dynamics предоставляет возможность создавать новые модули, взаимодействующие с ядром системы.
Плюсы Microsoft Dynamics |
Минусы Microsoft Dynamics |
Интуитивный ролевой интерфейс. |
Microsoft не локализует решения под региональные особенности, это самостоятельно делают региональные партнеры. |
Возможность интеграции с программными решениями Microsoft. |
Есть требования к ПО, которым пользуется заказчик. |
Легкость в масштабировании. |
Чтобы использовать как единую систему для предприятия, следует внедрять много доработок, которые делают решение сложным, тяжелым и дорогостоящим. |
Открыт исходный код. |
|
BAS ERP
BAS ERP – решение линейки BAS (Business Automation Software), разработанное с учетом лучших практик автоматизации крупного и среднего бизнеса. Программа увидела мир благодаря украинским программистам Спілки автоматизаторів бізнесу (САБ). На сегодняшний день она популярна как среди отечественных, так и международных компаний различных сфер деятельности.
BAS ERP оптимизирует следующие звенья:
- управление финансами;
- бюджетирование;
- стратегическое, тактическое, операционное планирование и управление деятельностью предприятия;
- бухгалтерский и регламентированный учет;
- управление персоналом и расчет заработной платы;
- управление производством;
- учет ремонтов;
- управление продажами;
- управление взаимоотношениями с клиентами;
- управление закупками, расходами, складом.
Типовой функционал широкий и гибкий, наряду с этим открытый исходный код позволяет дорабатывать и внедрять различные специфические уникальные отчеты и аналитику.
По отзывам клиентов, которые выбирали себе систему ERP среди существующих на рынке вариантов, BAS ERP по стоимости, логике построения, функциональному наполнению, визуальному отражению – именно то, что нужно для управления бизнесом в соответствии с украинскими реалиями.
Разветвленная партнёрская сеть официальных партнеров САБ убедительно свидетельствует о мощной сервисной поддержке.
Плюсы BAS ERP |
Минусы BAS ERP |
Типовой программный продукт является многофункциональным и гибким, включает бухгалтерский и зарплатный блок. |
Отсутствие типового механизма интеграции с другими решениями следует дорабатывать. |
Привлекательная стоимость по сравнению с международными решениями и по соотношению цена-качество. |
Промедления с внедрением в случае сотрудничества с некомпетентным подрядчиком – не партнером САБ. |
Адаптированность под украинское законодательство и традиции отечественного ведения бизнеса. |
Для работы в облаке требуется дополнительная настройка, поскольку не является SAAS решением. |
Система BAS ERP дает возможность вести неограниченное количество организаций (ФЛП, нерезиденты и т.п.) в одной базе, составлять по ним консолидированную отчетность. |
В типовом решении присутствует возможность отменять проводки. Перепроводить документы. Обычно есть журнал регистрации или версии объектов, с помощью которых можно отследить изменения, но если в компании большое количество документов, то этот процесс становится очень трудным. |
Реализован модуль электронного документообмена с контрагентами FyDoc, позволяющий обмениваться юридически значимыми документами напрямую из системы. |
|
Итак, мы рассмотрели критерии, на которых базируется выбор систем ERP и ТОП-3 решений в Украине.
Конечно, когда речь идет о таких важных и затратных изменениях, нужно максимально серьезно оценить свои возможности и потребности, специфику деятельности и перспективы развития. Следует организовать встречи и провести переговоры со специалистами, предлагающими те или иные системы.
Это будет началом нового этапа развития вашего бизнеса, который должен в 10-100 раз улучшить вашу эффективность. Поймите свою систему координат, вектор и вперед!
Компания СОФТКОМ имеет статус Центра ERP Спілки автоматизаторів бізнесу.
Мы успешно внедряем решения BAS ERP предприятиям разных отраслей.
Готовы к сотрудничеству и с вами!