(0)
Финансовая отчетность за 2015 год: определяем круг пользователей и сроки представления

Финансовая отчетность за 2015 год: определяем круг пользователей и сроки представления

25 Січня 2016

Финансовая отчетность за 2015 год: определяем круг пользователей и сроки представления

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Более прагматичного и красноречивого отчета о достижениях предприятия за год, чем финансовая отчетность, и не отыщешь. Ведь качественная отчетность является результатом кропотливой работы бухгалтеров и, как следствие, объектом внимания широкого круга пользователей. Для того, чтобы этот круг приобрел конкретные границы, бухгалтеру достаточно составить собственный перечень таких пользователей и в то же время сориентироваться, в какие сроки и по каким формам нужно представлять такую отчетность. А чтобы ничего не прозевать, предлагаем воспользоваться этой статьей.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Как мы уже заметили, информация, содержащаяся в финансовой отчетности предприятия, необходима широкому кругу пользователей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 996, а также п. 2 Порядка № 419 к ним, в первую очередь, относятся:

• владельцы (учредители) предприятия;

• органы, к сфере управления которых они относятся;

• трудовые коллективы по их требованию.

Не следует забывать и об обязанности предприятия предоставлять такую отчетность в органы власти в определенные законодательством сроки.

Подробную информацию о составе и сроках представления финотчетности за 2015 год в органы власти приведем в таблице.

Таблица

Категория предприятий

Состав годовой финансовой отчетности

Сроки представления

в органы статистики

в органы ГФСУ

государственному регистратору

Крупные предприятия (юрлица, у которых средняя численность работников за календарный год превышает 250 человек и годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн. евро по среднегодовому курсу НБУ)

Средние предприятия (юрлица, у которых средняя численность работников за отчетный год превышает 50 человек, но менее 250 человек, и годовой доход превышает эквивалент 10 млн. евро, но меньше 50 млн. евро по среднегодовому курсу НБУ)

Баланс (Отчет о финансовом состоянии) (форма № 1);

Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) (форма № 2);

Отчет о движении денежных средств (по прямому методу) (форма № 3) или Отчет о движении денежных средств (по непрямому методу) (форма № 3-н);

Отчет о собственном капитале (форма № 4);

Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5) 

Не позднее 29 февраля 2016 года*

Одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль

Не позднее 1 июня 2016 года**

Предприятия (кроме малых предприятий, неприбыльных организаций, банков и бюджетных учреждений и предприятий, составляющих финотчетность по МСФО), которые:

• обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность;

• занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

• являются производителями и продавцами продукции, цены на которую подлежат государственному регулированию

Кроме вышеперечисленных форм финотчетности, также представляют Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности "Информация по сегментам" (форма № 6)

Малые предприятия (юрлица, у которых средняя численность работников за отчетный год не превышает 50 человек и годовой доход не превышает эквивалент 10 млн. евро по среднегодовому курсу НБУ) (кроме субъектов микропредпринимательства, малых предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, и "нулевиков")

Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (форма № 1-м, 2-м)

Субъекты микропредпринимательства (юрлица, у которых средняя численность работников за отчетный год не превышает 10 человек и годовой доход не превышает эквивалент 2 млн. евро по среднегодовому курсу НБУ)

Малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, и "нулевики"***

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (форма № 1-мс, 2-мс)



* Финотчетность может представляться в органы государственной статистики вместе со справкой о наличии согласия предоставления органам государственной власти данных из финансовой отчетности предприятия, форма которой приведена в приложении к Порядку № 419. В случае отсутствия такого согласия указанная справка органам государственной статистики не подается (п. 2 Порядка № 419).

** В указанный срок предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны подавать (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах (п. 3 ст. 14 Закона № 996).

*** Формально "нулевики" не  привязаны к ведению упрощенного учета доходов и расходов с целью налогообложения (с 01.01.2015 г. соответствующая норма исчезла из п. 44.2 НКУ), однако считаем, что право вести упрощенный учет такие предприятия не утратили, а следовательно, имеют право отчитываться по упрощенным формам.

Отдельное мнение относительно того, какие формы финотчетности плательщики налога на прибыль должны представлять вместе с налоговой декларацией, высказали специалисты ГФСУ (см. вопрос-ответ из раздела 102.20.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Так, к налоговой декларации за год такие плательщики (кроме малых предприятий) представляют годовую финансовую отчетность, которая включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

В то же время плательщики налога на прибыль – малые предприятия и "нулевики" представляют вместе с годовой налоговой декларацией сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

! Благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Законом № 909, п. 57.1 НКУ больше не содержит норму о специальном сроке представления годовой декларации по налогу на прибыль  – до 1 июня.

Учитывая это, а также выводы налоговиков, декларацию по налогу на прибыль за 2015 год, а вместе с ней и соответствующую финансовую отчетность, нужно будет представить в фискальную службу в стандартный для годового периода срок – в течение 60 календарных дней после окончания отчетного года, то есть не позднее 29 февраля 2016 года (см. вопрос-ответ из раздела 102.20.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

В то же время плательщики, применяющие квартальный отчетный период, представляют декларацию, а следовательно и соответствующую финотчетность за 2015 год в сроки, установленные пп. 49.18.2 НКУ, то есть в течение 40 календарных дней, следующих за окончанием отчетного периода, – не позднее 9 февраля 2016 года (письмо ГФСУ от 04.01.2016 г. № 102/7/99-99-19-02-01-17).

Комментарий к этому письму читайте в материале "Декларация по налогу на прибыль: форма новая, сроки старые" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 03 за 2016 год.)

Нюансы представления финотчетности "новичками"

Напомним, что первый отчетный период новообразованного предприятия может быть меньше чем 12 месяцев, однако не может превышать 15 месяцев (ст. 13 Закона № 996).

Таким образом, юрлица, которые успели зарегистрироваться в промежутке между 1 октября и 31 декабря 2015 года, могут не отчитываться за этот период. В этом случае впервые "новичкам" придется отчитываться за период с даты регистрации по 31 декабря 2016 года.

Новообразованным предприятиям также разрешается использовать в текущем (отчетном) году формы сокращенной финансовой отчетности (п. 3 П(С)БУ 25).

Кто составляет финотчетность за 2015 год в режиме МСФО

В перечень предприятий, которые обязаны составлять и подавать финансовую отчетность в режиме МСФО за 2015 год, попали (п. 2 Порядка № 419):

1) публичные акционерные общества, банки, страховщики;

2) предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по следующим видам:

• предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010);

• негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);

• вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД ДК 009:2010);

3) кредитные союзы и предприятия, осуществляющие деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010).

Кроме того, законодательство закрепляет право самостоятельно принимать решения относительно необходимости составления финотчетности в режиме МСФО для тех предприятий, которым не обязательно применять эти стандарты.

Предприятия, которые добровольно перешли на применение МСФО, такое решение должны закрепить в распорядительном документе об учетной политике.

Следует также обратить внимание, что вышеперечисленные юрлица могут отвечать критериям субъекта малого предпринимательства, однако это не означает, что они могут составлять сокращенную финансовую отчетность, предусмотренную П(С)БУ 25. Ведь п. 2  этого стандарта дает понять, что нормы  П(С)БУ 25 не применяют предприятия, в соответствии с законодательством составляющие отчетность по МСФО. Кстати, это подтверждает и Минфин в своем письме от 06.08.2014 г. № 31-11410-08-29/20397.

Консолидированная финотчетность

Предприятия, имеющие филиалы, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях представляют консолидированную финансовую отчетность владельцам (учредителям) в определенные ими сроки, но не позднее 15 апреля следующего за отчетным года (п. 11 Порядка № 419).

Напомним, что консолидированная финотчетность составляется по формам, утвержденным НП(С)БУ 1, а именно:

• Консолидированный баланс (Отчет о финансовом состоянии) (форма № 1-к);

• Консолидированный отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) (форма № 2-к);

• Консолидированный отчет о движении денежных средств (по прямому методу) (форма № 3-к);

• Консолидированный отчет о движении денежных средств (по непрямому методу) (форма № 3-кн);

• Консолидированный отчет о собственном капитале (Форма № 4-к).

bulb.png
Предприятия, отчитывающиеся в соответствии с отечественными стандартами, кроме вышеперечисленных форм отчетности представляют также Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5), утвержденные Приказом № 302.

А предприятия, использующие при консолидации правила МСФО, примечания к финотчетности приводят в произвольной форме.


Финансовая отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий, используемая при консолидации, составляется за тот же отчетный период и на одну и ту же дату баланса.

Иначе говоря, если дочернее предприятие осуществляет свою деятельность на территории, где финансовый год отличается от сроков, установленных для материнского предприятия, то оно должно представить дополнительную отчетность, составленную в сроки, определенные материнским предприятием.

! Консолидированную финотчетность составляют из отчетности группы предприятий с использованием единой учетной политики для подобных операций и прочих событий при похожих обстоятельствах.

Если при составлении консолидированной финотчетности невозможно применить единую учетную политику, то об этом сообщается в примечаниях к этой отчетности.

Об особенностях отражения налога на прибыль в финотчетности за 2015 год узнайте из материала "Финансовая отчетность за 2015 год: учитываем налогово-прибыльный фактор" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 4 за 2016 г.).







Роман Карпюк,
эксперт, ЛІГА:ЗАКОН




1. Закон № 996 – Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. Закон № 909
– Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" от 24.12.2015 г. № 909-VIII.

3. Порядок № 419
– Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

4. НП(С)БУ 1
– НП(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.

5. П(С)БУ 25
– Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства", утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

6. Приказ № 302 – приказ Минфина "О Примечаниях к годовой финансовой отчетности" от 29.11.2000 г. № 302.









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН