(0)
Експорт товарів: валютне регулювання та податковий облік

Експорт товарів: валютне регулювання та податковий облік

27 Квітня 2017

Експорт товарів: валютне регулювання та податковий облік

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Отражение в учете операций по экспорту товаров имеет особенности. Эти моменты в данной статье и рассмотрит издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Валютное регулирование

Экспорт (окончательный вывоз) – это таможенный режим, в соответствии с которым украинские товары выпускаются для свободного обращения за пределами таможенной территории Украины без обязательств относительно их обратного ввоза (ч. 1 ст. 82 ТКУ). (Особенности таможенного оформления товаров в режиме экспорта налоговики разъяснили в разделе 204.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

В части валютного регулирования таких операций следует учесть, что выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 120 календарных дней с даты оформления (выписки вывозной таможенной декларации) экспортируемой продукции (ст. 1 Закона № 185 с учетом п. 1 Постановления № 410).

Причем банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего (п. 2.3 Инструкции № 136). А поступление валюты на распределительный счет банка, по мнению официальных органов, не свидетельствует об окончании срока проведения расчетов (см. письмо НБУ от 21.11.2016 г. № 40-0004/95287, разъяснение из раздела 114.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Нарушение резидентами указанных сроков влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки в иностранной валюте, пересчитанной в гривню по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (ст. 4 Закона № 185). Однако общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки.

Причем уполномоченные банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачислением встречных однородных требований (п. 4 Постановления № 410, разъяснение из раздела 114.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ):

– в иностранной валюте 1-й группы Классификатора / российских рублях (независимо от суммы операции);

– в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачислением в пределах одного договора по экспорту товаров, превышает в эквиваленте 500000 долларов США).

Стоит также учесть, что на данный момент действует требование относительно обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины (далее – МВРУ) поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физических лиц – предпринимателей, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ (п. 2 Постановления № 410).

Эти поступления подлежат обязательной продаже на МВРУ в размере 50 %. Уполномоченный банк обязан осуществить обязательную продажу поступлений в инвалюте в соответствии с этими требованиями исключительно на следующий рабочий день после дня зачисления таких поступлений на распределительный счет банка.

Налог на прибыль

В НКУ предусмотрена только одна корректировка финрезультата по операциям по экспорту товаров и касается она только контролируемых операций. В частности, "высокодоходные" плательщики налога на прибыль (с годовым доходом более 20 млн. грн), а также лица, не поставившие в декларации по налогу на прибыль предприятий отметку о непроведении корректировок, увеличивают финрезультат на сумму превышения цены, определенной по принципу "вытянутой руки", над договорной (контрактной) стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 НКУ (пп. 140.5.1 НКУ).

В остальных случаях корректировки финрезультата для операций по экспорту товаров согласно НКУ не делают. Соответственно, все налогоплательщики отражают такие операции исключительно по бухгалтерским правилам, с чем соглашаются и налоговики (см. письма Главного управления ГФС в Одесской области от 28.12.2015 г. № 3359/10/15-32-01-14, от 29.02.2016 г. № 441/10/15-32-12-01-16). Подробнее об этом узнайте из статьи "Экспорт товаров: бухгалтерский учет" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 18-19 за 2017 год).

НДС

Операции по вывозу товаров в таможенном режиме экспорта облагаются НДС по нулевой ставке (пп. "а" пп. 195.1.1, п. 206.4 НКУ). При этом датой возникновения налоговых обязательств является дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства (пп. "б" п. 187.1 НКУ).

По мнению контролеров, такой датой является при оформлении таможенной декларации:

– в бумажном виде – дата осуществления соответствующей записи на таможенной декларации должностным лицом таможенного органа, засвидетельствованная печатью;

– в электронном виде – дата внесения в таможенную декларацию должностным лицом таможенного органа, завершившим таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и засвидетельствование такой декларации электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.

Такой подход был изложен в письмах ГФСУ от 19.01.2016 г. № 917/6/99-99-19-03-02-15, от 25.02.2016 г. № 4179/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.2016 г. № 9617/6/99-99-15-03-02-15, Главного управления ГФСУ в г. Киеве от 08.02.2017 г. № 2670/10/26-15-12-01-18, разъяснении из раздела 101.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Налоговики также отмечают, что на дату возникновения налогового обязательства плательщик НДС – экспортер составляет налоговую накладную с учетом официального курса гривни к иностранным валютам, который установлен Нацбанком в предыдущий рабочий день (разъяснение из раздела 101.09 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Эту налоговую накладную поставщик заполняет на государственном языке. Однако в случае невозможности перевода на государственный язык наименования нерезидента, заполнение строки "Отримувач (покупець)" в такой налоговой накладной допускается без перевода на государственный язык (разъяснение из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Отдельного внимания заслуживает порядок обложения операций по экспорту товаров в ситуации, когда договорная цена ниже минимальной базы обложения НДС, установленной в абз. 2 п. 188.1 НКУ (в частности для товаров – ниже цены приобретения).

Контролеры придерживаются позиции, что ту часть стоимости товаров, на которую минбаза обложения НДС по экспортным поставкам превышает договорную стоимость, нужно облагать НДС по ставке 20 % (см., в частности, письма ГФСУ от 11.08.2015 г. № 16964/6/99-99-19-03-02-15, от 26.01.2016 г. № 1389/6/99-99-19-03-02-15, от 19.04.2016 г. № 8831/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.2016 г. № 9529/6/99-99-15-03-02-15).

Эту позицию они аргументируют тем, что "вершок" в виде разницы между минбазой обложения НДС и договорной стоимостью не формирует стоимость экспортируемого товара. Следовательно, эта часть стоимости не является экспортной операцией, не может облагаться налогом по нулевой ставке и поэтому подлежит обложению НДС по основной ставке – 20 %.

В то же время в отношении операций по экспорту зерна ГФСУ подтверждает право на применение нулевой ставки НДС и к сумме превышения минбазы (см. письма ГФСУ от 25.05.2016 г. № 11359/6/99-99-15-03-02-15, № 11361/6/99-99-15-03-02-15, № 11358/6/99-99-15-03-02-15).

Позицию о начислении налоговых обязательств по ставке 20 % с суммы превышения минбазы по любым экспортным операциям можно считать незаконной, что подтверждают и суды (см., к примеру, постановления ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/47756/15, от 22.03.2016 г. № К/800/48575/15).

Об особенностях временного ввоза и реэкспорта узнайте из статьи "Временный ввоз и реэкспорт товаров: таможенное регулирование и налогообложение" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 18-19 за 2017 год).





  Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ТКУ – Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

3. Закон № 185 – Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

4. Инструкция № 136 – Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления Нацбанка от 24.03.99 г. № 136.

5. Постановление № 410 – постановление Правления Нацбанка "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины" от 13.12.2016 г. № 410.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация