|
Форс-мажорные обстоятельства определение
На сегодня действующим законодательством не установлено обобщенное определение форс-мажорных обстоятельств. В отдельных нормативных актах, для отдельных случаев определение, что же такое форс-мажорные обстоятельства, приведено.
|
Как видите, перечень всех возможных форс-мажорных обстоятельств достаточно значителен.
В нормативке часто встречается понятие чрезвычайных ситуаций (ситуаций непреодолимой силы), что по своей сути принадлежат к форс-мажорным обстоятельствам.
Так, согласно п. 3.1 Национального классификатора чрезвычайных ситуаций ДК 019:2010 чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в частности эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, пожаром, что привело (может привести) к возникновению большого количества пострадавших, угрозы жизни и здоровью людей, их гибели, значительных материальных потерь, а также к невозможности проживания населения на территории или объекте, осуществления там хозяйственной деятельности.
Чрезвычайные ситуации классифицируют по характеру происхождения, степени распространения, размеру человеческих потерь и материального ущерба.
В зависимости от характера происхождения событий, что могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Украины, определяют такие виды чрезвычайных ситуаций:
– техногенного характера;
– естественного характера;
– социального характера;
– военного характера.
Следствиями форс-мажорных обстоятельств для предприятия в большинстве случаев являются убытки. Для того, чтобы их отобразить в учете, данную операцию нужно задокументировать.
Документирование факта убытков от форс-мажора
На начальном этапе фиксирования убытков от форс-мажорных обстоятельств нужно побеспокоиться о наличии официальных документов. Так, причиненные убытки в случае кражи или поджога должны быть зафиксированы в соответствующем заявлении в органы МВД. Если же дело имеем с обстоятельствами непреодолимой силы в виде пожара (поджога) или естественного, техногенного, военного происхождения, следует получить акты установления чрезвычайных событий МЧС, удостоверяющие пожар, стихийное бедствие, техногенную аварию и т. п.
Если основные средства уничтожены в связи с боевыми действиями на территории АТО, то чтобы списать с учета такой объект, следует получить сертификат Торгово-промышленной палаты Украины. Об этом, в частности, идет речь в письме ГФСУ от 07.11.2014 г. № 6437/6/99-99-19-02-02-15. Собственно, там указано, что единым надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имеющих место на территории проведения антитеррористической операции, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.
Вообще все вышеприведенные документы будут фиксировать форс-мажорные события. Но суммы причиненных убытков нужно определять самостоятельно.
Для этого сначала следует припомнить, что обязательное проведение инвентаризации происходит в случае (п. 7 раздела І Положения № 879):
– установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия;
– техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) в объеме, определенном руководителем предприятия;
– в других случаях, предусмотренных законодательством.
Если на предприятии обнаружили кражу или порчу (уничтожение) активов в связи с форс-мажорными обстоятельствами, то в таком случае инвентаризацию проводят в день выявления этих обстоятельств. Если же состоялась техногенная авария, пожар или стихийное бедствие, то инвентаризацию причиненного вреда проводят на следующий день после окончания этих чрезвычайных событий. По итогам инвентаризации вы и установите количество поврежденного или уничтоженного имущества.
! |
В соответствии с п. 8 р. І Положения № 879 предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда появится возможность обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода. |
Данные инвентаризации указывают в инвентаризационных описях (можно использовать Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме № М-21, утвержденной приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. № 193).
Кроме того, инвентаризационная комиссия формирует протокол, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия (п. 1 раздела ІV Положения № 879). В протоколе указываются, в частности, причины порчи и уничтожения матценностей. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 раздела ІV Положения № 879).
Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (см. п. 3 раздела ІV Положения № 879).
Порядок бухгалтерского и налогового учета убытков, причиненных предприятию от форс-мажорных обстоятельств в отдельных случаях, раскрыт в материалах издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":
"Убытки от форс-мажора: оформление и отражение в учете потери ТМЦ" (№ 08 за 2015 год);
"Убытки от форс-мажора: уничтожение или частичное уничтожение основных средств" (№ 11 за 2015 год);
"Убытки от форс-мажора: уценка поврежденных товаров" (№ 11 за 2015 год).
Об особенностях учета в случае получения бюджетного возмещения узнайте из материала "Убытки от форс-мажора: получаем страховое возмещение" (№ 11 за 2015 год).
Дмитрий Боровенко,
консультант по налоговому и бухгалтерскому учету
консультант по налоговому и бухгалтерскому учету
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 года № 2755-VІ.
2. Закон о ТПП – Закон Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 02.12.97 года № 671/97-ВР.
3. Положение № 879 – Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 года № 879.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.