|
(Наталья В.)
|
140.5 Финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается:
<...>
140.5.4 на сумму 30 процентов стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме указанных в пункте 140.2 и в подпункте 140.5.5 этого пункта и операций, которые признаны контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса), приобретенных у:
- неприбыльных организаций, кроме случаев, когда сумма стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг, приобретенных у таких организаций, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, и кроме бюджетных учреждений. В случае если сумма операций превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, корректировки финансового результата до налогообложения, определенные настоящим подпунктом, проводятся на всю сумму операций;
- нерезидентов (в том числе нерезидентов – связанных лиц), зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в подпункте 39.2.1.2 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса.
Требования настоящего подпункта могут не применяться налогоплательщиком, если:
операция является контролируемой и сумма таких расходов соответствует уровню обычных цен, что обосновано в отчете о контролируемых операциях и соответствующей документации, представляемых в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса; или операция не является контролируемой и сумма таких расходов подтверждается налогоплательщиком по правилам обычных цен в соответствии с процедурой, установленной статьей 39 настоящего Кодекса, но без представления отчета.
Конструкция части первой пп. 140.5.4 НКУ во взаимосвязи со ст. 39 НКУ указывает на то, что эту корректировку применяют в операциях, не являющихся контролируемыми. Это подтверждают слова в скобках: "(кроме <…> операций, которые признаны контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса)".
А если уж предприятие осуществило контролируемые операции, то предполагается, что оно должно, руководствуясь ст. 39 НКУ, доказывать "обычность" цены в документации по ТЦО или же корректировать финансовый результат до уровня, соответствующего принципу "вытянутой руки" (который также обосновывается в документации).
Впрочем, мы не исключаем возможность применения пп. 140.5.4 НКУ и в отношении операций, соответствующих признакам контролируемых. Обратите внимание на часть вторую пп. 140.5.4 НКУ, которая разрешает не применять корректировку в четко определенных случаях: "Требования настоящего подпункта могут не применяться налогоплательщиком, если операция является контролируемой и сумма таких расходов соответствует уровню обычных цен, что обосновано <...>".
А если идти от обратного: операция является контролируемой, но соответствие суммы расходов уровню обычных цен не обосновано? В таком случае, очевидно, разрешение "требования могут не применяться" уже не работает, т. е. они должны применяться.
Понятно, что в данном случае часть вторая пп. 140.5.4 НКУ не вполне согласована с первой. И тем не менее, мы видим, что определенные основания для 30 %-го уменьшения финансового результата до налогообложения по строке 3.1.7 приложения РІ в рассматриваемой ситуации можно найти.
Поэтому, если вы не обоснуете соответствие суммы расходов уровню обычных цен, то обратную корректировку "- 30 %" путем подачи уточняющей декларации налоговики, скорее всего, сочтут безосновательной.
При этом надо еще и учесть, что подача уточняющего расчета за период, который уже проверялся контролирующим органом, является основанием для внеплановой документальной проверки (пп. 78.1.3 НКУ), в ходе которой налоговики наверняка затребуют документацию по данным контролируемым операциям по приобретению товаров у офшорных нерезидентов. Тут, как говорится, "к гадалке не ходи".
Резюме статьи
Таким образом, если у вас есть желание побороться за часть расходов, то исправление ошибки необходимо начать именно с определения уровня обычных цен и составления документации по ТЦО. А уже затем в уточняющей декларации за 2015 год исправление в строке 3.1.7 приложения РІ должно сопровождаться корректировкой расходов через приложение ТЦ до уровня обычных цен в соответствии с требованиями ст. 39 НКУ.
Юрий Цыганок,
сертифицированный специалист IAS IPFM, САР,
руководитель бухгалтерского направления, ЛІГА:ЗАКОН
сертифицированный специалист IAS IPFM, САР,
руководитель бухгалтерского направления, ЛІГА:ЗАКОН
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Законодательство, связанное с этой статьей,
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
консультации и комментарии налоговых органов –
все это Вы найдете в системах ЛІГА:ЗАКОН.
Система ЛІГА:ЗАКОН |
|
Демо-версия ЛІГА:ЗАКОН |