(0)
"Бухгалтерский Oktoberfest", или Годовой инвентаризации посвящается

"Бухгалтерский Oktoberfest", или Годовой инвентаризации посвящается

23 Листопада 2015

"Бухгалтерский Oktoberfest", или Годовой инвентаризации посвящается

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Изюминкой инвентаризации этого года, безусловно, является новое инвентаризационное Положение № 879. Собственно, первое знакомство с этим документом состоялось в конце прошлого года в материале "Все новое – хорошо отстиранное старое": анализируем будущее инвентаризационное положение" (№ 48 за 2014 год) издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН". Однако в нынешнем инвентаризационном сезоне поговорим именно о годовой инвентаризации и познакомимся ближе с особенностями этой процедуры в условиях обновленных правил ее проведения. Традиционно начнем с основ.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Прежде всего напомним, что проведение инвентаризации активов и обязательств является прямой обязанностью предприятия, в частности, перед составлением годовой финансовой отчетности с целью обеспечения достоверности ее показателей (ст. 10 Закона № 996).

Сроки, периодичность и объем инвентаризации

К счастью, инвентаризировать можно не все объекты одновременно. Для некоторых из них Положение № 879 предусматривает особые сроки и периодичность проведения. Для удобства приведем их в таблице.

Таблица

Сроки и периодичность инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности

№ п/п

Объект инвентаризации

Периодичность проведения

Срок проведения

1

Земельные участки, здания, сооружения и другие недвижимые объекты

Один раз в 3 года*

В течение 3 месяцев, предшествующих дате баланса (фактически с 1 октября по 31 декабря текущего года включительно)

2

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы и т. п.)

Каждый год

3

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, прочих материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия), текущие биологические активы

4

Дебиторская и кредиторская задолженности

5

Расходы и доходы будущих периодов, обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование)

6

Незавершенные капитальные инвестиции, незавершенное производство, полуфабрикаты, финансовые инвестиции, денежные средства, средства целевого финансирования, обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчеты с бюджетом и отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование

Каждый год

В течение 2 месяцев, предшествующих дате баланса (фактически с 1 ноября по 31 декабря текущего года включительно)

7

Объекты основных средств, в частности, автомобили, морские и речные суда, которые отбудут в длительные рейсы, прочие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

К временному выбытию из предприятия (однако обязательно до даты баланса)

* Кроме объектов недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в т. ч. того, что передано в аренду, концессию, и госимущества, не вошедшего в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации. Для таких объектов инвентаризационная процедура прописана в Положении № 158 и Методике № 1121.


Что касается объема, то для целей годовой инвентаризации охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.

Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залог, гарантия, обязательство и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы (п. 6 р. І Положения № 879).

По решению руководителя предприятия могут быть установлены такие объемы инвентаризации:

• для инструментов, приборов, инвентаря (мебели) – ежегодно в объеме не меньше 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией таких объектов на протяжении 3 лет;

• для библиотечных фондов – в течение года все указанные объекты по установленному графику.*


* При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а свыше 500 тыс. единиц – в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.

Инвентаризационная комиссия

Создание комиссии начинается с утверждения соответствующего распорядительного документа (приказа, распоряжение и т. п.). В таком документе, как правило, указывается персональный состав комиссии, ее функции и задачи. Утверждает распорядительный документ руководитель предприятия либо уполномоченное на это лицо.

Прежде чем формировать перечень лиц, которые обязательно должны быть включены в состав инвентаризационной комиссии, нужно обратить внимание на особые требования, содержащиеся в Положении № 879. Так, в п. 1 раздела ІІ этого норматива указано, что в состав комиссии входят:

• представители аппарата управления предприятия;

• представители бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, СПД – физического лица, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);

• опытные работники предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т. п.);

• члены ревизионной комиссии хозяйственного общества, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту (по решению руководителя).

bulb.png
Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно. Отдельно заметим, что при таких условиях руководитель также может привлечь соответствующих специалистов по гражданско-правовому договору (письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918).

!

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.

На предприятии, где из-за большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства распорядительным документом руководителя предприятия создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

В их состав включаются представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). В состав такой комиссии могут быть включены и члены инвентаризационной комиссии.

! Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении.

Также запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того самого работника два года подряд.

В случае создания рабочей инвентаризационной комиссии инвентаризационная комиссия организовывает проведение инвентаризации, а также инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий.

Этапы годовой инвентаризации

После того как все формальности касательно создания инвентаризационной комиссии (в т. ч. рабочей) выполнены, можно начинать инвентаризационную процедуру. Условно ее нужно поделить на три этапа: подготовительный, этап проведения инвентаризации и итогово-аналитический этап. Рассмотрим основные моменты каждого из этих этапов.

Подготовительный этап

Главная цель этой меры состоит в том, что до начала проведения годовой инвентаризации на предприятии необходимо осуществить ряд подготовительных действий, а именно:

• проверку исправности всех весоизмерительных приборов;

• завершить обработку всех документов относительно движения активов;

• сформировать последние на момент инвентаризации реестры прибыльных и расходных документов или отчеты о движении активов;

• определить остатки на дату инвентаризации;

• сгруппировать активы, рассортировать их и разложить по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета.

Также на этом этапе председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) визирует все прибыли и расходные документы, которые добавляются в реестры (отчеты), с указанием "Для инвентаризации на (дата)". Для бухгалтерской службы эти документы являются основанием для определения остатков активов на начало инвентаризации по данным учета.

В свою очередь, материально ответственные лица прилагают к инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию и что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а те, что выбыли, списаны.

Проведение инвентаризации

На этом этапе проверяется наличие и состояние активов путем подсчета, взвешивания, измерения и т. п. Результаты этих процессов вносятся в соответствующие учетные документы (описи, акты, сверочные ведомости). Для отражения результатов инвентаризации могут использоваться формы, утвержденные еще в советское время Постановлением № 241. Действующее законодательство не запрещает использовать эти формы (см. письмо Госкомстата от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18). Однако такие формы, мягко говоря, устарели и не содержат необходимый объем нужной информации и сведений.

В то же время Минфин рекомендует предприятиям использовать формы инвентаризационных документов, предусмотренные для использования бюджетными учреждениями (п. 2 Приказа № 572). Сами же формы этих документов утверждены Приказом № 572.

Есть и третий вариант – применять на предприятии самостоятельно разработанные (модифицированные) инвентаризационные документы.  В таком случае формы этих документов необходимо утвердить локальным актом предприятия (приказом, распоряжением и т. п.).

Однако следует помнить, что такие формы должны отвечать требованиям, установленным Положением № 88 для первичных документов с учетом обязательных реквизитов.

Итогово-аналитический этап

На данном этапе инвентаризационная комиссия составляет протокол, в котором приводятся результаты проведенной проверки и выводы относительно них, а также предложения по учету недостач и излишков по пересортице, списания недостач в пределах норм естественного убытка и сверхнормативных недостач.

В случае выявления инвентаризационных разниц (недостач либо излишков) составляется сравнительная ведомость.

Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений относительно зачета пересортиц, а также вносит свои предложения относительно урегулирования выявленных недостач и потерь, которые фиксируются в протоколе.

Протокол инвентаризационной комиссии должен быть рассмотрен и утвержден руководителем предприятия в 5-дневный срок. Результаты годовой инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности не позднее декабря текущего года.

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 47 за 2015 г.):
  • "Годовая инвентаризация в госсекторе: особенности оформления и нюансы отражения";
  • "Годовая инвентаризация на финишной прямой: фиксируем результаты в учете".




Роман Карпюк,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН




1. Закон № 996 – Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996.

2. Положение № 879
– Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

3. Приказ № 572
– приказ Минфина "Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации" от 17.06.2015 г. № 572.

4. Положение № 88
– Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88.

5. Положение № 158
– Положение об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденное постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158.

6. Методика № 1121
– Методика проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденная постановлением КМУ от 30.11.2005 г. № 1121.

7. Постановление № 241
– постановление  Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241 "Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций".





Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН