(0)
Магазины Duty Free: правовые основы

Магазины Duty Free: правовые основы

21 Листопада 2016

Магазины Duty Free: правовые основы

Задати питання
Хочете дізнатися подробиці? — Запитайте нас! 
Предлагаем Вашему вниманию материал электронного аналитического еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». Издание входит в системы ЛІГА:ЗАКОН. По вопросам использования изданий «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и «ЮРИСТ & ЗАКОН» или их подключения обращайтесь по тел.: (044) 501-3-700.





Магазины Duty Free находятся в зонах пропуска через таможенную границу Украины. Их работа имеет специфику, поскольку товары находятся под таможенным контролем, а расчеты проводятся в иностранной валюте. В данной статье рассмотрим правовые основы деятельности магазинов беспошлинной торговли (МБТ).

.
Законы, связанные с этой статьей, подробные консультации, комментарии налоговых органов – все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Закажите бесплатную презентацию

Общие моменты

Деятельность МБТ регламентируется рядом нормативных документов, основными среди которых являются ТКУ и Правила № 1089.

МБТ – это специализированное торговое заведение, расположенное в пункте пропуска через государственную границу Украины, открытом для международного соединения, а также на воздушном или водном транспортном средстве коммерческого назначения, которое выполняет международные рейсы, и предназначено для реализации товаров, помещенных в таможенный режим беспошлинной торговли (ч. 1 ст. 420 ТКУ).

МБТ осуществляют продажу товаров (ч. 2 ст. 420 ТКУ, п. 3 Правил № 1089):

– гражданам, выезжающим за пределы таможенной территории Украины;

– пассажирам международных рейсов, выполняемых воздушными и водными транспортными средствами коммерческого назначения, которые эксплуатируются резидентами. Реализация МБТ товаров, помещенных в таможенный режим беспошлинной торговли, предприятиям запрещается (ч. 2 ст. 420 ТКУ).

МБТ реализуют товары физическим лицам, отбывающим за границу, при условии предъявления ими удостоверяющего лицо документа, с отметкой о прохождении таможенного контроля или принадлежащего им проездного документа на транспортное средство, направляющегося за пределы Украины (п. 5 Правил № 1089). По поводу правомерности получения этой информации см. письмо Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных от 16.10.2013 г. № 09/2619-13.

В связи с этим в МБТ должны размещаться на видном месте объявления (рекламные листки) о том, что (п. 21 Правил № 1089):

– продажа товаров осуществляется только при условии представления гражданами документов согласно требованиям п. 5 Правил № 1089;

– запрещена продажа алкогольных напитков пассажирам в возрасте до 21 года и табачных изделий – в возрасте до 18 лет;

– кассовые чеки на товары должны обязательно храниться вместе с проездным документом до отправления транспортного средства в рейс или до выезда из пункта пропуска через таможенную границу Украины.

МБТ в установленном порядке осуществляют торговлю всеми видами продовольственных и непродовольственных товаров, за исключением (ч. 4 ст. 420 ТКУ, п. 4 Правил № 1089):

– товаров, которые в соответствии с законом запрещены к ввозу в Украину, вывозу из Украины и транзиту через территорию Украины;

– товаров по товарным позициям 2701 – 2716 согласно УКТ ВЭД.

Помещение МБТ может включать в себя (ч. 1 ст. 421 ТКУ):

1) торговый зал (залы), в том числе бары и пункты общественного питания;

2) вспомогательные помещения;

3) склады магазина, в том числе склады для товаров, которые реализуются в торговых залах, расположенных в разных пунктах пропуска, и перемещаются между ними исключительно под таможенным контролем, и для имущества, которое используется в таких залах для реализации товаров.

Расположение МБТ и условия реализации в них товаров должны исключать возможность непосредственного ввоза этих товаров для потребления на таможенной территории Украины (ч. 2 ст. 421 ТКУ).

В помещении МБТ создается зона таможенного контроля (ч. 3 ст. 421 ТКУ), а сами товары, помещенные в таможенный режим беспошлинной торговли, в течение всего срока пребывания в этом режиме находятся под таможенным контролем (ч. 2 ст. 142 ТКУ).

Особенности таможенного оформления

Беспошлинная торговля – это таможенный режим, в соответствии с которым товары, не предназначенные для свободного обращения на таможенной территории Украины, находятся и реализуются для вывоза за пределы таможенной территории Украины под таможенным контролем в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины, открытых для международного соединения, и на воздушных, водных или железнодорожных транспортных средствах коммерческого назначения, которые выполняют международные рейсы, с условным освобождением от налогообложения таможенными платежами, установленными на импорт и экспорт таких товаров, и без применения к ним мероприятий нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе видов контроля, указанных в ч. 1 ст. 319 ТКУ (ч. 1 ст. 140 ТКУ). Подробнее об освобождении товаров от таможенных платежей см. статью "Магазины Duty Free: налоговый и бухгалтерский учет" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 47 за 2016 год).

В отношении товаров, поставляемых в МБТ, не проводятся следующие виды контроля (ч. 1 ст. 319 ТКУ):

– санитарно-эпидемиологический,

– ветеринарно-санитарный,

– фитосанитарный,

– экологический,

– радиологический.

В таможенный режим беспошлинной торговли помещаются иностранные и украинские товары, которые (ч. 1 ст. 141 ТКУ):

– ввозятся из-за пределов таможенной территории Украины или

– вывозятся с таможенной территории Украины.

Исключение составляют (ч. 2 ст. 141 ТКУ):

– товары, запрещенные к ввозу в Украину, вывозу из Украины и транзиту через территорию Украины;

– товары, поступающие в Украину как гуманитарная помощь;

– живые животные.

Иностранные товары помещаются в таможенный режим беспошлинной торговли с условным освобождением от налогообложения таможенными платежами (ч. 3 ст. 141 ТКУ).

Помещение украинских товаров в таможенный режим беспошлинной торговли для целей налогообложения считается экспортом этих товаров (ч. 4 ст. 141 ТКУ).

Товары могут находиться в таможенном режиме беспошлинной торговли в течение всего срока их пригодности для потребления и/или использования (ч. 1 ст. 142 ТКУ).

Иностранные товары, помещенные в таможенный режим беспошлинной торговли, сохраняют статус иностранных товаров (ч. 1 ст. 145 ТКУ).

Украинские товары, помещенные в таможенный режим беспошлинной торговли, получают статус иностранных товаров (ч. 2 ст. 145 ТКУ).

Украинские товары, которые не предназначены для реализации в МБТ и необходимы для обеспечения его функционирования, допускаются в помещение такого магазина (выпускаются из него) с письменным информированием органа доходов и сборов без изменения их таможенного статуса и помещения в таможенные режимы (ч. 3 ст. 145 ТКУ).

Украинские и иностранные товары, которые используются МБТ в рекламных и/или презентационных целях и не предназначены для реализации указанным магазином, размещаются в МБТ в том же порядке и на тех же условиях, что и товары, предназначенные для реализации (ч. 4 ст. 145 ТКУ).

Поставка товаров МБТ на воздушные, водные или железнодорожные транспортные средства коммерческого назначения, выполняющие международные рейсы, для реализации пассажирам этих рейсов осуществляется по письменному заявлению держателя МБТ на имя руководителя органа доходов и сборов, в зоне деятельности которого расположен магазин, или лица, исполняющего его обязанности.

Поставка проводится по договору между держателем МБТ и предприятием – эксплуатантом транспортных средств или другим предприятием, уполномоченным эксплуатантом на заключение таких договоров. Условия такого договора не должны предусматривать переход права собственности на товары, которые поставляются на транспортное средство. Засвидетельствованная держателем МБТ копия такого договора прилагается к заявлению (ч. 1 ст. 143 ТКУ).

Таким образом, поставка товаров в этом случае проводится по посредническому договору (договор комиссии, поручения, агентский договор) и право собственности на них остается у держателя МБТ.

Учет товаров, которые поставляются МБТ на воздушные (водные или железнодорожные) транспортные средства коммерческого назначения, выполняющие международные рейсы, и возвращаются с этих транспортных средств в магазины, поставлявшие эти товары, ведется держателями МБТ отдельно от учета других товаров, реализуемых указанными магазинами (ч. 5 ст. 143 ТКУ).

Орган доходов и сборов, в зоне деятельности которого расположен МБТ, утверждает технологическую схему поставки товаров магазином на воздушные (водные или железнодорожные) транспортные средства коммерческого назначения, которые выполняют международные рейсы (ч. 6 ст. 143 ТКУ).

Следует учесть, что поставка товаров МБТ на железнодорожные транспортные средства коммерческого назначения, выполняющие международные рейсы, для реализации пассажирам осуществляется при условии, что такие транспортные средства не будут делать во время осуществления рейса остановок на железнодорожных станциях, расположенных на таможенной территории Украины (ч. 19 ст. 143 ТКУ).

Таможенный режим беспошлинной торговли завершается путем (ч. 1 ст. 146 ТКУ):

– реэкспорта товаров, помещенных в этот таможенный режим;

– помещения товаров в другой таможенный режим, который допускается ТКУ;

– при конфискации товаров (ч. 4 ст. 146 ТКУ);

– в случае полной потери товаров вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, при условии подтверждения таких фактов (ч. 4 ст. 146 ТКУ).

В случае порчи товаров, помещенных в таможенный режим беспошлинной торговли, эти товары подлежат помещению в таможенный режим уничтожения или разрушения держателем магазина беспошлинной торговли (ч. 2 ст. 146 ТКУ).

Обязанности держателя МБТ

Держатель МБТ до открытия магазина должен получить разрешение на открытие и эксплуатацию МБТ. Это разрешение выдает таможенный орган и орган охраны государственной границы, в зоне деятельности которых планируется открыть магазин (ч. 1 ст. 406 ТКУ, п. 3 Порядка № 692).

Для получения разрешения держатель МБТ подает заявление на открытие и эксплуатацию магазина беспошлинной торговли по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.06.2012 г. № 692, а также документы, указанные в п. 4 Порядка № 692.

Если документы отвечают нормативным требованиям, в течение 15 рабочих дней после их поступления в таможенный орган заявителю предоставляется разрешение на открытие и эксплуатацию МБТ (п. 7 Порядка № 692). После этого предприятие включается таможенным органом в Реестр МБТ (п. 8 Порядка № 692).

В случае приостановления действия разрешения на открытие и эксплуатацию МБТ продажа (поставка) товаров этим магазином и размещение в нем новых партий товаров запрещаются (ч. 1 ст. 423 ТКУ).

В течение 30 дней со дня аннулирования разрешения на открытие и эксплуатацию МБТ товары, находящиеся в этом магазине и находящиеся в таможенном режиме беспошлинной торговли, подлежат декларированию держателем магазина в другой таможенный режим в соответствии с ч. 1 ст. 146 ТКУ или размещению в порядке, установленном ТКУ, в другом магазине беспошлинной торговли (ч. 2 ст. 423 ТКУ).

! По нормам ч. 1 ст. 479 ТКУ нарушение установленных ТКУ порядка или сроков распоряжения товарами, размещенными в МБТ, в случае ликвидации магазина или приостановления действия или аннулирования разрешения на его открытие и эксплуатацию влекут за собой наложение штрафа в размере 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17000 грн).

Держатели МБТ могут в порядке, предусмотренном ТКУ, получить разрешение на открытие и эксплуатацию таможенного склада или склада временного хранения закрытого типа для хранения и последующей поставки в эти магазины всех видов товаров, в том числе подакцизных, кроме товаров, ввоз которых на таможенную территорию Украины, вывоз за пределы таможенной территории Украины и/или перемещение по таможенной территории Украины транзитом запрещено законом (ч. 2 ст. 422 ТКУ).

Держатель МБТ обязан (ч. 1 ст. 422 ТКУ):

1) своевременно декларировать органу доходов и сборов, в зоне деятельности которого находится магазин, товары, поступающие в магазин или выбывающие из магазина, в том числе товарные недостачи, которые возникли не в результате преднамеренных действий держателя магазина, и подавать все документы, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления этих товаров. Особенности заполнения таможенной декларации при помещении товаров в таможенный режим беспошлинной торговли изложены в разделе II Порядка № 651;

2) исключить возможность поступления товаров в магазин и принимать все возможные меры относительно предотвращения изъятию товаров из магазина вне таможенного контроля, в том числе возникновению товарных недостач;

3) придерживаться положений ТКУ и других законодательных актов Украины относительно условий деятельности МБТ;

4) вести учет товаров, которые поступают в МБТ и реализуются им, и ежеквартально подавать органу доходов и сборов, в зоне деятельности которого находится магазин, отчет о движении товаров в магазине. Формы Отчета о движении товаров в магазине беспошлинной торговли и Отчета о товарах, поставленных, реализованных и не реализованных на воздушном (водном или железнодорожном) транспортном средстве, утверждены приказом Миндоходов от 16.12.2013 г. № 803.

Отчет о движении товаров в магазине беспошлинной торговли подается ежеквартально в течение 10 календарных дней, которые следуют за последним календарным днем отчетного квартала (ч. 2 Приказа № 803).

В соответствии с ч. 1 ст. 475 ТКУ непредставление держателем МБТ отчета о движении товаров, а также нарушение порядка ведения учета таких товаров влекут за собой наложение штрафа в размере 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн).

Также на эту тему читайте статью "Магазины Duty Free: особенности валютного регулирования и наличного обращения" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 47 за 2016 год).




Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения



1. ТКУ – Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

2. Порядок № 692 – Порядок представления и рассмотрения заявлений, предоставления, приостановления действия, аннулирования разрешений на открытие и эксплуатацию магазина беспошлинной торговли, утвержденный приказом Минфина от 08.06.2012 г. № 692.

3. Порядок № 651 – Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденный приказом Минфина от 30.05.2012 г. № 651.

4. Правила № 1089 – Правила продажи товаров магазинами беспошлинной торговли, утвержденные постановлением Кабмина от 17.07.2003 г. № 1089.

5. Приказ № 803 – приказ Миндоходов "Об утверждении форм отчета о движении товаров в магазине беспошлинной торговли и отчета о товарах, поставленных, реализованных и не реализованных на воздушном (водном или железнодорожном) транспортном средстве" от 16.12.2013 г. № 803.







Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Система ЛІГА:ЗАКОН

Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН

Ще більше матеріалів та аналітики в системах ЛІГА:ЗАКОН

Отримати БЕЗКОШТОВНИЙ
доступ до ЛІГА:ЗАКОН