(0)
Мораторий на проверки, или Кого можно "гнать в шею"

Мораторий на проверки, или Кого можно "гнать в шею"

2 Березня 2015

Мораторий на проверки, или Кого можно "гнать в шею"

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





В последнее время создается впечатление, что ширина пояса, который вынужден затянуть бизнес, достигла его шеи. Причина тому - не только финансовый кризис и проблемное украинское законодательство, но и проверки. Причем сейчас все больше вопросов возникает относительно моратория на проверки. Итак, о счастливчиках, которым можно вздохнуть с облегчением, и о тех, кому придется готовиться к встрече с контролерами, поговорим в статье.

Прежде всего напомним, что в 2014 году мы говорили о моратории на проверки на протяжении августа – декабря прошлого года исходя из норм ст. 31 Закона о госбюджете на 2014 год. Так, проверки могли проводиться только на основании разрешения Кабмина или по заявке самого субъекта хозяйствования, правда, указанные требования не касались проверок органов ГФСУ, поскольку за ними сохранялось право на проверку. И что бы там не говорили, но в 2014 году у нас была четко прописанная норма, чего не скажешь о 2015 - м.

.   
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Мораторий - 2015: что имеем?

А имеем Закон № 71 и Закон № 76, нормы которых несколько противоречат друг другу.

Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются на протяжении января – июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки.

(п. 8 р. ІІІ Закона № 76)

Все предельно понятно: ГФСУ и Госфининспекция имеют полное право проверять. Однако не будем спешить с выводами.

Установить, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины. Указанное ограничение не распространяется:

с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или вырабатывают и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость;

с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.

(п. 3 р. ІІ Закона № 71)

Как видим, п. 3 р. ІІ Закона № 71, в отличие от п. 8 р. ІІІ Закона № 76, расширил круг оснований для проведения проверок. При этом ГФСУ и Госфининспекция привилегий для проверок не имеют.

Вместе с тем, до сих пор не исправлена ошибка п. 3 р. ІІ Закона № 71, ссылающегося на п. 27 подр. 10 р. XX "Переходные положения" НКУ. Понятно, что речь идет именно о п. 28 подр. 10 р. XX "Переходные положения" НКУ.

Кстати, на эту ошибку не обратили внимания и налоговики в письме от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17.

Таким образом, учитывая вышеприведенное, проверкам контролеров не подлежат предприятия и ФЛП с объемом дохода за предыдущий календарный год до 20 млн. грн., которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или не вырабатывают, и/или не реализуют подакцизные товары. При этом, если нет разрешения Кабмина Украины, желания самого субъекта хозяйствования, решения суда или требований УПК. Однако такого субъекта хозяйствования могут проверить на предмет наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС. Попадают в ряды счастливчиков и плательщики единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно начали применять РРО (п. 28 подр. 10 р. XX "Переходные положения" НКУ).

В письме ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 контролеры пришли к аналогичному выводу, не вспомнив при этом нормы Закона № 76.

Кому ждать проверок в 2015 году

Подытоживая вышеприведенное и учитывая п. 3 р. ІІ Закона № 71, к проверкам придется готовиться:

• субъектам хозяйствования с объемом дохода свыше 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год. Для таких субъектов хозяйствования проверки происходят по всем направлениям;

• субъектам хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или вырабатывают, и/или реализуют подакцизные товары независимо от объемов дохода за предыдущий календарный год. Проверки таких хозсубъектов осуществляются на общих основаниях. Хотя, учитывая п. 8 р. ІІІ Закона № 76, которым установлен мораторий на проверки, установленный на протяжении января – июня 2015 года, проверять могут только ГФСУ и Госфининспекция;

• субъектам хозяйствования с объемом дохода за предыдущий календарный год до 20 млн. грн., которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или не вырабатывают, и/или не реализуют подакцизные товары, – на предмет наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС. Вместе с тем, по другим вопросам в 2015 и 2016 годах их могут проверять  исключительно с разрешения Кабмина, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или согласно требованиям УПК;

• с 1 июля 2015 года плательщикам единого налога второй и третьей (физическим лицам – предпринимателям) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно не начали применять РРО.

Вместе с тем, следует напомнить, что обязательное применение РРО плательщиками ІІ и ІІІ групп начинается:

– для плательщиков единого налога ІІІ группы – с 01 июля 2015 г.;

– для плательщиков единого налога ІІ группы – с 01 января 2016 г. (абз. 13 и 14 п. 110 р. І Закона № 71). Об этом издание "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" писало в статье "Применение РРО: изменения-2015" (№ 01-02 за 2015 год).

Не совсем понятно, почему плательщики единого налога ІІ группы будут проверяться с 1 июля 2015 года, поскольку имеют в запасе еще полгода - до 1 января 2016 года. Вероятно, это очередная ошибка.

Обращаем внимание на то, что обнародован проект распоряжения Кабмина, которым предлагается предоставить органам ГФСУ разрешение на проведение проверок налогоплательщиков, представляющих уточняющие расчеты для достижения налогового компромисса. То есть ГФС может быть предоставлено разрешение проводить документальные проверки во время реализации процедуры достижения налогового компромисса в условиях моратория на проведение проверок налогоплательщиков в 2015 и 2016 годах.

Однако контролеры сами себе разрешили проверку и, как всегда, письмом.

Контролирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, Заявления о компромиссе и Перечня (описи), принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки.

(письмо ГФСУ от 02.02.2015 г. № 3217/7/99-99-15-01-04-17)

Итак, учитывая вышеупомянутое, если предприятие или ФЛП не входят в вышеприведенный перечень, но кто-то из контролеров решился их побеспокоить, то, как заметил Премьер-министр-Украины, – гоните в шею таких проверяющих!

О проведении фискальными органами проверок, расскажут материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":

"Документальная плановая проверка органами ГФСУ" (№ 9 за 2015 год);

"Документальные внеплановые проверки органами ГФСУ" (№ 9 за 2015 год);

"Электронные проверки – 2015" (№ 9 за 2015 год);

"Камеральные проверки: когда и как проводятся" (№ 9 за 2015 год);

"Фактическая проверка, или Не ждали? А мы пришли" (№ 9 за 2015 год).



Галина Зубарь,
главный редактор "Б&З",
ЛІГА:ЗАКОН



1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 71 – Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

3. Закон № 76 – Закон Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28.12.2014 г. № 76-VIII.

4. Закон о госбюджете на 2014 год – Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2014 год" от 16.01.2014 г. № 719-VII.

5. УПК – Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

 

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН