(0)
Создание турагентства: организационные вопросы

Создание турагентства: организационные вопросы

10 Серпня 2015

Создание турагентства: организационные вопросы

Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.






В любое время находятся люди, которые предпочитают организованно отдохнуть как в пределах Украины, так и за границей. Турагентства становятся "связующим звеном" между туроператорами и гражданами. В статье "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" расскажет о том, как создать турагентство.

Особенности осуществления деятельности турагентами

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок осуществления деятельности в сфере туризма, является Закон № 324/95.

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию
Туристические агенты (турагенты) – юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг (ст. 5 Закона № 324/95).

Таким образом, турагентами могут выступать:

• юридические лица любой организационно-правовой формы;

• физические лица – предприниматели.

Турагенты имеют право реализовывать туристический продукт и туристические услуги только на основании посреднического договора. Причем согласно ст. 5 Закона № 324/95 права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором и турагентом определяются в соответствии с общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором, заключенным между ними, а также данным Законом.

То есть во взаимоотношениях с туроператором приоритет имеет агентский договор. Основные положения о порядке заключения агентских договоров содержит гл. 31 ХКУ. В соответствии с нормами ст. 295 ХКУ определяющим условием агентских договоров является то, что агент в них действует от имени представляемого субъекта и предоставляет ему услуги по заключению договоров с третьим лицами (в данном случае – с туристами).

Агент обязан уведомлять представляемое лицо о каждом факте заключения договора в его интересах (ч. 1 ст. 298 ХКУ). При этом согласно нормам ч. 2 ст. 301 ХКУ агентское вознаграждение выплачивается агенту только после поступления оплаты от третьего лица по договору, если иное не предусмотрено в агентском договоре.

На практике агентское вознаграждение турагент обычно удерживает из сумм, поступивших от туриста. И только в редких случаях такое вознаграждение туроператор выплачивает отдельно.

Следует учесть, что во взаимоотношениях с иными субъектами туристической деятельности турагент может использовать другие виды посреднических договоров, в частности договоры поручения или комиссии.

Применительно к турагенту нормативные акты не содержат условия о том, что турагентская деятельность является исключительным видом деятельности, поэтому, в принципе, турагент может осуществлять и другие разрешенные виды деятельности.

Внимание: турагенты не имеют права осуществлять посредническую деятельность по заключению договоров на территории Украины с иностранными субъектами туристической деятельности. Такая деятельность может осуществляться только через туроператоров, созданных по законодательству Украины (ст. 37 Закона № 324/95, письмо Гостуризма от 10.10.2007 г. № 3-Д).

На данный момент деятельность турагентов не подлежит лицензированию.

С целью обеспечения прав и законных интересов граждан – потребителей туристических услуг турагент обязан осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности (гарантией банка или другого кредитного учреждения) перед туристами. Минимальный размер финансового обеспечения турагента должен составлять сумму, эквивалентную 2000 евро и более (ст. 15 Закона № 324/95).

Система налогообложения

Для юридических лиц никаких ограничений применительно к турагентской деятельности нет, поэтому такие субъекты могут использовать:

• общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль;

• упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога.

В то же время использование упрощенной системы налогообложения для турагентов выгоднее по ряду причин, на которых мы остановимся ниже.

Физические лица – предприниматели, относящиеся к турагентам, также могут выбирать:

• общую систему налогообложения (с уплатой налога на доходы физических лиц) или

• упрощенную систему с уплатой единого налога.

С позиции оптимизации налогообложения частным предпринимателям – турагентам наиболее выгодно быть плательщиками единого налога второй группы, для которых согласно пп. 2 п. 293.2 НКУ установлены фиксированные ставки единого налога в пределах до 20 % размера минимальной заработной платы (в 2015 году – до 243,6 грн.).

Однако следует учесть, что плательщики – физические лица – предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность во второй группе единого налога, могут предоставлять услуги только плательщикам единого налога и/или населению (пп. 2 п. 291.4 НКУ).

И поскольку по посредническим договорам с туроператорами услуги предоставляются именно туроператорам, турагент – плательщик единого налога второй группы не сможет сотрудничать с туроператорами – плательщиками налога на прибыль. Если такое сотрудничество имеет разовый характер, можно заключить посреднический договор комиссии с туристом на приобретение каких-либо туристических услуг для него, но на постоянной основе так сотрудничать не получится.

В итоге турагенты обычно выбирают третью группу единого налога, в которую включаются (пп. 3 п. 291.4 НКУ):

• физические лица – предприниматели, не использующие труд наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, не ограничено и

• юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20000000 гривен.

! В соответствии с п. 292.4 НКУ в случае предоставления услуг по договорам поручения, комиссии или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента). Причем в письме Главного управления ГФС в г. Киеве от 06.05.2015 г. № 1313/К/26-15-17-04-14 было подтверждено, что доходом физического лица – предпринимателя – плательщика единого налога (турагента), который предоставляет услуги по агентскому договору, является размер полученного вознаграждения.

Таким образом, предельный размер дохода (20000000 грн.) и сумму единого налога турагент рассчитывает от суммы агентского вознаграждения.

В случае выбора третьей группы единого налога турагент может выбрать ставку единого налога (п. 293.3 НКУ) в размере:

• 2 % дохода – в случае уплаты НДС согласно НКУ;

• 4 % дохода – в случае включения НДС в состав единого налога.

Для турагентов обычно выгоднее использовать 4 %-ю ставку единого налога без НДС, ведь с 01.01.2015 г. для регистрации налоговых накладных в ЕРНН нужно бронировать (отвлекать) денежные средства из оборота.

Итак, первым преимуществом использования упрощенной системы налогообложения является оптимизация налогообложения: турагент платит единый налог из расчета 4 % от суммы агентского вознаграждения вместо 18 % налога на прибыль, рассчитанного исходя из прибыли, полученной от реализации агентских услуг.

Второе преимущество состоит в особом порядке применения регистраторов расчетных операций (РРО). До 01.01.2015 г. турагентства-юрлица на общей системе налогообложения не применяли РРО на основании норм ч. 1 ст. 9 Закона № 265/95. С 01.01.2015 г. в указанной норме не оговаривается возможность неприменения РРО касаемо услуг, поэтому турагенты при предоставлении услуг должны его использовать.

В то же время турагенты, являющиеся физическими лицами – предпринимателями и находящиеся на упрощенной системе налогообложения, имеют право не использовать РРО. Ведь согласно п. 296.10 НКУ РРО не применяются плательщиками единого налога второй и третьей групп (физические лица – предприниматели) вне зависимости от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен.

В случае превышения в календарном году объема дохода 1000000 гривен применение РРО для такого плательщика единого налога является обязательным.

Документооборот

Турагент заключает с туристом договор на туристическое обслуживание, в соответствии с которым одна сторона (туроператор) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его (ст. 20 Закона № 324/95). Существенные условия договора на туристическое обслуживание указаны в ст. 20 Закона № 324/95.

Письменный договор на туристическое или на экскурсионное обслуживание может заключаться путем выдачи ваучера (ст. 23 Закона № 324/95). Порядок заполнения ваучера изложен в Инструкции № 50.

На заметку: на территории Украины туристы могут провести оплату по договорам на туристическое обслуживание только в гривнях, поскольку валюта Украины является единственным законным средством платежа на территории Украины (ч. 1 ст. 3 Декрета № 15-93) и использование иностранной валюты требует получения индивидуальной лицензии (пп. "г" п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93).

При этом следует учесть, что изменение цены туристического продукта после заключения договора на туристическое обслуживание допускается только в следующих случаях (ст. 20 Закона № 324/95):

• необходимости учета изменения тарифов на транспортные услуги;

• ввода новых или повышения действующих ставок налогов и сборов и других обязательных платежей;

• изменения курса гривни к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта.

Изменение цены туристического продукта возможно не позже чем за 20 дней до начала туристического путешествия. При этом увеличение цены туристического продукта не может превышать 5 % его начальной цены. В случае если цена туристического продукта превышает начальную цену на 5 %, турист имеет право отказаться от выполнения договора, а туроператор (турагент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму.

Субъекты туристической деятельности, в том числе турагенты, обязаны обеспечить страхование туристов (медицинское и от несчастного случая) на основе соглашений со страховщиками (ст. 16 Закона № 324/95). Туристы вправе самостоятельно заключать договоры на такое страхование, но тогда они обязаны заблаговременно подтвердить турагенту наличие должным образом заключенного договора страхования.

По факту выполнения агентской услуги желательно составить отчетный первичный документ, в частности отчет агента или акт оказанных услуг, подписание которого сторонами будет подтверждать факт оказания услуги турагентом. Этот документ необходим для целей ведения налогового и бухгалтерского учета.

Также читайте на эту тему следующие материалы издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":
  • "Деятельность туроператоров: особенности учета" (№ 32 за 2015 год);
  • "Деятельность туроператоров: организационные вопросы" (№ 32 за 2015 год);
  • "Турагентства: особенности учета" (№ 32 за 2015 год).



Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. Закон № 324/95 – Закон Украины "О туризме" от 15.09.95 г. № 324/95-ВР (в редакции Закона Украины от 18.11.2003 г. № 1282-IV).

4. Закон № 265/95 – Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III).

5. Декрет № 15-93 – Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 г. № 15-93.

6. Инструкция № 50 – Инструкция о порядке оформления ваучера на предоставление туристических услуг и его использование, утвержденная приказом Государственной туристической администрации Украины от 06.06.2005 г. № 50.






Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН