(0)
Конкурсы и розыгрыши призов среди покупателей: организационные моменты

Конкурсы и розыгрыши призов среди покупателей: организационные моменты

15 Серпня 2016

Конкурсы и розыгрыши призов среди покупателей: организационные моменты

Задати питання
Хочете дізнатися подробиці? — Запитайте нас! 
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Рекламные акции по розыгрышу призов – популярное рекламное мероприятие, позволяющее повысить спрос на продаваемые товары. Вместе с тем порядок организации таких мероприятий имеет особенности, которые необходимо учитывать во избежание проблем с контролирующими органами и покупателями. В этой статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о том, на что именно следует обратить внимание при организации конкурсов.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Законодательные ограничения

Сразу заметим, что не относятся к азартным играм (соответственно, и к игорному бизнесу) розыгрыши на бесплатной основе с рекламированием (популяризацией) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаков для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности субъектов хозяйствования, коммерческой программы с выдачей выигрышей в денежной или имущественной форме (ч. 2 ст. 1 Закона № 1334).

Согласно пп. 14.1.101 НКУ не считаются лотереей игры, которые проводятся на бесплатной основе юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями в целях рекламирования их товара (платной услуги), содействия их продаже (предоставлению) при условии, что организаторы этих игр тратят на их проведение свою прибыль (доход).

Поэтому розыгрыши призов в рекламных целях могут проводить любые субъекты хозяйствования.

В то же время Законом № 270/96 установлены законодательные требования к содержанию любых рекламных объявлений, в том числе и применительно к конкурсам. Так, согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 270/96 реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т. п. должна содержать информацию о сроках и месте проведения этих мероприятий и указывать информационный источник, из которого можно узнать об условиях и месте проведения заявленных мероприятий.

Информация о любых изменениях условий, места и сроков проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т. п. должна подаваться в том же порядке, в котором она была распространена.

Указанные условия важно четко соблюдать, поскольку в противном случае у субъекта хозяйствования могут возникнуть проблемы.

Распространенные рекламные нарушения: обзор судебной практики

Отсутствие информации об условиях проведения акции

Такое нарушение стало предметом рассмотрения в постановлении Одесского апелляционного хозяйственного суда от 03.03.2015 г. по делу № 923/1526/14.

В данном деле территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины применило к субъекту хозяйствования штраф за нарушение, предусмотренное ст. 151 Закона № 236/96.

В соответствии с указанной нормой распространением информации, которая вводит в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования (непосредственно или через другое лицо) одному, нескольким лицам либо неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности в результате избранного способа их изложения, умалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования.

Такие действия согласно ст. 1 Закона № 236/96 относятся к недобросовестной конкуренции. А совершение субъектами хозяйствования действий, определенных Законом № 236/96 как недобросовестная конкуренция, влечет за собой наложение штрафа в размере до 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (ст. 21 Закона № 236/96).

Поводом для применения штрафных санкций в рассматриваемом деле послужило то, что субъект хозяйствования не изложил подробно все условия проведения рекламной акции в месте продажи товара (на АЗС). В частности, разместив в сети АЗС на стелах рекламную информацию "Подарки каждому" и распространяя в ходе проведения акции подарочные сертификаты, потребителю, однако, не было гарантировано получение подарков.

По мнению контролирующих органов, было допущено правонарушение в виде "распространения информации, которая вводит в заблуждение", причем с двумя составляющими.

Во-первых, субъект хозяйствования сообщил в этой информации неполные данные посредством умалчивания подробных условий получения подарков, которые по официальным правилам акции имел право получить не каждый потребитель, а только тот, кто приобрел на АЗС не менее 25 литров бензина или дизельного горючего.

Во-вторых, в этой информации указывается о получении клиентом АЗС подарка за участие в акции, а фактически в качестве таких подарков клиентам АЗС предоставлялись подарочные сертификаты, которыми потребителю не гарантировано получение подарков (такие сертификаты не являются подарком).

Субъект хозяйствования настаивал на том, что нарушения не было, так как:

– потребители в полной мере могли воспользоваться своим правом на получение информации по условиям акции, поскольку рекламная информация была размещена на въезде на АЗС, а детальная информация содержалась на сайте субъекта хозяйствования;

– разместить детальную информацию о рекламной акции именно на стеле АЗС было невозможно ввиду ее значительного объема.

Вместе с тем суд эти доводы не убедили, и он отказал субъекту хозяйствования в удовлетворении иска.

"Просроченные" акции

Приведем в качестве связанного с такой ситуацией примера дело № 761/388/14-ц, рассмотренное в решении Шевченковского районного суда г. Киева от 26.05.2014 г. В нем покупатель пожаловался в общественную организацию "Защита прав потребителей, которые введены в заблуждение", и они совместно подали иск в суд на субъекта хозяйствования за следующее нарушение.

Покупатель приобрела бутылку йогурта с целью участия в акции, о которой указывалось на этикетке с надписью "Готовься к лету". Однако дома, ознакомившись через Интернет с официальными правилами акции, она выяснила, что срок проведения рекламной акции уже истек. Таким образом, на момент покупки акционного товара истица уже не могла принять участия в указанной акции.

По мнению истицы, ответчик нарушил требования ч. 1 ст. 151 Закона № 236/96, распространяя информацию, которая ввела ее в заблуждение, а именно: изложением неточных сведений, а также умалчиванием отдельных фактов (сроков проведения акции), повлиявших на намерения относительно приобретения.

Однако суд, ознакомившись с фотографией спорного товара, заметил, что на бутылке йогурта была размещена информация о сроках действия акции. Следовательно, покупатель имел возможность ознакомиться со сроком действия акции в момент выбора товара, то есть до его фактического приобретения.

На этом основании суд посчитал, что утверждения истицы о введения ее в заблуждение являются необоснованными.

Изменение условий акции

Покупатели могут подать иск о возмещении морального ущерба и в случае невыполнения условий акции. Подобные обстоятельства стали предметом рассмотрения, в частности, в решении Винницкого городского суда Винницкой области от 12.06.2015 г. по делу № 127/9730/15-ц.

В этом деле покупатель подал иск о взыскании морального ущерба за нарушение условий рекламной акции в связи со следующими обстоятельствами. В магазинах было объявлено о проведении акционной продажи товаров в определенный период. Для возможности получения акционных товаров необходимо было приобрести продовольственные и промышленные товары другого ассортимента на определенную сумму. Истцом был приобретен разнообразный товар на заявленную сумму, однако он так и не смог получить акционный товар в связи с отсутствием в торговой сети.

Суд обратил внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1144 ГКУ лицо имеет право публично пообещать вознаграждение (награду) за передачу ему соответствующего результата (передачу информации, нахождение вещи, нахождение физического лица и т. п.). Обещание вознаграждения является публичным, если оно сообщено в средствах массовой информации или иным образом неопределенному кругу лиц (ч. 2 ст. 1144 ГКУ). В сообщении публичного обещания вознаграждения должны быть определены задания, срок и место его выполнения, форма и размер вознаграждения (ч. 3 ст. 1144 ГКУ).

Суд пришел к выводу, что акция имеет признаки публичного обещания вознаграждения, поскольку провозглашена публично, вознаграждение имеет материальное содержание, а условием его получения является достижение определенного результата.

Публичное обещание вознаграждения является односторонней правовой сделкой и порождает обязательство по выплате вознаграждения. Но публичное обещание как юридический факт непосредственно не порождает обязанность осуществить выплату.

Такая обязанность на стороне лица, публично пообещавшего вознаграждение, возникает в случае передачи ему лицом, претендующим на вознаграждение, соответствующего результата и в пределах правовой сделки.

В этом деле рекламодателю удалось избежать необоснованных трат в связи с тем, что условия изменения рекламной акции были четко изложены в Правилах и условиях акции.

В частности, там было указано, что акция действует при условии наличия товара в местах ее проведения. Запас акционного товара ограничен. Организатор акции имеет право изменять условия акции или досрочно ее прекратить. Информация о внесении изменения или прекращения акции публикуется в местах проведения акции и на официальном сайте рекламодателя.

В результате суд отказал в удовлетворении иска, поскольку признал, что ответчик провел все необходимые действия по извещению потребителей об изменениях проведения акции.

Организация конкурса (розыгрыша)

Действия по организации проведения конкурса (розыгрыша) условно можно представить в виде таких этапов.

Этап 1. Принятие решения о проведении конкурса (розыгрыша). Такое решение оформляют приказом руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором указывается дата, место и цель их проведения, круг ответственных лиц. В данном случае цель проводимого мероприятия заключается в проведении конкурса (розыгрыша) по раздаче подарков (призов) для увеличения объемов продажи товаров. Поскольку такие акции проводятся в ограниченный период времени, необходимо точно указать время их проведения.

В некоторых случаях в приказе также указывают информацию о перечне товаров, вручаемых в качестве подарков (призов); способы размещение информации о проводимых розыгрышах; состав комиссии (ответственных лиц) для подведения итогов розыгрыша.

Этап 2. Подготовительные мероприятия к проведению рекламной акции. Они оформляются соответствующими документами. В частности, если субъект хозяйствования в течение определенного времени проводит несколько рекламных акций, обычно на основании приказа руководителя составляют календарный план проведения рекламного мероприятия с указанием ответственных лиц.

Кроме того, оформляют смету расходов на проведение таких мероприятий с указанием номенклатуры и количества товаров, которые предусматривается использовать в рекламной акции. При этом следует учесть, что обещанное вознаграждение (подарок, приз) потребитель при соблюдении условий рекламной акции должен получить гарантированно.

Если же есть сомнения по поводу того, сможет ли субъект хозяйствования обеспечить подарками всех желающих, следует предусмотреть возможность изменения условий акции и, в частности, сокращение периода ее действия.

Важно также детально изложить правила (условия) рекламной акции по проведению конкурса (розыгрыша), которые в обязательном порядке следует довести до сведения потребителя.

bulb.png
Необходимо учесть, что в случае персонифицированной раздачи подарков (призов) по результатам проведения конкурса (розыгрыша) субъект хозяйствования должен указать сведения о получателе такого подарка (приза) в форме № 1ДФ (подробнее об этом см. в статье "Конкурсы и розыгрыши призов среди покупателей: особенности учета" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 33 за 2016 год)).

Поэтому в правила (условия) проведения рекламной акции следует непременно включить условие об обязательности предъявления победителем акции копии регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или копии страниц паспорта с отметкой о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта (в случае отказа от получения идентификационного номера плательщика налога).

Этап 3. Подведение итогов акции и раздача призов (подарков). Если победителя акции определяют по результатам проведения розыгрыша (конкурса), желательно, чтобы такое решение принимала специально созданная комиссия. Такая комиссия оформляет соответствующее решение документально с указанием победителей акции.

Далее происходит раздача призов (подарков) победителям акции. При этом необходимо оформить расходные документы на отпуск материальных ценностей – скажем, акт о вручении приза. Поскольку такой документ можно отнести к категории первичных (им оформляют операцию выбытия товара), он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88.

По результатам проведенной акции составляют отчет о фактических расходах на проведение рекламного мероприятия, который утверждается руководителем.

Желательно также иметь документы, подтверждающие, что рекламная акция способствовала повышению спроса на товар. В частности, можно составить отчет о продажах товаров до рекламной акции и после, который будет свидетельствовать об увеличении объема продаж после проведения акции.




  Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУ
– Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. Закон № 270/96
– Закон Украины "О рекламе" от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

4. Закон № 236/96
– Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" от 07.06.96 г. № 236/96-ВР.

5. Закон № 996
– Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

6. Закон № 1334
– Закон Украины "О запрещении игорного бизнеса в Украине" от 15.05.2009 г. № 1334-VI.

7. Положение № 88
– Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН

Ще більше матеріалів та аналітики в системах ЛІГА:ЗАКОН

Отримати БЕЗКОШТОВНИЙ
доступ до ЛІГА:ЗАКОН