|
|
Предыстория (ситуация)
В далеком 2011 году простой гражданин Украины получил в банке ипотечный кредит в иностранной валюте на 8 лет.
|
Ипотечный жилищный кредит – финансовый кредит, предоставляемый физическому лицу банковским или другим финансовым учреждением согласно закону сроком не менее чем на 5 полных календарных лет для финансирования расходов, связанных с приобретением квартиры или жилого дома либо строительством жилого дома, которые предоставляются в собственность заемщика, с принятием кредитором такого жилья в залог (пп. 14.1.87 НКУ). |
В течение 2011 – 2013 годов оплата процентов осуществлялась регулярно. "Тело" кредита погашалось в предусмотренные договором сроки. Однако валютный курс в 2014 году резко подскочил вверх. Проценты так же регулярно начислялись и оплачивались, а вот с погашением долга по "телу" становилось все хуже и хуже. В 2015 году банк и гражданин договорились, что ипотечный кредит в иностранной валюте без конвертации погашается по индивидуальной схеме 50/50. То есть физическое лицо возвращало определенную сумму средств по "телу" кредита и такую же сумму (по "телу") банк прощал. Долгов по процентам по кредиту не было. Между банком и физическим лицом был заключен договор об аннулировании долга и дополнительно подписано обеими сторонами уведомление о прощении долга.
Начало истории
Чтобы понять, какие последствия возымели действия банка для физического лица, обратимся к абз. "д" пп. 164.2.17 НКУ, которым предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налогов включается доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо* в виде основной суммы долга (кредита) налогоплательщика, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности, в случае если его сумма превышает 50 % одной минимальной заработной платы (далее – МЗП) (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году – 609,00 грн).* Дополнительные блага – денежные средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, прочие виды дохода, выплачиваемые (предоставляемые) налогоплательщику налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с исполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким налогоплательщиком (кроме случаев, прямо предусмотренных нормами разд. IV НКУ) (пп. 14.1.47 НКУ).
Кредитор обязан уведомить налогоплательщика-должника путем:
• или направления заказного письма с уведомлением о вручении;
• или заключения соответствующего договора;
• или предоставления уведомления должнику под подпись лично о прощении (аннулировании) долга,
и включить сумму прощенного (аннулированного) долга в налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, по итогам отчетного периода, в котором такой долг был прощен.
|
Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога – это форма № 1ДФ. Сумма прощенного долга должна быть отражена по признаку дохода "126". |
Должник самостоятельно уплачивает налог с таких доходов и отражает их в годовой налоговой декларации.
В случае неуведомления кредитором должника о прощении (аннулировании) долга в порядке, определенном НКУ, такой кредитор обязан исполнить все обязанности налогового агента в отношении доходов, определенных НКУ.
В нашем случае банк выполнил все требования НКУ: был заключен договор об аннулировании долга и дополнительно подписано обеими сторонами уведомление о прощении (аннулировании) долга. То есть налоги с суммы прощенного долга физическое лицо должно было уплатить самостоятельно.
Правильный порядок действий физического лица в 2016 году по результатам 2015 года
Согласно п. 167.1 НКУ ставка налога в 2015 году составляла 15 % базы налогообложения по доходам, начисленным (выплаченным, предоставленным) плательщику (кроме случаев, определенных в п. п. 167.2 – 167.6 НКУ), если база налогообложения для месячного налогооблагаемого дохода не превышала десятикратный размер МЗП, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2015 году – 12180 грн).Если база налогообложения в календарном месяце превышала десятикратный размер МЗП, к сумме такого превышения применялась ставка 20 % (дополнительно см. письмо ГФСУ от 30.03.2016 г. № 3260/П/99-99-17-03-03-14).
Согласно п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ временно был введен военный сбор, объектом налогообложения которым являются доходы, определенные ст. 163 НКУ, в частности общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в состав которого включается дополнительное благо. Ставка сбора составляет 1,5 % объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ.
Таким образом, физическое лицо должно было бы до 1 мая 2016 года представить в налоговую службу по месту регистрации налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах с указанием суммы прощенного долга, а также рассчитать НДФЛ и военный сбор. Уплатить же начисленные суммы в бюджет необходимо было до 01.08.2016.
К сожалению, ни одно из указанных действий физическое лицо не выполнило.
Возможное продолжение истории
Согласно п. 123.1 НКУ если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства на основаниях согласно пп. 54.3.1 НКУ, в частности налогоплательщик не представил в установленные сроки налоговую декларацию, данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении суммы его налоговых обязательств, то это влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства.В случае, если физическое лицо представляет годовую налоговую декларацию по истечении предельного срока представления, то есть после 1 мая, то согласно пп. 54.3.1 НКУ контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежного обязательства плательщика налогов. Орган ГНС проводит камеральную проверку и составляется акт, в котором отражаются факты нарушения налогоплательщиком требований НКУ и определяется сумма денежного обязательства. Такая сумма указывается в уведомлении-решении, которое согласно п. 86.8 НКУ направляется (вручается) налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 НКУ.
В соответствии с п. 57.3 НКУ в случае определения денежного обязательства контролирующим органом на основания, указанных в пп. 54.3.1 НКУ, плательщик налогов обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.
Однако действующим законодательством не урегулировано, в какие сроки налоговая служба должна провести свои расчеты, если декларация так и не будет представлена. Общий срок исковой давности составляет 1095 дней. То есть если конкретным физическим лицом заинтересуются налоговые службы, то существует вероятность того, что налоговая осуществит определенные административные действия. В таком случае она определит самостоятельно сумму налоговых обязательств и потом будет проведена процедура, описанная выше.
За непредставление или несвоевременное представление декларации налогоплательщик – физическое лицо может быть привлечен к:
– административной ответственности по ст. 1641 КоАП. Непредставление или несвоевременное представление декларации влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 НМДГ (от 51 грн до 136 грн). Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере от 5 до 8 НМДГ (от 85 грн до 136 грн). Срок давности для применения этого штрафа составляет два месяца со дня совершения правонарушения;
– финансовой ответственности по п. 120.1 НКУ. Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком либо другими лицами, которые обязаны начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
И, наконец, о льготах
С 01.01.2016 вступили в силу изменения в пп. 165.1.59 НКУ, внесенные Законом № 909, согласно которым сумма, прощенная кредитором в порядке, предусмотренном законом относительно реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученным на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты), не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика.Тем не менее, как утверждают налоговики в письме ГФСУ от 26.05.2016 г. № 5522/К/99-99-13-02-03-14, указанные нормы распространяются на доход, полученный налогоплательщиком, начиная с 01.01.2016, при условии вступления в силу Законом Украины "О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученным на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты)".
Однако указанный Закон так и не вступил в силу, поскольку сейчас он существует только в виде Законопроекта № 4004-д.
Резюме статьи
Вывод 1. Учитывая, что доход в виде основной суммы долга, прощенного кредитором, получен в 2015 году, то согласно п. 179.1 НКУ физическое лицо обязано было представить налоговую декларацию до 01.05.2016 и уплатить налоговое обязательство по НДФЛ и военному сбору до 01.08.2016.
Вывод 2. На сегодняшний день при аннулировании ипотечного кредита в 2016 году сумма долга не может быть освобождена от налогообложения из-за отсутствия соответствующего закона.
Наталия Салова,
Налоговый консультант, сертифицированный аудитор, IAB, САР
Налоговый консультант, сертифицированный аудитор, IAB, САР
1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
2. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
3. Закон № 909 – Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" от 24.12.2015 г. № 909-VIII.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |