(0)
Гарантийные ремонты товаров: правовое обеспечение

Гарантийные ремонты товаров: правовое обеспечение

1 Лютого 2016

Гарантийные ремонты товаров: правовое обеспечение

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Обеспечение гарантии качества проданных товаров, в том числе посредством безоплатного проведения гарантийного ремонта, является обязанностью любого продавца. В данной статье издание "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" расскажет о правовых аспектах таких операций.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Кто обеспечивает гарантийный ремонт

Гарантийный ремонт заключается в выполнении работ, связанных с устранением недостатков товара для обеспечения использования его по назначению в течение гарантийного срока эксплуатации. Устранение недостатков осуществляется путем замены или ремонта комплектующего изделия либо отдельной составной части, а также выполнения регулировочных работ в соответствии с требованиями нормативных документов (п. 26 Порядка № 506).

По общим нормам качество товаров гарантирует производитель (ч. 5 ст. 269 ХКУ, ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона № 1023). Из этого следует, что расходы на гарантийный ремонт возлагаются именно на производителя.

Так, согласно ч. 12 ст. 8 Закона № 1023 производитель обязан в месячный срок возместить все убытки продавца (предприятия, удовлетворившего требования потребителя, установленные ч. 1 ст. 8 Закона № 1023), который рассматривает претензию потребителя к приобретенному товару (в частности, по проведению гарантийного ремонта товара).

Между тем применительно к товарам, изготовленным за пределами Украины, требования, установленные ч. 1 ст. 8 Закона № 1023 (в том числе, по проведению гарантийного ремонта), удовлетворяются за счет продавца (импортера). То есть расходы на гарантийный ремонт в этом случае несет импортер, а порядок компенсации (возмещения) понесенных убытков иностранным производителем определяется в договоре.

Ответственность за гарантийный ремонт (причем не только по импортным товарам) может принять на себя продавец (в том числе, розничный торговец). Сейчас распространена практика, когда за дополнительную плату розничные торговцы обеспечивают гарантийное обслуживание товара в течение продленных сроков, то есть сроков, превышающих установленную (обычную) гарантию производителя.

Это допускается законодательством: по нормам ч. 2 ст. 7 Закона № 1023 гарантийные обязательства в любом случае включают также любые обязательства производителя (исполнителя) или продавца, предусмотренные рекламой. По таким дополнительным гарантиям, установленным лично продавцом, расходы на гарантийный ремонт несет он сам.

Если же дополнительные гарантийные обязательства продавец на себя не принял, по общим правилам он несет солидарную ответственность с производителем (импортером) за обеспечение гарантийного ремонта. Однако расходы на понесенный гарантийный ремонт ему возмещает производитель (импортер).

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по своему выбору (ч. 1 ст. 678 ГКУ, ч. 1 ст. 8 Закона № 1023):

1) пропорционального уменьшения цены;

2) безоплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Если продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, указанные требования могут быть предъявлены к (ч. 3 ст. 678 ГКУ, ч. 3 ст. 8 Закона № 1023):

• продавцу товара;

• производителю товара;

• предприятию, удовлетворяющему эти требования по местонахождению потребителя (сервисной организации).

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 1023 требования по гарантийному ремонту по местонахождению потребителя удовлетворяют также созданные собственником продавца торговые предприятия и филиалы, осуществляющие продажу аналогичных приобретенным потребителем товаров, или предприятия, на которых эти функции возложены на основании договора.

Функции представителей предприятий-производителей выполняют их представительства и филиалы, созданные производителями для этой цели, или предприятия, удовлетворяющие указанные требования на основании договора с производителем.

Продавец и производитель во время продажи (реализации) товара обязаны информировать потребителя о предприятиях, удовлетворяющих требования о гарантийном ремонте товара (ч. 4 ст. 8 Закона № 1023).

В розничной торговле требования по проведению гарантийного ремонта товара покупатель обычно предъявляет розничному продавцу. В зависимости от используемой схемы договорных взаимоотношений продавец может организовать проведение гарантийного ремонта через:

• собственное подразделение – сервисную организацию (обычно такой порядок применяют автодилеры);

• стороннюю сервисную организацию, с которой у торговца заключен договор подряда на выполнение ремонтных работ (ст. 837 ГКУ).

Розничный торговец также может передать товар для проведения гарантийного ремонта оптовому продавцу или производителю, которые уже организуют проведение ремонта.

В оптовой торговле, в принципе, используется аналогичная схема, с той лишь разницей, что гарантийный ремонт организует оптовый продавец или производитель.

Условия для проведения гарантийного ремонта

Наличие документа, подтверждающего факт приобретения товара

Применительно к розничной торговле в ч. 11 ст. 8 Закона № 1023 сказано, что требования потребителя рассматриваются после предъявления расчетного документа, а в отношении товаров, на которые установлен гарантийный срок, – технического паспорта или другого заменяющего его документа с отметкой о дате продажи.

Соблюдение гарантийного срока

В соответствии с ч. 2 ст. 675 ГКУ договором или законом может быть установлен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок). Гарантия качества товара распространяется на все комплектующие изделия, если другое не установлено договором (ч. 3 ст. 675 ГКУ).

Причем стороны могут согласовать в договоре более длительные гарантийные сроки, нежели предусмотрены стандартами или техническими условиями (ч. 2 ст. 269 ХКУ).

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель имеет право предъявить требование в связи с недостатками товара, которые были выявлены в течение этого срока (ч. 3 ст. 680 ГКУ).

На некоторые виды продукции устанавливается срок пригодности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ней при продаже, и считается гарантийным сроком (ч. 3 ст. 7 Закона № 1023). Покупатель имеет право предъявить требование в связи с недостатками товара, на который установлен срок пригодности, если они выявлены в течение срока пригодности товара (ч. 4 ст. 680 ГКУ).

Срок пригодности исчисляется начиная с даты изготовления, которая указывается на этикетке или в других документах, и определяется либо временем, в течение которого товар является пригодным для использования, либо датой, до наступления которой товар является пригодным для использования (ч. 3 ст. 7 Закона № 1023).

Если недостатки товара выявлены покупателем после истечения гарантийного срока или срока пригодности, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, существовавшим до этого момента (ч. 5 ст. 680 ГКУ).

А что делать, если гарантийные сроки или сроки пригодности не установлены? Ответственность по гарантийному ремонту у продавца (производителя) есть и в этом случае.

Так, согласно ч. 2 ст. 680 ГКУ если на товар не установлен гарантийный срок или срок пригодности, требование в связи с его недостатками может быть предъявлено покупателем при условии, что недостатки были выявлены в течение разумного срока, но в пределах двух лет, а относительно недвижимого имущества – в пределах трех лет со дня передачи товара покупателю, если договором или законом не установлен больший срок. Между тем по нормам ч. 5 ст. 7 Закона № 1023 потребитель в отношении объекта строительства может предъявить требования не позже десяти лет со дня передачи его потребителю.

Гарантийный срок исчисляют так:

Таблица

№ п/п

Условие

Порядок отсчета гарантийного срока

Нормативный документ

1

Общий срок

исчисляется с момента передачи товара покупателю, если иное не установлено договором купли-продажи*

ч. 1 ст. 676 ГКУ, ч. 3 ст. 269 ХКУ

2

Товар, который перевозился или был отправлен по почте

исчисляется со дня получения товара в месте назначения

ч. 2 ст. 680 ГКУ, ч. 4 ст. 7 Закона № 1023

3

Товар, требующий специальной установки (подключения) или сборки

исчисляется со дня осуществления специальной установки (подключения) или сборки

ч. 4 ст. 7 Закона № 1023 

4

Установить день передачи недвижимого имущества невозможно

отсчет начинается со дня заключения договора

ч. 2 ст. 680 ГКУ, ч. 4 ст. 7 Закона № 1023

5

Сезонные товары

гарантийный срок исчисляют с начала соответствующего сезона. Перечень таких товаров приведен в Постановлении № 172

ч. 3 ст. 7 Закона № 1023, ч. 1 Постановления № 172

6

Продление гарантийного срока

гарантийный срок, установленный договором купли-продажи, продлевается на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар:

• в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца, до устранения их продавцом;

• в связи с выявленными в нем недостатками, при условии уведомления об этом продавца в порядке, установленном ст. 688 ГКУ

ч. 2 ст. 676 ГКУ, ч. 6 ст. 269 ХКУ

7

Замена товара (комплектующего изделия) ненадлежащего качества на товар (комплектующее изделие) надлежащего качества

начинает отсчитываться с момента замены

ч. 4 ст. 676 ГКУ, ч. 6 ст. 269 ХКУ, ч. 7 ст. 7 Закона № 1023



* В ч. 3 ст. 269 ХКУ указано, что гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня ввода изделия в эксплуатацию, но не позже одного года со дня получения изделия покупателем (потребителем). Но это условие не распространяется на товары, продаваемые в розничной торговле.

Гарантийный срок на комплектующее изделие равен гарантийному сроку на основное изделие и начинает истекать одновременно с ним (ч. 3 ст. 676 ГКУ, ч. 5 ст. 269 ХКУ, ч. 1 ст. 7 Закона № 1023).

В розничной торговле потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о безоплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если такой не установлен – в течение десяти лет, если в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя (ч. 10 ст. 8 Закона № 1023).

Наличие вины производителя (продавца) в недостатках товара

Продавец несет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, существовавшим до этого момента (ч. 1 ст. 679 ГКУ). То есть доказывать наличие вины продавца в общем случае должен покупатель.

А вот если продавцом предоставлены гарантии по качеству товара, продавец отвечает за его недостатки, если он не докажет, что они возникли после его передачи покупателю в результате нарушения покупателем правил пользования или хранения товара, действий третьих лиц, случая или непреодолимой силы (ч. 2 ст. 679 ГКУ, ч. 6 ст. 269 ХКУ). Таким образом, соответствующие доказательства в этом случае должен предоставить продавец.

При необходимости продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции (ч. 4 ст. 17 Закона № 1023).

Экспертизу проводят за счет продавца (исполнителя, производителя). Если в заключении экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки либо действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить соответствующему лицу расходы на проведение экспертизы.

При предъявлении потребителем требования о безоплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 дней с даты его предъявления или при согласии сторон в другой срок (ч. 9 ст. 8 Закона № 1023). Если стороны договорились об ином сроке, его следует оговорить письменно. В противном случае у продавца могут возникнуть проблемы с уплатой неустойки, которая согласно ч. 9 ст. 8 Закона № 1023 начисляется за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (14 дней) в размере 1 % стоимости товара.

Также на эту тему читайте материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 05 за 2016 год):
  • "Гарантийные ремонты товаров: учет в сервисной организации";
  • "Гарантийные ремонты товаров: учет у производителя";
  • "Гарантийные ремонты товаров: учет у импортера-продавца";
  • "Гарантийные ремонты товаров: учет у розничного продавца".








Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения




1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV

2. ХКУ
– Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.

3. Закон № 1023
– Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 № 1023-XII.

4. Порядок № 506
– Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 № 506.

5. Постановление № 172
– постановление КМУ "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" от 19.03.94 № 172.









Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН