(0)
Безкоштовне отримання необоротних активів у бюджетників: беремо на облік і нараховуємо амортизацію

Безкоштовне отримання необоротних активів у бюджетників: беремо на облік і нараховуємо амортизацію

12 Червня 2017

Безкоштовне отримання необоротних активів у бюджетників: беремо на облік і нараховуємо амортизацію

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Для бюджетных учреждений бесплатное получение необоротных активов – явление довольно обычное. Но их учет в значительной степени зависит от того, что именно получено и от кого: основные средства (далее – ОС) или прочие необоротные материальные активы (далее – прочие НМА). Для учета имеет значение и то, переданы и получены новые необоротные активы или частично изношенные. Об этом и другом поговорим в этой статье.


.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Бесплатно полученные ОС и прочие НМА условно можно разделить на две группы:

– полученные в порядке внутриведомственной передачи, то есть в пределах главного распорядителя бюджетных средств от одного бюджетного учреждения к другому;

– полученные от физлиц и юрлиц, в частности в качестве подарков и благотворительных взносов.

В зависимости от того, кто именно (бюджетное учреждение или другое юрлицо, физлицо) бесплатно передает необоротные активы, существуют определенные особенности. Однако сначала остановимся на общих правилах учета и оформлении получения необоротных активов, определенных НП(С)БУгс 121 "Основные средства", Порядком № 1219 и Методрекомендациями по учету ОС.


Новые правила учета необоротных активов

С начала 2015 года бюджетные учреждения применяют НП(С)БУгс 121 "Основные средства", которое определяет методологию и правила учета и для ОС, и для прочих НМА. В последний раз в него вносили изменения более года назад.

Но с 1 января 2017 года бюджетные учреждения применяют новый План счетов и новую Типовую корреспонденцию, а также вступили в силу остальные НП(С)БУгс. Безусловно, обновление нормативного законодательства существенно повлияло и на учет ОС и прочих НМА.

Так, изменилась методология учета, появились такие понятия как "целевое финансирование", "внесенный капитал" и одноименные субсчета, изменились правила признания доходов от бесплатных поступлений, а также начали использовать различные расходные субсчета для отнесения сумм амортизации.

Поэтому акцентируем внимание на основных учетных нюансах, касающихся, в том числе, и бесплатно полученных необоротных активов.

Стоимостный критерий

К объектам основных средств относят необоротные активы, стоимость приобретения которых превышает 6000 грн (без НДС), а ожидаемый срок использования – более одного года.

К малоценным необоротным материальным активам относят предметы, стоимость которых не превышает 6000 грн (без НДС) и срок использования – свыше одного года (абз. 3 пп. 3.2.3 разд. ІІ НП(С)БУгс 121 "Основные средства").

!
Стоимостный показатель свыше 6000 грн (без НДС) для отнесения к объектам ОС применяют с 10.05.2016 г., а до этой даты действовал общий показатель – более 2500 грн (без НДС), а для сценически-постановочных средств – 5000 грн (без НДС) за единицу, а до 06.08.2013 г. было свыше 1000 грн (без НДС).

Поэтому при внутриведомственной передаче первоначальная стоимость объектов ОС, которые приобретались ранее, может оказаться и менее 6000 грн, или даже менее 1000 грн. Такое может быть, ведь такие активы относили к ОС по нормам, действовавшим на момент их приобретения. Минфин же подчеркивал в письме от 23.09.2013 г. № 31-08420-07/28-311/301, что они не подлежат переклассификации в связи с изменением стоимостных показателей.

Целевое финансирование

Введен новый субсчет 5411 "Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств", аналога которому раньше не было. На нем ведут учет средств, выделенных из соответствующего бюджета на приобретение (создание) необоротных активов: при поступлении таких средств их признают целевым финансированием, а после ввода в эксплуатацию необоротных активов эту сумму включают во внесенный капитал.

Внесенный капитал

Это новое понятие для бюджетников и по поводу его применения у бухгалтеров возникает множество вопросов. Чтобы с ним разобраться, обратимся к характеристике субсчета 5111 "Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств". Внесенный капитал увеличивают:

при оприходовании активов, закрепленных на праве оперативного управления за бюджетным учреждением по решению органа управления;

на сумму целевого финансирования, предназначенного для создания (приобретения) необоротных активов и выделенного из соответствующего бюджета.

! Несмотря на то, что на 01.01.2017 г. остатки с бывшего субсчета 401 "Фонд в необоротных активах по их видам" были перенесены на субсчет 5111, аналогию между этими субсчетами проводить не стоит. Именно так предлагали сделать Методрекомендации № 1127, но вследствие такого перенесения на субсчете 5111 отражается внесенный капитал, созданный до 01.01.2017 г., частично (а не в полной сумме).

Так, на субсчете 401 отражалась на 01.01.2017 г. остаточная стоимость объектов необоротных активов, которая в предыдущие годы уменьшалась при начислении амортизации, а на субсчете 5111 должна отражаться сумма внесенного капитала, которая уменьшается только в случае списания необоротных активов или их изъятия (передачи, реализации) по решению органа управления.

Ввод в эксплуатацию

Начиная с 2015 года все расходы, связанные с созданием необоротных активов, включали в капитальные инвестиции в ОС или прочие НМА. Для зачисления объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав ОС оформляют Акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818. Такой акт составляют для объектов, которые приобретены, созданы (произведены), а также для ввода в эксплуатацию бесплатно полученных ОС. Так же оформляют и ввод в эксплуатацию прочих НМА.

Амортизация

Дата ввода объекта ОС в эксплуатацию дает старт для начисления амортизации: амортизацию на ОС начисляют со следующего месяца после того, как объект стал пригодным к полезному использованию и введен в эксплуатацию (абз. 3 п. 5 разд. IV НП(С)БУгс 121 "Основные средства").

Бюджетное учреждение, которое списывает с баланса объект ОС или передает его в порядке внутриведомственной передачи, должно начислить амортизацию в месяце выбытия (абз. 5 п. 5 разд. IV НП(С)БУгс 121 "Основные средства").

На прочие НМА 50-процентную амортизацию начисляют в первом месяце использования, то есть в месяце ввода объекта в эксплуатацию, а остальные – в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) (абз. 1 п. 7 разд. IV НП(С)БУгс 121 "Основные средства").

Амортизацию теперь начисляют по дебету субсчета 8014, а в конце каждого квартала закрывают расходы на финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода (субсчет 5511), который в свою очередь закрывают через субсчет 5512 "Накопленные финансовые результаты выполнения сметы" отчетного. В прошлом году амортизацию начисляли тоже через расходный субсчет (841), но одновременно уменьшали фонд у необоротных активов.

В продолжение темы отражения в бюджетном учете бесплатно полученных необоротных активов см. статью "Подарки и внутриведомственная передача ОС: учетные нюансы у бюджетников".



  Светлана Листровая,
бухгалтер-эксперт



1. НП(С)БУгс 121 "Основные средства" – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

2. Методрекомендации по учету ОС – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

3. План счетов – План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

4. Порядок № 1219 – Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

5. Приказ № 818 – приказ Минфина "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления" от 13.09.2016 г. № 818.

6. Методрекомендации № 1127 – Методические рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и переносу остатков, утвержденные приказом Минфина от 21.12.2016 г. № 1127.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН бесплатная презентация